протоиерей Василий Бандаков

85. В неделю 21-ю по Пятидесятнице

Ежегодно выходит каждый земледелец на свое поле сеять семена; но в прежние годы семена редко погибали, несмотря на то, что иное падало на сухую землю или при дороге и было снедаемо птицами; другое падало между тернием и было подавляемо, а третье падало на каменистую землю и засыхало, не имея влаги, – редко попадало на добрую землю. Несмотря на все это, при благоприятных дождях и ветрах, а паче при благословении Божием, все же каждый земледелец не только выручал семена; но мог даже прокормить детей своих, добыть копейку и несколько оставить в запасе на будущее время. У нас уже третий год нет урожая: приходится бросать поля и наниматься в работники со всем семейством. Легко сказать – третий год пропадают семена, пропадает труд, последние крохи доедаются. Как не пожалеть земледельца – да не одного, а тысячи; много деревень лежит на полосе неурожайной, – тысячи бедствуют с семействами и детьми и со всей домашней скотиной. Кто поможет их горю? Богатые? Но у них самих не достает – у кого сотни, у кого тысячи, а у кого миллиона. Очевидно придется многим земледельцам переселяться в места урожайные. Легко сказать: переселяться – это дело тяжелое, это не то, что перейти с места на место. А если и там посетит гнев Божий да к неурожаю присоединится болезнь? И об этом приходится подумать. А между тем – хлеб и урожай пред вами, в ваших руках: закрыть все питейные и развратные дома, выгнать из среды себя развратных, назначить пост, усерднее молиться, да еще принести покаяние во грехах, – вот и все, что нужно для умилостивления Бога. Чрез пьянство и разврат и невинные, и безгрешные дети, и несчастные земледельцы несут кару Божию. Не год и не три, но много лет я проповедаю слово Божие и многие приходят слушать. Не могу сказать, чтобы слово Божие падало только на сердца высохшие, лишенные благодати, или только падало бы на сердца тех, которые только из любопытства ходят слушать слово Божие. Правда, есть между нами многочисленное количество лиц, которые столько озабочены торговлей, что не только некогда им слушать слово Божие, даже на Божественной литургии редко бывают по воскресным и праздничным дням, которые говорят: «если не поторгуешь в праздник, то с голоду умрешь». Причина настолько не основательна, что и опровергать ее не стоит.

Но есть между нами и добрые христиане, имеющие мягкое сердце, которые еще не потеряли страх Божий, которые и Бога боятся и людей добрых срамляются. На сердца таких христиан слово Божие падает и производит благотворное действие: они призадумаются, и после выслушивания слова Божия, стараются исправить свою жизнь, сообразовать ее с Божиим писанием; но поелику они слишком мягки сердцем, то к ним также легко прививаются пороки, как и добродетели; они так же усердно работают Богу, как и диаволу, также склонны к добродетелям, как и к грехам. Они не считают за грех вечером быть в нетрезвой компании и самим напиться, – не считают за грех неприличные песни петь, или говорить о чем развратном; не считают за грех держать в своем доме развратных, не считают за грех сквернословить, обманывать других, осуждать ближних; чтоб такие христиане убегали бы разврата, по вечерам читали бы слово Божие, особенно под праздник, твердо решились бы переменить свою грехолюбную жизнь на святую и благочестивую, – о! таких христиан трудно отыскать в настоящее время. Итак, мало между нами истинно спасающихся, а много погибающих. Разврат нашего города поражает каждого благомыслящего человека: у нас за развратных дерутся и стреляются, – совестно сказать, что делается между нами! Вот причина настоящих бедствий и неурожаев, вот причина бедственного положения земледельцев и умножения нищих.

Господи! вразуми нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle