Сочинение прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) носит в русском переводе заглавие «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (греческое заглавие – «Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας»). В нем отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.
Книга построена в форме диалога между духовными наставниками и их учениками. Вопросы (всего 850) касаются самых разнообразных аспектов духовной жизни, начиная от простых практических советов и заканчивая глубокими богословскими размышлениями. Некоторые ответы были записаны аввой Иоанном Миросавским, отшельниками Павлом и Евфимием, преемником аввы Серида Елианом, а также аввой Дорофеем.
Ответы прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка основаны на Священном Писании, опыте святых отцов и личном духовном опыте. Они адресованы: отшельникам; братьям, живущим в общежитии; епископам и мирянам.
В книге рассматриваются вопросы, касающиеся:
- искоренения страстей, борьбы с помыслами и приобретения добродетелей;
- покаяния и исповеди;
- молитвы и поста;
- послушания и смирения;
- духовного рассуждения;
- любви к Богу и ближнему;
- жизни в миру и монашеской жизни, и др.
Сочинение является одним из важнейших памятников аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв.
Вопрос 719. Когда в церкви возглашается Трисвятое, и я близ нее сижу с отцами или мирянами, – то встать ли мне и напомнить ли о сем другим, сидящим со мною, или нет?
Ответ. Если это будут отцы, то как они сделают, так и ты сделай; если же мирские будут, старшие тебя, и ты знаешь, что (когда напомнишь им) они соблазнятся, то хорошо сохранить совесть их и поступить так, как они поступят. Впрочем, ты можешь и сидя с ними сказать Трисвятое в сердце своем; а когда что-либо препятствует тебе, то и память о сем может заменить самое действие. Если же сидящие с тобою не старше тебя, то встань и произнеси Трисвятое, и чрез сие поощрить их к тому же не будет неуместно, а они пусть поступят как хотят.