Источник

Опасности

Вопрос 388. Некоторый брат, слыша о сем ответе, спросил того же старца: должен ли кто, имея такое упование, жить без опасения и в таком месте, которое небезопасно от разбойников?

Ответ прп. Варсонофия. Мы всегда должны уповать на Иисуса, что Он но попустит нам искуситься более, чем мы можем (см. 1Кор. 10, 13). Но поскольку Он Сам научил нас, говоря: «молúтесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22, 46), то не следует самим собою вдаваться в опасности – это будет преступлением заповеди Божией, ибо в таком случае мы сами себя предадим на смерть, но должно охранять себя. Если же живем в мирном месте и услышим о нашествии разбойников, то не должны смущаться, имея покров Божий, ибо Бог видит, что мы не сами ввели себя в искушение и не преступили Его заповеди; но лучше, сохраняя ее, будем взывать день и ночь: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Мф. 6, 13). А когда, и при молитве о сем, случится искушение или нападение разбойников, да не ослабеем, ибо сие бывает ко испытанию нашему и попущением Божиим, к пользе нашей. И когда будет по попущению, тогда Апостол утверждает нас, говоря: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13). А как скоро от одного только слуха будем бегать из одного места в другое, то диавол может совсем не допустить нас пожить на одном месте. Когда же достоверно знаем относительно какого-либо места, что там предстоит опасность, то должны предохранить себя. А если место мирно и искушение постигнет нас внезапно, то Бог, видя, что вина сего не от нас, покроет нас по воле Своей. Ибо есть искушение, от нас самих случающееся, и есть другое, бывающее по попущению Божию; которое происходит от нас самих, то служит во вред душе, и о нём-то взывал апостол Иаков, говоря: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13); а то, которое случается попущением Божиим, полезно для души, ибо ведет человека к искусству [к опытности], а искусство ведет человека «к надежде, а надежда не постыжает», по писанному (Рим. 5, 5), а непосрамляемый уже спасен о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle