«Симфония по творениям преподобных Варсонофия Великого и Иоанна» – это тематический указатель, составленный на основе ответов двух выдающихся духовных наставников VI века, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Сборник представляет собой компиляцию из сочинения «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) или «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας).
Симфония охватывает широкий спектр вопросов, важных для христианской жизни. В ней затрагиваются такие темы как:
- основы духовной жизни (вера, надежда, любовь, покаяние, смирение, послушание, молитва, чтение Священного Писания, борьба со страстями);
- монашеское жительство (послушание старцу, внутреннее делание, отсечение своей воли, борьба с помыслами, отношения в братии);
- отношения с миром (отношение к богатству и бедности, к власти, к ближним, к врагам, к искушениям);
- нравственные вопросы (справедливость, честность, милосердие, прощение, терпение, осуждение);
- догматические вопросы (вопросы вероучения, понимание Священного Писания, толкование различных мест Писания);
- духовные состояния (уныние, страх, гордость, тщеславие, гнев, зависть, похоть, печаль), и др.
Попечение ради Бога
Вопрос 266, того же к тому же великому старцу. Кланяюсь тебе, милосердый отец мой и врач немощствующей души моей. Увы мне! Что показал ты мне, к чему привлек меня! И где я нахожусь, как бы связанный худым моим навыком; если и освобожусь немного, опять возвращаюсь к тому же, потому что даю и принимаю разные вещи. Если бы я не стыдился благости Божией и твоего милосердия (ибо знаю, из какого трудного положения привел Он меня к ногам вашим), то мог бы прийти в отчаяние. Когда молитвы ваши охраняют меня, я пребываю в мире; когда же бываю немного оставлен, чтобы обнаружилось мое собственное произволение, тотчас побеждаюсь. С утра уединяюсь в келии, но, когда случится надобность, должен бываю выйти из нее, и по окончании дела уже не в силах бываю возвратиться в нее; но враг представляет мне предлог за предлогом относительно дел, которые и без меня могут быть исполнены, пока не уязвит меня; таким образом, возвращаюсь я в келию уже поздно, с большою неприятностью, омраченный и унылый, не зная, что мне делать. И потому, святой отец мой, вот я пред твоим сердцем, видящим всё: поступи со мною, по милосердию твоему, как хочешь и как знаешь; впрочем, я не знаю, что и сказать тебе; но прости меня Бога ради.
Ответ. Брат, не должно тебе отчаиваться вследствие того, что ты написал мне. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в своем спасении, но управляет кораблем, пока не приведет его в пристань. Так и ты, видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути, говоря с Пророком: «И сказал я...» (Пс. 76, 11) и проч. Рассматривай встречающиеся дела, могут ли они быть исполнены братиями или тобою, и не уклонишься с пути. Попечение ради Бога есть духовное делание, исполняемое и совершаемое во спасение души; старайся только, по силе своей, для ничтожных дел не выходить из келии, ибо это демонская хитрость. Будь разумно внимателен к себе – и Бог поможет тебе молитвами святых. Аминь.
