Источник

Вопрос 311. Помысл говорит мне, что безмолвие всего нужнее и что оно мне полезно; справедливо ли он мне так внушает?   

Ответ Иоанна. В чем состоит безмолвие, как не в том, чтобы удерживать сердце свое от того, чтобы давать (другим вещи) и (самому) принимать (от них), от человекоугодия и прочих подобных действий. Когда Господь обличил книжника через притчу о впадшем в руки разбойников и притом спросил его: «Кто был ближний его?» – книжник отвечал: «сотворивый милость с ним» (Лк. 10:37); и еще сказал Господь в Писании: «милости хощу, а не жертвы» (Мф. 12:7). Если и ты веришь, что милость более жертвы, то к милости преклони твое сердце. Безмолвие дает человеку повод к высокоумию прежде, нежели он приобретет самого себя, т. е. будет непорочен. Тогда (только) имеет место (истинное) безмолвие, когда человек понес уже крест. Итак, если будешь сострадать (ближним), получишь помощь; если же удержишь себя (от сострадания), желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь. Итак, не уклоняйся ни вовнутрь, ни вовне, но держись средины, разумевая, что есть воля Господня, «яко дние лукави суть» (Еф. 5:16).


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle