преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Закон Божий

В одном псалме читаем такие слова: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его (Пс.36:31).

Глубокий смысл и прекрасное назидание заключается в этих словах. Когда человек, так сказать, положит закон Божий, святые заповеди Божии в сердце своём, полюбит их, тогда он возненавидит грех, возгорится желанием жизни о Господе, будет удерживать себя от всякого греха. При всяком деле, при всяком занятии, даже самом обыкновенном, житейском, будет такой человек свои поступки, свои намерения проверять законом Божиим, который постоянно должен быть в уме и сердце человека, и всё несогласное с законом этим отвергать, согласное принимать.

Вот встречается человеку на жизненном пути его или в мыслях его и желаниях какой-либо грех, какое-либо злое дело. Но если в сердце человека на первом месте закон Божий, сердце такого человека, взирая на закон Божий, говорит: «Этого дела сделать мне не позволяет Господь. Как попущу себе я это, как дозволю, когда это противно Его святым заповедям?» И не совершает человек греха. И если так везде и всегда противится он всякому греху, то не запинаются стопы его, не спотыкается он, не сбивается с правильной дороги, не блуждает по распутиям греха... Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его.

Но враг рода человеческого диавол не дремлет, ему хочется запнуть стопы человека, сбить его с дороги. Он нападает на человека всевозможными способами и средствами, он возбуждает мысленную брань, то есть борьбу с грехом в мыслях человека с целью ввергнуть человека в грех и делом. Тяжела эта борьба. Доводит она иногда человека до уныния и расслабления, даже до согласия на грех.

И вот это согласие на грех уже погрешительно перед Богом. И в нём нужно каяться. Но если удержался человек, не впал в грех самым делом, то, значит, не запнулись стопы его, не споткнулся он. Но лишь человек выпустит веления закона Божия из памяти своей и из чувства сердца своего, грех прельщает его, и он падает, запинаются стопы его, он сбивается с дороги, греша уже не мысленно только, но и делом.

Поэтому и нужно нам, возлюбленные братия и сёстры, всегда иметь закон Божий в сердце нашем. Тогда в мысленной нашей борьбе со грехом мы всё более и более будем ненавидеть грех и любить добродетель1, и постепенно, при искреннем покаянии во грехах, любовь к Богу и добродетели будет возрастать, сердце всё более и более будет стремиться к Богу, духовная красота закона Божия всё более и более будет пленять сердце человека и, наконец, может перейти человек в то чудное и вожделенное состояние, находясь в котором сможет он восклицать так, как восклицал апостол Павел: Кто нас отлучит от любви Божией? (а любовь к Богу, прежде всего, выражается в соблюдении заповедей Божиих), – ни скорбь, ни гонение, ни теснота, ни высота, ни глубина, ни что иное не может отлучить нас от любви Божией (Рим.8:35–39).



Источник: Дары Божии. Составлено по творениям преподобного Варсонофия Оптинского – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2012. – 64 с. – (Серия «Духовная библиотека»). ISBN 978–5-89424–106–7

Вам может быть интересно:

1. Избранные стихотворения святитель Григорий Богослов

2. Женские подвиги и добродетели в живых рассказах священник Георгий Орлов

3. Проповеди, статьи, выступления – Духовность, нравственность и право протоиерей Димитрий Смирнов

4. Единство Книги пророка Исаии священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

5. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

6. Философия правды – Введение архимандрит Гавриил (Воскресенский)

7. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Слово 3 святитель Андрей Кесарийский

8. Странствия архиепископ Иоанн (Шаховской)

9. Отдел 7 (1). О богослужении православной церкви. Вечерня, утреня, Всенощное бдение протоиерей Григорий Дьяченко

10. Письма – 73. Ответ на вопрос – Псалом 26-й преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

Комментарии для сайта Cackle