Источник

52. О предупреждении болезни врачеванием

Когда в стаде заболевает вол или овца, то домохозяин или пастух тотчас отделяет от стада заболевшую скотину; потом каждую отдельно рассматривает и поверяет: нет ли другой больной; затем каждый день пересматривает и поверяет, а за заболевшей скотиной или овцой тщательно присматривает и лечит. Не так ли надлежало бы поступать и с тем, кто заболеет в семействе из людей? Надлежит больного отдельно держать и внимательно присматривать за ним. А поскольку причины болезней – грехи наши, то непременно нужно больному прежде всего исповедать грехи свои; также всему семейству необходимо очистить себя покаянием церковным и даже, в отклонение болезней, приобщиться всем святых таин. Поверьте, если бы вы были внимательны к вашей жизни, к вашим грехам, то тотчас догадывались бы: отчего заболел у вас в семействе тот или другой; ибо и так бывает, что одно согрешит, а другое заболеет, отец или мать согрешит, а сын или дочь заболеет. Никогда без причины никто в семействе не заболеет, непременно должен быть какой-нибудь грех; надобно только внимательно смотреть за собой и спешить к духовнику, – он если внимателен к грехам, к этим душевным болезням, то непременно скажет – какой грех причиной той или другой болезни. Это легко особенно угадать потому, что грех поражает часто именно ту часть тела, которая согрешила: руку ли, ногу ли, голову ли, глаз ли. Не безрассудно ли мы поступаем с больным, когда не врача духовного зовем, а телесного? Мы же знаем, что причиной болезни грех; поэтому прежде и паче всего позовем врача духовного – священника; пусть прежде всего больной принесет покаяние во грехах, приобщится святых таин: священник назначит свое врачебство духовное, помолится о больном всенародно в храме Божием, отправит молебствие или водоосвящение, – может быть, назначит пост, или подвиг какой для всего семейства, или скажет подать милостыню, или дать какой обет Богу; а потом спросите благословение на призывание врача телесного. И когда он благословит, призовите и врача. А то о Боге и враче духовном не думают, а прежде всего лекаря призывают; когда больной станет находиться уже в крайней опасности, – тогда уже посылаете за священником, когда и память омрачается, и язык отнимется; иные и тогда боятся священника позвать, «чтоб, – говорят, – больного не испугать». Вот почему или неблаговременно призывают священника, или слишком поздно! Вот почему, наконец, советы, наставления и напутствования бывают неблаговременны и бесполезны. Будьте же благоразумны, спешите при малейшем заболевании к врачу духовному, сами старайтесь дознать, от какого греха заболеваете и тем предупредите вашу болезнь; тогда не многие будут заболевать, не многие будут неблаговременно умирать.

Господи! Вразуми нас, поступать по Твоей святой воле. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle