преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Молитва

Вопрос 421. Когда отягощаюсь помыслами при псалмопении или без оного и призываю в помощь имя Божие, то враг внушает мне, что непрестанное призывание имени Божия ведет к возношению, ибо человек может при том думать, что он хорошо делает. Как надлежит помышлять о сем?

Ответ. Мы знаем, что болящие всегда требуют врача и врачеваний его и обуреваемые непрестанно спешат к пристанищу, дабы не постигло их потопление. Посему-то и Пророк взывает, говоря: «Господи! Ты нам прибежище в род и род» (Пс. 89, 1), и еще: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45, 1). Если же Он – прибежище наше, то вспомним, что говорит Он: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49, 15). Итак, научимся тому, что во время скорби непрестанно надобно призывать Милостивого Бога. Призывая же имя Божие, да не возносимся помыслом. Кто, кроме безумного, превозносится, получая от кого-либо помощь? Мы же, как имеющие нужду в Боге, призывая имя Его в помощь на супротивных, если не безумны, то не должны возноситься помыслом, ибо по нужде призываем и скорбя прибегаем. Сверх сего, мы должны знать, что непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач изыскивает потребное врачевание или пластырь на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как сие делается, так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как сие совершается.

Вопрос 422. Когда мне кажется, что помысл мой безмолвствует и не скорбит, хорошо ли и тогда поучаться в призывании имени Владыки Христа? Ибо помысл говорит мне: теперь, когда мы находимся в мире, в сем нет надобности.

Ответ. Мы не должны думать, что имеем сей мир, доколе признаём себя грешными, ибо в Писании сказано: «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 48, 22). Если же нет мира грешникам, то каков мир этот? Убоимся, ибо написано: «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1Сол. 5, 3). Случается же, что и враги с хитростью дают сердцу на короткое время ощущать тишину для того, чтобы прекратилось призывание имени Божия, ибо им небезызвестно, что от призывания Его они обессилеваются. Зная сие, не престанем призывать в помощь имя Божие: ибо есть молитва, а Писание говорит: «непрестанно молúтесь» (1Сол. 5, 18). Непрестанное же не имеет конца.

Вопрос 424. Если во время псалмопения, или молитвы, или чтения придет худой помысл, должно ли обратить на него внимание и оставить на время псалмопение, молитву или чтение для того, чтобы воспротивиться ему чистыми помыслами?

Ответ. Пренебреги им, вникни тщательнее в псалмопение, молитву или чтение, чтобы заимствовать силу от произносимых тобою слов. Если же станем упражняться во вражиих помыслах, то никогда не будем в состоянии сделать что-либо доброе, внимая тому, что внушает враг. Хотя же видишь, что хитросплетение его мешает псалмопению, молитве или чтению, то и тогда не вступай с оными в прение, потому что это дело не твоей силы, но постарайся призывать имя Божие, и Бог поможет тебе и упразднит ухищрение врагов, ибо Его сила и слава вовеки, аминь.

Вопрос 425. Как приобрести умиление в молитве, чтении и псалмопении?

Ответ. Умиление приходит от всегдашнего воспоминания. Итак, молящийся должен привести себе на память делá свои и то, как бывают судимы делающие подобное оным, и страшный оный глас: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» и проч. (Мф. 25, 41). Воспоминание же грехов разумею не каждого порознь, чтобы иногда и чрез припоминание оных враг не ввел нас в оное пленение, но достаточно лишь вспомнить, что мы виновны во грехах. Если же и после сего будет продолжаться нечувствие, то не усомнимся, ибо нередко такое медление бывает от Бога – на искушение человеку, претерпит ли он сию холодность. А при чтении и псалмопении умиление зависит от того, чтобы человек возбудил ум свой ко вниманию произносимых им слов и воспринял в свою душу силу, заключающуюся в них: от благих – чтобы быть ревностным ко благому, от тех же, где говорится о воздаянии за зло, – дабы избежать того, что угрожает делающим злое. А пребывая в размышлении о сем, не ослабевай, если и тогда еще будет оставаться в тебе упомянутое нечувствие, ибо Милостив, и Щедр, и Долготерпелив Бог, принимающий наше тщание. Вспоминай всегда псалмопевца, который говорит: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» и проч. (Пс. 39, 1). Поучаясь в сем, уповай, что вскоре посетит тебя милость Божия.

622. Тот же брат, успокоившись относительно сего, так вопросил того же великого старца: боголюбие твое изрекло, что грешный может загладить грехи свои покаянием, как же это? Разве он не нуждается в молитвах святых, но сам собою достаточен для того? Если же и сам не принесет истинного покаяния, а святые помолятся о нём, то не прощаются ли грехи его ради них?

Ответ. Если человек сам не потрудится, по силе своей, и не присоединит собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться. Когда они будут и поститься, и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва их о нём? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании: «Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления?» (Сир. 34, 23). Если бы возможно было, чтобы тот, о котором молятся святые, спасался, нимало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом и всех грешных людей мира сего? Но хотя грешный и потрудится несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного. Ибо Апостол говорит: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16), то есть когда святой и праведный молится за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием; будучи сам собою недостаточен к уплате долгов своих, он приносит малое, а молитвы святых – многое. Например: кому-нибудь надобно перенести десять мер [μόδιος] пшеницы, а он не может понести и двух, но найдет богобоязненного человека, который понесет за него девять мер, а ему оставит одну только и таким образом даст ему возможность спастись и предохранит его от разбойников, которые могли бы убить его на пути. То же самое бывает и здесь. Еще подобен грешник человеку, который должен другому сто золотых монет; когда заимодавец напомнил ему об отдаче долга, он пошел к одному благочестивому и богатому человеку и просил его, из любви, дать ему, сколько может. Богатый же, будучи человеколюбив и видя скорбь его, сжалился над ним и сказал: «Брат! Что у меня есть, отдам за тебя, и ты освободишься от твоей расписки».

Итак, от должника уже зависит постараться дать немногое и избавиться от многого, ибо доколе тот милосердный человек не увидит, что он принес десять золотых монет, то усомнится сам дать девяносто, зная, что заимодавец не возвратит расписки, пока не получит полных ста, которые он давал в долг.

Молитва непрестанная

Вопрос 716. Во время беседы с кем-либо хорошо ли призывать имя Божие?

Ответ. И во время беседы, и прежде беседы, и после беседы, во всякое время и во всяком месте до́лжно призывать имя Божие. Писание говорит: «непрестанно молúтесь» (1Сол. 5, 17); ибо чрез сие упраздняется всякое искушение.

Вопрос 438. Когда сижу за чтением или за рукоделием и хочу помолиться, помысл побуждает меня, чтобы я обратился к востоку, как я должен делать, отец мой?

Ответ. Сидишь ли ты, ходишь ли, занят ли чем, ешь ли, или иное что делаешь ради потребности телесной, к востоку ли, или к западу случится быть обращенным, не сомневайся молиться, ибо мы получили заповедь делать сие «непрестанно» и на всяком месте. В Писании сказано: «Пойте Богу нашему... превозносúте Шествующего на небесах; имя Ему: Господь» (Пс. 67, 5), а это показывает, что Бог везде. Когда и голова у тебя покрыта, не оставляй молитвы, но наблюдай лишь то, чтобы делать сие не с пренебрежением.

Вопрос 717. Как может человек непрестанно молиться?

Ответ. Когда кто бывает наедине, то должен упражняться в псалмопении и молиться устами и сердцем; если же кто будет на торгу и вообще вместе с другими, то не следует молиться устами, но одним умом. При сем надлежит соблюдать глазá, для избежания рассеяния помыслов и сетей вражиих.

Вопрос 718. Когда молюсь или упражняюсь в псалмопении и не ощущаю силы произносимых слов, по причине сердечного нечувствия, то какая мне польза от сего моления?

Ответ. Хотя ты и не ощущаешь силы того, что произносишь, но бесы ощущают ее, слышат и трепещут. Итак, не переставай упражняться в псалмопении и молитве, и мало-помалу, помощию Божиею, нечувствие твое преложится в мягкость.

Молитва об обижающем:

Вопрос 556. Брат вопросил того же старца: когда я услышу о ком-либо, что он худо говорит обо мне, что делать?

Ответ. Тотчас встань на молитву и помолись сперва о нём, потом о себе, говоря: Господи Иисусе Христе! Помилуй сего брата и меня, непотребного раба Твоего, и покрой нас от лукавого, молитвами святых Твоих. Аминь.

Молитва о ближних

Вопрос 246, того же к тому же.

Что есть послушание? О чём я должен молиться? И если кто скажет мне: помолись обо мне, – что мне делать? Должен ли я всегда поминать его?

Ответ. Послушание состоит в том, чтобы отсекать свою волю. Но без труда никто не может приобрести послушание. Когда ты пребываешь в келии ради послушания, а не ради телесного покоя, это не есть твоя воля, и ты пребываешь так не по пристрастию, но угождаешь Богу. Если же ты пребываешь, услаждаясь успокоением, то не угождаешь Богу. В молитве же говори: «Господи! Избави меня от грехов моих и от страстей бесчестных». Когда кто скажет: «Помолись обо мне», – скажи в сердце своем: «Бог да помилует нас», – и этого достаточно. А поминать его всегда – дело не твое, но совершенных, могущих молиться друг о друге.

Вопрос 541. Брат вопросил другого старца, Иоанна: отец мой! Помолись обо мне Господа ради и скажи мне: хорошо ли многократно просить отцов за нас, хотя они уже и уверили нас, что делают это? И не кажется ли, что мы некоторым образом искушаем их чрез сие?

Ответ прп. Иоанна. Брат! Много раз писал я тебе о молитве, что мы, по заповеди Божией, должны молиться друг за друга, особенно же когда один просит о сем другого, тогда еще гораздо более обязаны мы сие делать. Итак, мы не можем не молиться по силе нашей. Просить же молитвы отцов наших полезно, ибо сказано: «молúтесь друг за друга» (Иак. 5, 16), и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5, 31), и не должно пренебрегать сим, вспоминая неотступность упоминаемой в Евангелии вдовицы к судье неправедному. Итак, как «знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 8), то почему не сказал Он: «Не просите – Я знаю, чего вы желаете, прежде нежели будете просить Меня», но Сам сказал: «Просúте – и дано будет вам» (Мф. 7, 7) и проч. И потому хорошо просить, чтобы и получить, по Его обетованию. Когда, просишь молитвы у старца, скажи ему: «Авва, я страдаю сильно и прошу тебя, помолись обо мне, как ты знаешь, ибо я имею нужду в милости Божией». И Бог, как Ему угодно, окажет тебе милость Свою, ибо Ему свойственно человеколюбие; Ему и слава вовеки, аминь.

Вопрос 673. Тот же просил того же старца Иоанна помолиться об одном бесноватом.

Ответ. Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящиеся за него будут услышаны, ибо «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16), и Господь сказал: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Молитва об исцелении

Вопрос 381. Если я попрошу помолиться святых о душевной страсти или телесной болезни и верую, что тотчас же последует исцеление, бывает ли так, хотя мне и неполезно немедленное исцеление?

Ответ прп. Иоанна. Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно; предоставь это сказавшему: «знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 8). Помолись же Богу, говоря так: «Владыко! Я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей и, если мне полезно, исцели меня вскоре». Проси помолиться о том же и святых и веруй несомненно, что Бог сотворит полезное для тебя, и благодари Его во всём, вспоминая слово Писания: «за всё благодарите» (1Сол. 5, 18), – и получишь пользу душевную и телесную.

Молитва сидя

Вопрос 506. Помолись обо мне, отец мой, и скажи мне, что это значит: когда я хочу петь псалмы или молитвы, ощущаю леность, и наиболее тогда, когда бывает холодно. И потому я уже несколько ночей совершаю псалмопение и молитву сидя. Боюсь, не от разленения ли это происходит. Итак, удостой меня, отец мой, вразумления и помолись, чтобы мне исполнять всё, что [по другому чтению: что говорю тебе] ни скажешь мне.

Ответ. Всем заповедано молиться друг за друга (см. Иак. 5, 16). А отчего происходит то, о чём ты спрашиваешь, знай, что частью примешивается сюда семя бесовское, а частью и немощь телесная. Итак, ежели ты будешь совершать псалмопение и молитву сидя, но с умилением, это не препятствует тому, чтобы служение твое было угодно Богу, ибо кто и стоя совершает его, но рассеянно, труд того не вменяется ни во что. Господь да поможет тебе, брат. Аминь.

508. Тот же брат, будучи болен и не в силах совершать свое молитвенное служение стоя и принимать пищу однажды в день, просил того же великого старца помолиться о нём и дать ему наставление касательно сего.

Ответ. Когда евреям предлежало освободиться из рабства египетского, они терпели великую скорбь и тесноту, находясь между морем и варварскими руками. И, несмотря на знамения и чудеса, которые очи их видели на египтянах и во всей стране Египетской, они забыли Бога, сотворившего чудеса сии, и близки были к отчаянию в своем спасении, видя, что фараон со всею своею силою хочет напасть на них. Один только Моисей остался среди них непоколебимым в уповании на всесильного Бога. Но так как «близок Господь... ко всем призывающим Его в истине» (Пс. 144, 18), то, когда Моисей взывал от сéрдца и дверь молчания лежала на устах его, Сердцеведец отвечал: «что ты вопиешь ко Мне?.. подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше... и покажу славу Мою на фараоне и на всём войске его» (Исх. 14, 15–16).

Так и здесь. Есть болезнь, и есть запинание бесовское: отсюда ско́рби и смущение помыслов. Тело ослабевает от болезни и запинается отягощением от бесов. А когда Моисей возопиет молча, то есть ум будет бодрствовать и взывать, во время ли сидения или возлежания, то услышит его Знающий «тайны сéрдца» (Пс. 43, 22), и исполнится слово Писания: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5, 2). И Господь запретит морю, говоря: «Открой путь людям Моим», – и тогда потонет фараон со всем воинством, и народ получит тишину, чтобы совершать праздник Богу. Итак, стоишь ли ты, или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении. Предавайся молитве, непрестанно прибегая к Богу, днем и ночью, и тогда враги, борющие душу, отступят постыженные. Принимать пищи можно и дважды в день; вкушай ее благочинно и со страхом Божиим – и, без сомнения, не будешь осужден. Сие значит, что ничего не должно вкушать по похотению, но когда имеешь, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу.

Прошу же тебя помолиться обо мне, чтобы я благодушно и с веселием мог идти путем, простертым предо мною, ровным, углаженным, – путем, полным мира, радости и веселия, света и радования, которым невозможно насытиться и кроме которого нет иного.

Вопрос 719. Когда в церкви возглашается Трисвятое, и я близ нее сижу с отцами или мирянами, то встать ли мне и напомнить ли о сем другим, сидящим со мною, или нет?

Ответ. Если это будут отцы, то как они сделают, так и ты сделай; если же мирские будут старшие тебя, и ты знаешь, что, когда напомнишь им, они соблазнятся, то хорошо сохранить совесть их и поступить так, как они поступят. Впрочем, ты можешь и сидя с ними сказать Трисвятое в сердце своем; а когда что-либо препятствует тебе, то и память о сем может заменить самое действие. Если же сидящие с тобой не старше тебя, то встань и произнеси Трисвятое, и чрез это поощрить их к тому же не будет неуместно, а они пусть поступят, как хотят.

Вопрос 720. Если буду я в то время один, и имею у себя в руках что-либо, препятствующее мне встать, то как мне поступить тогда?

Ответ. Когда не можешь встать, не скорби о том, потому что всё можно совершить мысленно, с рассуждением.

Покрытие головы при молитве

Вопрос 438. Когда сижу за чтением или за рукоделием и хочу помолиться, помысл побуждает меня, чтобы я обратился к востоку, как я должен делать, отец мой?

Ответ. Сидишь ли ты, ходишь ли, занят ли чем, ешь ли, или иное что делаешь ради потребности телесной, к востоку ли, или к западу случится быть обращенным, не сомневайся молиться, ибо мы получили заповедь делать сие «непрестанно» и на всяком месте. В Писании сказано: «Пойте Богу нашему... превозносúте Шествующего на небесах; имя Ему: Господь» (Пс. 67, 5), а это показывает, что Бог везде. Когда и голова у тебя покрыта, не оставляй молитвы, но наблюдай лишь то, чтобы делать сие не с пренебрежением.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle