Сочинение прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.
Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.
Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.
В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:
- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;
- покаяния и исповеди;
- молитвы и поста;
- послушания и смирения;
- духовного рассуждения;
- любви к Богу и ближнему;
- жизни в миру и монашеской жизни, и др.
Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.
Вопрос 392. Когда же бывает приличное время, чтобы принимать в ум память о Боге, и память страха Его, дабы умиляться от них на исправление согрешений?
Ответ. Огонь по естеству своему горяч, и кто желает употреблять его, не имеет его разведенным постоянно, но предпочитает держать сокрытым для того, чтобы, когда пожелает, мог развести его и согреться. Так надобно поступать и в упомянутом случае; ибо в нас входят побуждения и со стороны врага, и он всевает их безвременно, предлагая под видом страха Божия и желая чрез то или вовлечь кого-нибудь в печаль, или смутить ум его, под предлогом предстоящего ему занятия, не заботящийся о том, чтобы рассудить, каков его помысл. Такую же хитрость употребляют и скрадывающие домы человеческие. Если они не заметят прежде, что живущие в них оставили осторожность, то не могут обокрасть их. Вспоминай же всегда Екклезиаста, который сказал: «время всяцей вещи» (Еккл. 3:1), и говори себе: сделаю теперь со страхом Божиим то, что предстоит мне, и тогда, освободившись от дела, займусь твоим93 счетом, и сделаю это не своею премудростью, а силою Бога нашего, испытующего сердца и утробы. Временем же, приличным для испытания помыслов, пусть будут для тебя утренние и вечерние часы, в которые вопрошай себя: как я провел ночь или день? И если усмотришь какое-либо согрешение, постарайся исправиться при помощи Христа.
* * *
Примечания
Речь обращена к тому всеянному врагом помыслу, о котором сказано выше в сем же ответе.
