Источник

Плен Вавилонский

В истори промышления Божия о роде человеческом плен Вавилонский имеет весьма важное значение, – не только по отношению к Иудеям, для которых несчастье послужило «вразумлением» в их нечестии, но и по отношению к тому языческому народу, куда переселились Иудеи. Вместе с собою Иудеи принесли в Вавилон и свет истинного Боговедения и благочестия, ибо «Творец всяческих всегда промышляет о всех людях, – не только ведущих род от Авраама, но о всех потомках Адамовых, и посредством одного народа приводит к Боговедению все народы» 808. «А что плен их (Иудеев) не только был виною спасения для соплеменников, но и иноплеменных озарил светом Боговедения, свидетельствует о сем (между прочим) история» 809 о Данииле и трёх отроках: Анании, Азарии и Мисаиле810. «Бог, не оставляя рабов своих, хотя попустил им (т.е. трём отрокам,) быть вверженными в пещь, но (соделал это), желая и их ещё более прославить, и Своё всемогущество показать» 811. И действительно, «Навуходоносор, ввергнув в пещь трёх отроков и узнав на самом деле добродетель этих пленных юношей, начал прославлять их и превозносить повсюду на собственном языке. В том–то и открывается особенно величие силы Божей, что она заставляет проповедовать о рабах Божиих самих рабов их. И тот, кто в ярости повелел разжечь пещь, когда увидел, что добродетель отроков, при помощи свыше, победила и силу огня, внезапно переменил мысли и воскликнул: «раби Бога Вышняго!....» Посмотри, как он прославляет не их только. но и Господа всяческих» 812. – В целях того же прославления в Вавилоне Бога всяческих случилось вскоре за тем и чудесное спасение Даниила от пасти львов813. «Спасение Даниила от львов обнаружило перед язычниками величие Бога Даниилова» 814. Язычники, видевшие это чудесное событие, поняли, что «когда Бог восхочет, то и самые стихии как бы забывают свойственную им силу.... (В самом деле), Даниил, окружённый львами, среди их, как бы среди агнцев, не потерпел никакого вреда, потому что сила вышняя удерживала их свирепость. А что они действительно, оставаясь зверями, сохранили свои зверские свойства, только не обнаруживали их, – это на самом деле узнали те, которые были свирепее бессловесных зверей» 815.

Имея столь благодетельное значение для иноплеменников, Даниил и три отрока были, в то же время, «пестунами» и по отношению к своим соплеменникам – Иудеям, строго следя, чтобы неблагоприятные стороны плена (постоянная близость язычников, угнетение и т.п.) не возымели каких-либо дурных последствий для народа Еврейского, и своею жизнью служа для него прекрасным примером добродетели. «Человеколюбец (– Бог) печётся о согрешающих и вразумляет их, и одного человека не хочет оставить без попечения о нём. Поэтому, посылая в плен беззаконных, посылает с ними вместе, как бы некими пестунами и наставниками, и людей добродетельных, чтобы их жизнью и словом и те (Иудеи), как неким светильником, озаряясь, могли сколько-нибудь идти непогрешительной стезёю» 816. – Спасительные результаты Вавилонского плена начали обнаруживаться ещё задолго до окончания самого плена. «Когда они (Иудеи) были отведены в чужую землю и жили в стране иноплеменников, сделались лучшими и соблюдали закон, как можно видеть из Псалма, который необходимо теперь привести, чтобы вы узнали плоды плена. Какой же это Псалом? – «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. На вербах посреди его повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселия: пропойте нам из песней Сионских! Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего!.» (Пс. 136817.

* * *

808

Ibidem, т. V, 367. Слово Х-е.

809

Ibidem, стр. 320–321, Слово VIII-е.

810

Даниил., гл. III.

811

Тв. Св. Ио. Зл., Бес. на к. Быт., ч. III, 177, Бес. 51.

812

Тв. Св. Ио. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. III, 176–177, Бес. 51.

813

Дан., гл. VI.

814

Тв. Св. Ефр. Сир., т. II, 187, О правой жизни.

815

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на к. Быт. ч. III, 284–285, Бес. 57.

816

Тв. Бл. Феод., т. V, 321, Слово 8-е.

817

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. м. Св. Пис., ч. I, 295 стр., Бес. на сл. Пр. Пса: «Аз Господь Бог, устроивый свет» (Иса., 45, 7).


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle