Источник

99. В неделю 25-ю по Пятидесятнице. О любви к ближним

На деле требует от нас Господь любви к ближнему, а не на словах. Сказано в заповеди: «люби ближнего, как себя любишь». А себя как ты любишь? Желаешь ты себе здоровья, богатства, спокойствия в жизни, – сего и ближним своим желай. Желаешь иметь дом и в доме изобилие всего – того и ближнему желай. Любишь, чтоб у тебя было вдоволь всего в доме, в амбарах, на столе, в шкафах, в сундуке, – сего желай и своему ближнему. Мало того, чтоб ты только желал, – нет! Все то, что ты имеешь, должен разделять со своими ближними и стараться, чтобы и они были также сыты и довольны и не имели бы ни в чем нужды, как ты не имеешь. Вот почему Закхей сказал Господу: «се пол-имения моего дам нищим; а кому я должен, тому возвращу четверицею»; ибо редко кто в мире наживает имение без помощи ближних: чужими руками все богачи наживают имения и сокровища.

Любить ближнего, как самого себя любишь, – эта заповедь великая и весьма обширная; она обнимает всю жизнь ближнего от юности до гроба, и не только временную, но и вечную. Любишь ты ближнего, как самого себя, воспитывай чужих сирот в страхе Божием и благочестии, одевай, корми и заботься об их благополучии; юношей вразумляй и наставляй, старцев утешай, странников принимай, голодных корми, больных врачуй, покойников погребай, о спасении живых и мертвых имей великое попечение; чем бескорыстнее твои дела в пользу души твоих ближних, тем возвышеннее, чище и безукоризненнее твоя любовь к ближним. Слышал ты из Евангелия: какую услугу на деле оказал Самарянин человеку, впавшему в руки разбойников. Любишь ты ближнего, как самого себя, служи ближнему всеусердно, – служи как во всех временных нуждах, так и в вечном спасении, ибо тебе же придется с ним вечно жить по ту сторону гроба. И какую благодарность ты будешь от него слышать во всю вечность: «ты за меня Богу молился, – ты за мою бедную душу нанимал литургию, отправлял панихиды, творил поминовения, подавал милостыню, молился Богу, – и ради твоих молитв и твоей милостыни Господь пощадил мою душу, простил мои грехи, не осудил на суде своем меня, оправдал меня и открыл предо мной двери рая. О! Не забуду я этого во всю вечность». Вот любовь! Такая любовь никогда не умирает; все умирает, все уничтожается: пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, и вера уничтожится, а любовь такая к ближнему никогда не перестает, но живет вечно. Вот это-то и значит любить ближнего, как самого себя любишь; это значит все делать для ближнего, во всем служить, все доставлять необходимое для временной и вечной жизни. А та любовь, которой хвалятся богатые люди, которые вместе с другими богачами пьют, веселятся – это любовь ложная, – эти пиршества навеки разлучат богачей и бедняков, и если придется им встретиться во аде, то только для того, чтобы друг друга поражать проклятием и страшными укоризнами: «если бы не твои столы, не твои напитки, не твоя роскошь и богатство, которые меня развращали; то я не попал бы во глубину ада; лучше было бы тебе нищих кормить и одевать, а не меня угощать, принимавшего участие во всех твоих нощных и развратных делах». Вот какими укоризнами богачи станут поражать друг друга во глубинах адовых! Итак – Христа на земле угощай и Его братий, чтобы на страшном суде Божием услышать тебе не проклятие, но благословение Божие, наследовать тебе не ад, но рай, чтобы жить со Христом, с ангелами и со всеми святыми, чего из любви к вам, моим братиям во Христе и сестрам, от всей души желаю.

Боже! Вдохни в сердца наши истинно братскую – христианскую любовь. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с.

Комментарии для сайта Cackle