Сочинение прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.
Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.
Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.
В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:
- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;
- покаяния и исповеди;
- молитвы и поста;
- послушания и смирения;
- духовного рассуждения;
- любви к Богу и ближнему;
- жизни в миру и монашеской жизни, и др.
Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.
Ответ 206, того же великого старца к тому же.
Любезный мой брат Андрей, послушай! Если те, которые получают от царя новые золотые монеты, берегут их тщательно и осторожно, то они сохраняют свой блеск и чистоту свою; если же нерадят о них, то (монеты) не только ржавеют, но даже и пропадают; потому-то один мудрец и сказал: «Завязывай серебро свое». А я говорю тебе: не только завяжи – несомненною верою, но и запечатай смирением и сохранением терпения, которыми спасается терпящий. Смело говорю тебе, потому что Бог попустил мне сказать это: чрез меня, худейшего, говорит тебе великий Ходатай Иисус, Сын Благословенного Отца, Податель Святого Духа: прощаются тебе многие грехи твои, от рождения твоего и доныне сделанные. Итак, приняв сию великую и неизреченную радость, возлюби Его всею силою, принося «плод достоин покаяния» (Мф. 3:8), взывая со святым Павлом сладкозвучные слова сии: «Кто ны разлучит от любве Христовы? скорбь ли, или теснота... или глад, или нагота, или беда, или страх, или меч?" (Рим. 8:35). Говоря Христу: «Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за Возлюбившаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:36–39). И поучайся в этом, не только произнося устами, но исполняй сие и делами; ибо сказано: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19). Ты получил великое достоинство, покажи и великие дела, достойные терпения и благодарения, которыми достигают совершенства; да будем и мы достойны оного о имени Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Рассуждай о сем часто и деятельно, вкушай сладость (слов сих) и почувствуешь благоухание, которое они издают душе твоей и другим, кому случится. Мужайся о Господе и крепись, о благоговейнейший!
