преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Пост

Вопрос 98, того же к великому старцу. Как можно достичь воздержания, как различать немощь естественную от наводимой демонами и сколько следует вкушать пищи?

Ответ. Брат! Ты любопытствуешь понемногу открыть вещи сокровенные, и я, как безумный еще, думаю, что, о чём ты вопрошаешь меня, сего никто не может рассудить, кроме достигшего в оную меру преуспеяния. Живой человек ощущает действие холода или теплоты, мертвый же не ощущает сего, потому что потерял чувства. И как в меру познания вещей достигает лишь тот, кто изучает их, и тогда может рассуждать о них, а не учившийся и не достигнувший того познания, если и тысячу раз спросит о них, что они такое, и получит ответ, всё еще не может понять сущности вещей, – так и в настоящем случае. Сколько ни говори кому, но более нужен собственный опыт. О немощи скажу: если тело, принимая повседневную пищу, расслабевает, – это от демонов; в противном случае – это немощь естественная. А воздерживаться – значит вставать из-за трапезы немного несытым, как определили старцы новоначальным. Когда же человек достигнет в меру Апостола, который сказал: «нам не безызвестны его умыслы» (2Кор. 2, 11), то не может укрыться от него, сколько следует ему есть, ибо он уже обучен сему упражнением и навыком. Я вынужден говорить о вещах, высших меня, в чём нет и надобности; может быть, нет даже и могущего принять и понять их, кроме некоторых немногих. Бог отцов наших да приведет тебя в радость сию: она светла и сладка. Такой человек уже не вспоминает о телесной пище, ибо он забывает есть хлеб свой и пребывает умом в ином мире. Ищет горнего, о горнем помышляет, горним поучается, «где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 2, 1). Тому слава вовеки, аминь.

Вопрос 169, того же к тому же великому старцу. Я чувствую сильный лом в руках и ногах и боюсь, не от бесов ли сие; скажи мне, отец мой: так ли это? И что мне делать: я очень скорблю, что не могу поститься, а должен несколько раз в день принимать пищу? Также, что значит, что я вижу во сне диких зверей? Прошу тебя, владыко, Господа ради, пришли мне малое благословение от святой твоей пищи и воды, чтобы получить мне чрез них утешение.

Ответ. Не печалься, возлюбленный мой, болезнь твоя не от бесов, как ты думаешь, но она есть вразумление Божие и послужит нам к преуспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? И чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? А терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи же и ты немного – и «увидишь славу Божию» (Ин. 11, 40). О посте же не скорби, как я прежде сказал тебе: Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. Да и что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: «я благодушествую в немощах» (2Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста, и даже более, тому, кто переносит ее с терпением, благодарит Бога и через терпение получает плод спасения своего; ибо вместо того, чтобы ослаблять ему тело постом, оно уже и без того болезненно. Благодари Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это, ибо поступаешь так не по внушению демонскому и не по расслаблению помысла, но случается сие с нами к испытанию нашему и к душевной пользе. Сны же твои о диких зверях не что иное, как мечтания, наносимые демонами, которые хотят обольстить тебя оными, чтобы ты приписал им и болезнь свою. Но да упразднит их Господь словом уст Своих, по молитвам святых. Аминь. Не печалься: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6). Верую, что и за это телесное страдание Бог сотворит с тобою милость Свою, как Ему угодно. Господь да укрепит тебя и да утвердит в терпении. Аминь. Посылаю тебе немного воды из сосудца блаженного Отца нашего Евфимия и небольшое благословение от моей пищи, чтобы ты благословил мне пищу. Помолись обо мне, многолюбимый мною!

Вопрос 507. Прошу святыню твою, отец мой, я немощен душою и телом и несколько дней уже чувствую болезнь телесную, так что бываю вынужден принимать пищу по утрам; часто употребляю я и купанье, и случается, что иногда душа моя благодарит Бога, говоря: «Он попустил на меня сию болезнь за многие грехи мои», а иногда скорблю и говорю с малодушием: «Верно, я недостоин, как все прочие, один раз в день спокойно вкушать хлеб мой». Но опять возражает мне помысл: «Разве можно противоречить Богу? Или Он не знает всего? Разве без Него может что-нибудь случиться? Потерпи с благодарением». Прошу тебя, отец мой, ради милости Божией, помолись обо мне и объясни, как мне поступать, чтобы не быть поглощенным печалью.

Ответ. Твоя святыня написала святыне моей помолиться о твоем боголюбии. И я, неразумный отец, прошу тебя, разумного сына, сделать то же и помолиться обо мне, погубляющем дни свои в суете. Ты говоришь, что хотя однажды благодаришь Бога, а я – никогда. Но не могу промолчать и потому говорю, как думаю, что кто ест не для услаждения себя, а по немощи телесной, Бог не осуждает его. Снеди возбраняются нам для того, чтобы предохранить нас от пресыщения и возбуждений телесных, а где немощь, там упраздняются их действия, потому что где немощь, там и призывание Бога. Я рассуждаю так: давать телу, по мере потребности его, действительно нужно; и благодарение в немощи избавляет человека от осуждения, ибо Бог не требует от человека того, что выше его силы. Как я думал, так и сказал. Не утверждаю, чтобы я непременно сказал истину, но объявил лишь то, что было у меня на сердце. Впрочем, испытай сам и найдешь, что тебе полезно; а меня прости, никогда не могущего промолчать.

Вопрос 509. Тот же брат, получив облегчение в болезни, вопросил того же великого старца: Отец мой! Когда я вкушаю пищу, то очень отягощаюсь, но и поститься не могу. Тело мое слабеет и бывает со мною пот, а нечувствие сéрдца и гордость удаляют от меня слезы.

Ответ. Брат! Приветствую тебя о Господе и молю Его укрепить любовь твою и дать тебе терпение. Знай же, что брань демонская отягощает тебя при вкушении пищи для того, чтобы ввергнуть тебя в расслабление. И со мною диавол долгое время вел брань и очень отягощал меня, и каждую ночь возбуждал во мне рвоту; но когда я стал мало вкушать пищи, то он переменил брань свою, и лишь только я начинал принимать пищу и влагал частицу в рот, извергал ее рвотою. Я варил себе по две снеди, чтобы приятнее мне было вкушение, но и то было ухищрение демонское; благодатию же Христовою, терпением и благодарением оно прекратилось. Я был так бессилен, что и сказать нельзя, но не уступал врагу, а понуждал себя, доколе не укрепил меня Господь.

Брат! Так поступал я немощный, а ты более внимаешь себе, и Бог пребывает с тобою. Тебе никто не завидует, кроме одного [диавола], которого да упразднит Господь.

Что касается поста, то преклони выю твою, вспоминая жизнь Отцов и их бдения, смирись сердцем и, если можешь, потерпи до девятого часа, а если не можешь, то не заботься; старайся же сохранять пост внутреннего человека, исполняя заповедь «не есть от древа» и предохранять себя от других страстей. Сей пост внутреннего человека приятен будет Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста. Ты сказал о слезах, что нечувствие сéрдца и гордость удаляют их от тебя; истреби сии страсти, и тогда, при помощи святых, получишь слезы. Пот твой происходит от охлаждения, согрей себя немного, и Бог поможет тебе. Помолись и обо мне – расслабление мое ввергает меня во многие напасти, однако я не отчаиваюсь, имея Бога Милостивого.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle