Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Симфония по творениям преподобных Варсонофия Великого и Иоанна» – это тематический указатель, составленный на основе ответов двух выдающихся духовных наставников VI века, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Сборник представляет собой компиляцию из сочинения «Вопросоответы» (ρωταποκρίσεις) или «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» (Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας).

Симфония охватывает широкий спектр вопросов, важных для христианской жизни. В ней затрагиваются такие темы как:

- основы духовной жизни (вера, надежда, любовь, покаяние, смирение, послушание, молитва, чтение Священного Писания, борьба со страстями);

- монашеское жительство (послушание старцу, внутреннее делание, отсечение своей воли, борьба с помыслами, отношения в братии);

- отношения с миром (отношение к богатству и бедности, к власти, к ближним, к врагам, к искушениям);

- нравственные вопросы (справедливость, честность, милосердие, прощение, терпение, осуждение);

- догматические вопросы (вопросы вероучения, понимание Священного Писания, толкование различных мест Писания);

- духовные состояния (уныние, страх, гордость, тщеславие, гнев, зависть, похоть, печаль), и др.

Преуспевание

Вопрос 274, того же к тому же. Скажи мне, владыко мой, каким путем скорее можно достигнуть спасения: трудами ли или смирением, и как избавиться от забвения?

Ответ. Брат! Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Писание говорит: «призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» (Пс. 24, 18). Итак, кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигнет цели. Имеющий смирение с уничижением также достигает, ибо уничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот, хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. В сем состоит истинное смирение. Приемлющий тот «огонь», который Господь «пришел низвести на землю» (Лк. 12, 49), не знает забвения и пленения, ибо всегда ощущает сей огонь. Возьми пример от чувственного огня. Если к человеку, находящемуся уже при смерти, приблизится огонь, он тотчас чувствует боль; и чем бы человек ни был занят, если упадет на него горящий уголь, он нимало не может уже оставаться в своем увлечении.

Брат! Огонь никогда не угасает, иначе он и не был бы огнем. Если ты хочешь избавиться от забвения и пленения, то не иначе можешь того достигнуть, как стяжав в себе духовный огонь, ибо только от его теплоты исчезают забвение и пленение. Приобретается же огонь сей стремлением к Богу.

Брат! Если сердце твое день и ночь с болезнию не будет искать Господа, ты не можешь преуспеть. Если же, оставив всё прочее, займешься сим, то достигнешь сего; ибо Писание говорит: «остановитесь и познайте» (Пс. 45, 11) и проч. Да даст тебе Господь разуметь сие и подвизаться в сем.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle