преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)

О молчании

От молчания рождается безмолвие, от безмолвия – молитва, ибо как может молиться тот, кто находится в рассеянии? Внимание себе, внимательная жизнь – цель монашеской жизни. Сказано: «Внемли себе». Молчание, без которого нельзя жить, есть подвиг. Ибо, когда кто молчит, то враг тотчас говорит другим: «Смотри, какой он гордец, даже говорить с тобой не хочет». А это совсем не так. Отсюда скорби. Поэтому, кто решается на этот подвиг, тот должен приготовиться к скорбям. Да и само молчание не скоро и не легко даётся.

Но потому оно так высоко и необходимо, что «молчание есть тайна жизни будущего века» (прп. Исаак Сирин). Кто молчит, тот прямо готовится к будущей жизни. Батюшка о. Макарий (Оптинский) часто говорил: «Посмотрите, все святые молчали: Серафим Саровский молчал, Арсений Великий молчал. Да потому он и великий, что молчал. Когда его спросили, почему он молчит всё время, он отвечал: “Поверьте, братья, что я вас всех люблю, но не могу быть и с вами, и с Богом, поэтому убегаю от вас"».

У Иоанна Лествичника есть: «Когда я говорил даже о душеполезном, я часто раскаивался, а в том, что молчал – никогда».


Источник: Дары Божии. Составлено по творениям преподобного Варсонофия Оптинского – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2012. – 64 с. – (Серия «Духовная библиотека»). ISBN 978–5-89424–106–7

Комментарии для сайта Cackle