преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Память смертная

229. Того же к тому же великому старцу.

Окажи мне милость, владыка, и скажи, как спастись в настоящее время, ибо помысл боязни вошел мне в сердце. Что повелишь мне делать?

Ответ. Во всякое время, если возможет человек отсечь свою волю во всём и иметь смиренное сердце, и смерть всегда перед глазами, то может спастись благодатию Божией; и где бы он ни был, им не овладеет боязнь, ибо такой забывает заднее и простирается вперед (Флп. 3, 13). Поступай так и будешь спасен Богом беспечально.

Вопрос 389, того же. В Писании сказано: «Искуси меня, Господи, и испытай меня» (Пс. 25, 2), и еще: «с великой радостью принимайте... когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2); а в другом месте: «не введи нас во искушение» (Мф. 6, 13), Господи; и еще: «молúтесь, чтобы не впасть вам в искушение». Кажется, что сии места противоречат одно другому, а потому и прошу тебя объяснить мне различие искушений.

Ответ прп. Варсанофия. Сказать: «Искуси меня, Господи, и испытай меня» может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, находящее по попущению Божию, дано было ему испытать себя: сохранит ли он терпение в тесноте сего искушения. Терпение же, как сказано, ведет человека к искусству и прочим благам, и отсюда несомненно происходят радость и преуспеяние, ибо воля подвизающегося не содействует такому искушению, но более сопротивляется, и человек всячески понуждает себя к труду, чтобы не быть ему побеждену сим искушением. А сказать: «не введи нас во искушение» означает: не попусти нам быть искушенными от своей воли и своего хотения, потому что от падения в такое искушение происходит смерть, и о сем-то говорит Спаситель: «молúтесь, чтобы не впасть вам в искушение». Посему оный праведник и молится сугубою молитвою, прося, дабы ему быть искушенным, по попущению Божию, к испытанию ради спасения, и вместе прося, дабы не быть искушенным от своей воли и своего хотения в погибель душевную.

Вопрос 498. Когда я говорю брату, то часто с гневом произношу словá; а стараясь сказать как бы с любовью, тотчас чувствую скверное услаждение и движение в теле, так что без сего не могу взглянуть на лицо братнее, что мне делать, отец мой?

Ответ. Говорить брату с гневом или с любовью при страстном движении тéла – и то, и другое есть смерть. Итак, отвергнув и первое и последнее, говори брату твоему, как говоришь обыкновенно, и поможет тебе Бог; притом же береги очи твои и помолись обо мне.

Вопрос 623. Некоторый христолюбивый муж вопросил другого старца, Иоанна, говоря: отец мой, я думаю сделать благотворение из моего имения и прошу тебя, скажи мне, что полезнее, дабы я мог с радостию возвратиться в дом мой: делать ли (сие благотворение) понемногу, или в один раз?

Ответ. Брат! Хотя я не могу отвечать тебе как должно, но Писание вразумляет тебя, говоря: «Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе». ["Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день».] (Притч. 3, 28). Но меры добродетели различны, и каждый делает по своей мере: один человек немного может дать из своего дохода, другой дает десятую часть имения своего, иной четвертую, другой третью часть, а иной половину – каждый по своей мере.

Желающий же прийти в совершенную меру да не вопрошает меня последнейшего, но Учителя и Врача душ наших Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Да укрепит же мысль твою воспоминание о пришествии смерти, которая не известна никому из людей. Постараемся делать добро, прежде нежели перейдем из этой жизни, ибо не знаем, в какой день будем позваны, чтобы не оказаться нам неготовыми и не остаться вне чертога с пятью юродивыми девами, которые взяли светильники, но не взяли елея в сосудах своих. Постараемся сделать по силе нашей, сколько позволит немощь наша, и благий всех Владыка введет нас с мудрыми девами в чертог Свой, в радость неизглаголанную со Христом. Аминь.

Вопрос 645. Если же кто-либо напоминает душе своей о смерти и посему старается делать доброе, то разве он не получает за сие воздаяния, свободно приобретаемого?

Ответ. Хорошо человеку помнить смерть, чтобы навыкнуть знать, что он смертен, а смертный – невечен, невечный же и поневоле оставит век сей. Через непрестанную память о смерти человек навыкает и произвольно делать добро. А видеть смерть перед глазами и тогда творить доброе – это другое дело. Первое делается произвольно, вследствие частого поучения о смерти, второе же – по необходимости, из страха близкой смерти.

Вопрос 798. Некоторый хорепископ [Сельский епископ, или викарий епископа епархиального. См. 8-е правило 1-го Вселенского Собора] вопросил того же старца: не оставить ли ему хорепископство и удалиться в монастырь?

Ответ. Мы не советуем тебе оставлять вверенное тебе попечение о святых Божиих церквах, но внимать душе своей в страхе Божием, дабы не брать ни от кого подарков, дабы не судить несправедливо, дабы, стыдясь какого-либо сильного лицá, не оправдать виновного и не осудить безвинного. Удали от себя сребролюбие, которое есть «корень всех зол» (1Тим. 6, 10), ибо оно называется вторым идолослужением (см. Еф. 5, 5), и есть таково на сáмом деле. Не высокомудрствуй, чтобы быть тебе учеником Апостола, который говорит: «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим. 12, 16). Не будь человекоугодником, ибо знаешь, что предназначено ему: он бывает чужд служения Христова, ибо Апостол говорит: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1, 10). Покорись Господу, Который говорит: «научúтесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Угаси в себе гнев, ибо он – падение для человека. Делай всё по Богу, и обретешь в Нём помощника себе. Бойся всегда смерти, ибо она должна постигнуть нас. Помни час исхода твоего – и не согрешишь пред Богом. И если достигнешь безмолвия – обретешь покой и благодать, где бы ты ни безмолвствовал.

Вопрос 799. Некоторый епископ из иноков, имея великую веру к сим старцам, послал вопросить великого старца, до́лжно ли ему оставить мир и возвратиться на уединенную жизнь, прося вместе его молитв, благословения и помощи.

Ответ. Прилично сказать теперь слово Апостола, который говорит: «я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили» (2Кор. 12, 11). Но как то, что теперь говорится, говорится по Богу, а не по соображениям человеческим, то да позволено будет мне сказать Ему сказанное угодником Его Моисеем: или введи дарованного мне сына духовного вместе со мною в жизнь вечную, или «изгладь и меня из книги Твоей» (Исх. 32, 32), и: «нельзя нам видеть лицá... человека, если не будет с нами меньшого брата нашего» (Быт. 44, 26).

И верую во имя Его святое, что Он не отринет прошения моего, ибо спасение спасающихся есть радость Святой Троицы и святых Ангелов. Итак, я не перестаю молить Бога, пока Он обрадует меня спасением твоим. Но внимай себе, чтобы сие не ослабило помысла твоего к нерадению. Сверх всего этого воспоминай, что «мир проходит» (1Ин. 2, 17), что слава его временна и наслаждение тленно; избери себе лучше «страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение» (Евр. 11, 25); а равно помни и то, что мы невольно оставляем мир сей и эта жизнь наша недолга, ибо что такое жизнь человеческая, особенно, когда мы не можем быть уверены, что проживем в мире сем от утра до вечера? Собственною волею оставим вещи земные, дабы иметь воздаяние. Если желаем явиться лицу Божию (см. Пс. 41, 3), то изберем себе в отношении к земным вещам беспечалие, дабы могли мы с дерзновением взывать: «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс. 141, 7). Поспешай, иди скорее, пока еще день, и не постигла ночь (см. Ин. 9, 24), в которую будут плакать ленивые и унылые, бесполезно каясь тогда. Уразумей, что время не медлит, и когда настанет час, вестник смерти бывает неумолим. Кто молил его и был услышан? Он есть истинный раб истинного Владыки, в точности исполняющий повеление Его. Убоимся оного страшнейшего дня и часа, в который не защитят ни брат, ни сродник, ни начальство, ни власть, ни богатство, ни слава. Но будет лишь человек – и дело его. Продадим тленные вещи, влекущие нас во глубину погибели, и, купив себе брачную одежду, придем в совершенство, ибо если придем в совершенство, то достигнем и оного совершенства совершенной по Богу любви, которая изгоняет страх» (1Ин. 4, 18), и радостно воспоем с апостолом Павлом: «любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 8). О, да увижу тебя, сын мой истинный, в Царствии Бога моего о Христе Иисусе, Господе нашем. Приветствую тебя о Господе, именем Божиим. Приветствую тебя о Христе Иисусе. Приветствую тебя, о честнейший, в Духе Святом!


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Память смертная святитель Тихон Задонский

2. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Память Божия преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

4. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Память смертная святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Воздаяние святитель Димитрий Ростовский

6. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Крестное знамение преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

7. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Алчность. святитель Григорий Богослов

8. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Голод святитель Василий Великий

9. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ЛИЦО праведный Иоанн Кронштадтский

10. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Благоразумие преподобный Ефрем Сирин

Комментарии для сайта Cackle