«Симфония по творениям преподобных Варсонофия Великого и Иоанна» – это тематический указатель, составленный на основе ответов двух выдающихся духовных наставников VI века, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Сборник представляет собой компиляцию из сочинения «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) или «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας).
Симфония охватывает широкий спектр вопросов, важных для христианской жизни. В ней затрагиваются такие темы как:
- основы духовной жизни (вера, надежда, любовь, покаяние, смирение, послушание, молитва, чтение Священного Писания, борьба со страстями);
- монашеское жительство (послушание старцу, внутреннее делание, отсечение своей воли, борьба с помыслами, отношения в братии);
- отношения с миром (отношение к богатству и бедности, к власти, к ближним, к врагам, к искушениям);
- нравственные вопросы (справедливость, честность, милосердие, прощение, терпение, осуждение);
- догматические вопросы (вопросы вероучения, понимание Священного Писания, толкование различных мест Писания);
- духовные состояния (уныние, страх, гордость, тщеславие, гнев, зависть, похоть, печаль), и др.
Откровенность
Вопрос 765. Если же я действительно согрешу против него, и он, услышав о сем, опечалится, то хорошо ли скрыть истину, чтобы устранить скорбь его, или до́лжно признаться в своем согрешении и просить прощения?
Ответ. Если он достоверно узнал это и ты знаешь, что дело это подвергнется исследованию и поступок твой обнаружится, то скажи ему правду и попроси прощения, потому что ложь твоя еще более раздражит его. Если же он не знал достоверно и ты видишь, что дело не подвергнется исследованию, то не неприлично будет промолчать, чтобы не дать места ско́рби. Ибо и пророк Самуил, когда был послан помазать Давида в царя, хотел вместе принести и жертву Богу, но убоялся Саула, чтобы он не узнал главной цели его; и сказал ему Бог: «возьми в руку твою телицу из стáда и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу"» (1Цар. 16, 2). Итак, скрыв свое намерение, пророк объявил ему только второе. Так и ты, умолчи о прискорбном для ближнего твоего, и дело кончится благополучно.
