Источник

Состояние рода человеческого до потопа

Дети Адама и Евы: Каин, Авель и Сиф

После своего изгнания из рая «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина.... И еще родила брата его, Авеля»164. «Сделавшись уже смертными, люди, естественно, всячески заботились о рождении детей:..... хотят навсегда сохранить память о себе посредством детей» 165. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел»166. «Когда же сатана увидел что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И таким образом явилось начало смерти в этом мире, и доныне она ходит по всему роду человеческому» 167. «И с того времени устрашённая земля не принимает крови человека и даже никакого животного; так что, очевидно, не она, а преступивший человек причина смерти» 168. – «Возбудив к себе зависть добродетелью, претерпел он (Авель) смерть и, став прообразом Владыки Христа, упоминается во веки веков» 169; а кровь Авеля, говорящая и по смерти его, стала непререкаемым свидетельством в пользу истины воскресения мёртвых170. – Вместо Авеля, у Адама и Евы родился третий сын, Сиф – (основание)171: «ибо от него распространяется остальной род человеческий до сего времени» 172. «В (этом) Сифе, который по всему подобен был Адаму (Быт. V, 3), представлено нам подобие Сына Божия, Который есть образ родившаго Его Отца, какь Сиф есть образ родившего его Адама» 173.

Нечестивое племя Каина

Когда Каин сделался родоначальником особенного племени, то передал ему и своё нечестие и свои пороки. – Праправнук сына Каинова – Еноха, Ламех, первый показал пример многоженства. Он «взял себе двух жён, которых имена: Ада и Села. Отсюда получило начало многожёнство» 174. «И сказал Ламех жёнам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего, жёны Ламеховы. И внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро»175. Этому месту даётся различное объяснение. «Одни, по словам Св. Ефрема Сирина, говорят, что жёны были из племени Сифова и советовали Ламеху стать благочестивым. Но он говорит им: что видите во мне гнусного и подобного сделанному отцом моим Каином? Убил ли я мужа в язву мне, как Каин?... и т. д.»... «Другие, полагая, что отмщение Каину должно простираться до седьмого рода, и основываясь на словах: «растли всяка плоть путь свой», говорят, что Ламех быд злочестив, и поскольку жёны его видели, что прекращается преемство их поколения, потому что рождаемые ими были не мужеского, но женского пола, по сказанному (Быт. VI, 1)....., то Ламех ободряет жён хитрым ответом своим и говорит: «мужа убих и т.д.». Если наказание Каину Бог продлил для того, чтоб с ним погибло семь родов, то мне, убившему двоих, продлит ещё более, так что со мною должны погибнуть семь раз взятые семьдесят родов. Но пока продолжатся сии семь раз взятые семьдесят родов, мы умрём и, вкусив чашу смерти, избавимся от того наказания, которое за меня простираться, будет до 7-ми кратно 70-го рода».

«Иные говорят, что Ламех, будучи хитёр и коварен, поскольку видел, что род его уменьшается, потомки же Сифовы не соглашаются вступать с ними в союзы, по причине позора, лежащего на родоначальнике его Каине, то, чтобы..... вовсе не исчез род его, возревновал о благе племени своего и убил Каина и одного из сынов его, наиболее походившего на отца, чтобы сходство сына сего с отцом на всё племя его не налагало позорного пятна. Итак, убив Каина и тем как бы уничтожив преграду, разделявшую поколение Каиново и Сифово и препятствовавшую вступать им между собою в родственные связи, Ламех, как бы за тайну, говорит жёнам своим: муж и юноша умерщвлены, украсьте дочерей ваших для сынов Сифовых....... И жёны Ламеховы украшают дочерей своих для сынов Сифовых, Иовил услаждает их на пиршествах мясами животных. Иувал пленяет их сладкими звуками гуслей своих; сыны же Сифовы устремляются к ним, забывают прекрасный завет, завещанный им отцом их.... Такою хитростью Ламех привёл в смешение оба рода, рассуждая: если Бог умилосердится к Сифову роду, вступившему с нами в единение, и сохранит его от истребления, то окажет милосердие и нам, а чрез сие избавимся мы от наказания за убийство ради невиновных в убийстве и вступивших с нами в брачные союзы» 176. Упомянув о нечестивом потомке нечестивого Каина – Ламехе, Бытописатель снова обращает свои взоры к Адаму и говорит: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: «человек», в день сотворения их. Адам жил 130 (230) лет, и родил (сына) по подобию своему (и) по образу своему, и нарек ему имя: Сиф»177. «Смотри, замечает по этому случаю Св. Иоанн Златоуст, как Моисей, (сказавши о злодеянии Каина и о его дальнейшей судьбе) обратил слово своё к началу и как бы снова хочет начинать повествование. Для чего же и почему? Он видел, что уже жившие дотоле показали великую неблагодарность (пред Богом) и не умудрились даже судьбою первозданного, но низринулись в самую бездну зла (ибо сын Адама тотчас, по зависти, совершил братоубийство..... а его потомки, не вразумившись и его наказанием, впали ещё в большие грехи, как мы слышали о Ламехе, рассказывающем свой грех своим жёнам и определяющем себе наказание); итак, он видел, что их развращение постепенно увеличивается, как вредная влага, готовая разлиться по всему телу: поэтому и останавливает стремление зла и не удостоивает даже упомянуть о поколениях, бывших от Каина до Ламеха (и далее), но, как будто составляя начало (своей книги) и желая утешить Адама и Еву в скорби, которую дерзнул причинить им братоубийца,..... начинает (снова) повествование и говорит: «сия книга бытия человеча....»» 178, переходя от повествования о племени Каина к повествованию о племени Сифа.

Благочестивое племя Сифа

В отличие от нечестивых Каинитов, потомки Сифа, уже при сыне его, Еносе, получили наименование «сынов Божиих»179, тогда как потомки Каина стали называться «сынами человеческими», как люди «плоти», исключительно преданные плотским интересам. «Его-то (т.е. Сифа), говорит Св. Иоанн Златоуст, дальнейших потомков Божественное Писание и назвало «сынами Божьими», потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а «сынами человеческими» именовало тех, которые родились прежде Сифа от Каина и от него вели свой род» 180, уподобляясь в нечестии своему родоначальнику. –Благочестивое племя Сифа преемственно составляли, со своими детьми, патриархи: Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной, отличавшиеся необыкновенным в наше время долголетием, цель которого, между прочим, состояла и в том, чтобы как можно скорее земля наполнилась отраслями благочестивого племени; «когда же (люди) наполнили вселенную, число лет уже умалено» 181. – Потомок Сифа, отец Мафусала, Енох, за своё особенное благочестие и в поучене прочим, удостоился не видеть смерти и был живым перенесён в жилище блаженных духов182. «Преселил (его Бог) живым, замечает по этому поводу Св. Ио. Златоуст, а не даровал бессмертие, дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху; нет, оставил этот страх во всей силе между людьми. Поэтому Он хочет неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесённый против Адама, но не делает этого явно, дабы страх служил вразумлением» 183. А тем фактом, что «угодивший Богу Енох преложен в теле, в котором угождал (Богу), предуказывается (будущее) преложеше праведных» 184. – Сын Мафусала и внук Еноха, Ламех, при усилившемся упадке благочестия и добрых нравов, находил утешение в сыне своём Ное, который не следовал развратным обычаям своего времени, а был верен благочестивым преданиям предков. Давая такое имя своему сыну, Ламех «пророчествовал», предсказывая, что при его сыне будет покой земле, обременённой проклятием Божиим, «ибо «Ной» значит: упокоение» 185. С точностью исполнившись во времена Ноя, «пророчество» патриарха Ламеха в то же время относилось и ко временам более отдалённым, – ко временам Мессии. Указывая на такое значение имени «Ной», данного ему его отцом Ламехом, Св. Епифаний Кипрский замечает: «о Христе пророчествовал Ламех, действительно изъясняя пророчество, заключённое в имени «Ной». Ибо «Ной» значит упокоение, как и Севеф значит: покой, суббота, – т.е. Христос, в Котором почил Отец и Св. Дух Его; в Нём обрели покой и все святые человеки, упокоившись от грехов. Он есть великая и вечная Суббота, прообразом которой была суббота малая и временная, служившая до Его пришествия, Им установленная по закону, Им прекратившаяся в Евангелии исполненная» 186.

* * *

165

Тв. Св. Ио. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 348, Бес. 20.

167

Св. Феоф. Антиох., К Автолику, кн. II, 29, – см. свящ. П. Преобр., Соч. др. хр. аполог., стр. 216.

168

Св. Феоф. Ант., К Авт., кн. II, 29, – см. св. П. Преобр., Соч. древн. христ. аполог., стр. 217.

169

Тв. Св. Ефр. Сир., т. IV, Москва, 1850 г., стр. 354, Бес. на сл. «в мире скорбни будете» (Иоан., 16, 33).

170

Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, стр. 59, Самаряне, гл. 3; – т. III, стр. 218, Об Оригене, гл. 72: – т. VI, стр. 164, Слово якорное, 94.

172

Св. Феоф. Ант., К Авт., II, 30, – см. св. П. Преобр., Соч. др. хр. апол., стр. 217.

173

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 309, Толк. на кн. Быт., гл. 5.

174

Св. Феоф. Ант., К Авт., II, 30, – см. св. П. Преоб., Соч. др. хр. апол., стр. 217.

176

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 306–308, Толк. на кн. Быт., глава IV.

177

Быт., V, 1–3.

178

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 367–368, Бес. 21.

179

Быт., VI, 2.

180

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 397, Бес. 22; – тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Беседы на разн. места Св. Писания, ч. I, Спб., 1861 г., стр. 428, Обозр. кн. В. З., Обозр. кн. Бытия; – Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 310–311, Толк. на кн. Быт., гл. VI; – Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 50, Толк. на кн. Быт., вопр. 48.

181

Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 52, Толк. на кн. Быт., вопр. 50.

182

Быт., V, 24.

183

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 378, Бес, 21.

184

Тв. Св. Ирин. Лионск., Прот. ересей, кн V, гл. 5; Долгота жизни древних, примеры Илии и Еноха и других показывают, что Бог может восставить тела наши для вечной жизни, – см. Памятн. др. хр. письменности, стр. 587; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр. 170. Слово якорное, гл. 98.

185

Тв. Св. Епиф. Кипр , т. I, стр. 271, Об Евионеях, гл. 32.

186

Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, 271 стр., Об Евионеях, гл. 32.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle