протоиерей Василий Бандаков

Поучение 122. Об оскудении веры и любви

Многие жалуются на то, что Бог не дает им счастия, не благословляет их трудов, не посылает благовременных дождей, не дает всего того, чего у Него просят. Христиане! Не нам на Бога, но Богу на нас следует жаловаться, потому что не нас огорчает Бог, но мы Его огорчаем. Чем? Тем, что не имеем к Нему крепкой веры и не возлагаем на Него всецело надежды. Он и так много нам добра сделал: Он сотворил нас, дал нам жизнь, здоровье, дал нам очи, уши, – дал разум, память, сердце, дал жену, детей, дал нам землю, воду, воздух, деревья, – дал все то, чем мы пользуемся и что имеем. Но этого мало: Он искупил нас от греха, проклятия и смерти, послал нам Единородного Сына Своего, который пострадал за грехи наши; дал Он и св. Евангелие, даровал и св. таинства, и общал нам рай; Он хочет, чтобы мы после смерти жили вечно с Ним на небе. Но скажите: что мы Ему дали? Какую мы Ему услугу оказали? Он от нас требует только веры и любви, а мы и сего не хотим Ему явить; мы не хотим в Него веровать. А вера имеет большую силу. Сказано: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей двинься с места, и она двинется»116. Без веры невозможно угодить Богу. Да и как жить без веры? «Покажи мне веру от дел твоих"117, говорит св. Апостол Иаков. Хочешь доказать, что у тебя есть вера, покажи мне то на самом деле, тогда я поверю тебе, что у тебя есть вера. Если увижу тебя, что ты усердно молишься Богу, что ты каждый праздник ходишь в церковь, что подаешь милостыню, что ты смирен, кроток, что ты соблюдаешь посты, что ты воздержен от пьянства и от всяких грешных дел, – тогда я поверю тебе, что ты имеешь веру в Бога. А если ты не умеешь Богу молиться и не хочешь выучиться, св. Евангелия не знаешь, в церковь Божию не ходишь, и всего того, что в церкви читают и поют ты не разумеешь, говеть часто не хочешь, дома огорчаешь ближнего, любишь пьяную компанию; если ты горд, упорен, жесток, гневливый, не богобоящийся, ленивый, нерадивый о спасении, – скажи: где у тебя вера? Если человек знатный, богатый не имеет веры в Бога, то я тому не удивляюсь. Он давно потерял свою веру в Бога своею жизнью, своими делами. Он не ходит в церковь, не молится Богу и не стыдится того, что Он не имеет веры в Бога, но еще считает это за честь себе; да ему и нет надобности иметь веру – он богат и знатен, и думает, что можно жить и без веры; он считает себя разумнее пророков и Апостолов и Божественного Учителя – Иисуса Христа. Бедняк! Почему ты не имеешь веры в Бога? Уже потому одному, что ты не имеешь земных сокровищ, ты должен стараться стяжать сокровища нетленые, доставляемые нашей православной верой, тебе необходимо иметь веру, потому что ты имеешь нужду в дожде, в оплодотворении нивы, в том, чтобы твоя скотина была здорова, чтобы жена и дети были благополучны, чтобы Бог помог тебе и выорать, и посеять и собрать хлеб. Если ты беден, то это еще не великая беда, и Спаситель был беден: Он не имел ни дома своего, ни волов, ни коров, ни лошадей, – ничего, но когда у тебя нет крепкой веры в Бога, когда ты не надеешься на Христа Спасителя небесного, что Он тебе непременно пошлет блаженную и бессмертную жизнь; то стоит ли тебе жить на свете? Что ж скажешь – умирать что ли? Нет! Я боюсь только, чтобы ты душою не умер; ибо, если у человека нет веры, то нет у него и души, – она без веры умирает. Вера есть жизнь души. Бог велел любить Его всею душею и всем сердцем, всею крепостью, и всем помышлением. Разумеешь ли ты эту заповедь? Бог повелевает любить Его больше всего на свете, а ты больше всего на свете любишь деньги, или свое имущество, и говоришь: «деньги не Бог, а милуют», это может сказать только безумный и не верующий в Бога. Скажи мне, что ты Богу дал из своих заработков? Церковь ли построил, купил какую ризу, икону, или какую вещь нужную для церкви, – скажи, что ты для Бога и для Его св. церкви сделал? Все в свое чрево, в свою утробу, а Богу – ничего. Бог живет в сей церкви, живет несомненно. Веруй в эту непреложную истину. Он везде живет, но особенно любит жить в церкви, во храме. Спросит тебя Бог, когда ты умрешь: «что доброго ты сделал на свете?» Голодного не накормил, нагого не одел, больного не вылечил, в темнице сидящего не посетил, молиться Богу не выучился, в церковь не ходил». Скажешь: «я только ел, пил, да веселился, весело жил». Да так и скоты на свете живут, а тебе, скажет Бог «я дал разум, чтоб ты знал Меня, – дал сердце, чтобы ты любил Меня, а ты одного себя любил». Так скажет Бог. Затем сам знаешь, куда тебя после смерти отпровадят: очевидно не в рай, а в ад. В рай идут те, которые на свете святую жизнь ведут, которые непрестанно в церковь ходят, которые дни и ночи стоят на молитве, которые не видели радости на свете, которые горькую жизнь на земле проводили, добра не знали, людей не обижали, чужого добра не брали, были добры, смиренны, благочестивы, набожны, благопокорливы, а вы что? Вот была св. Спасовка, (Успенский пост) и все вы почти ели рыбу, которую св. церковь запрещает вкушать в сей св. посте. Так вы и все посты нарушаете, и Бога не боитесь, и пастырей своих не слушаетесь. Какая у вас вера? Приносите детей крестить, и не приносите крестика надеть на дитя ваше. Значит вы не веруете в силу креста Господня. Благочестивые жены! Спрашиваю вас: где ваши дети: почему вы их в церковь не водите? Летом не водите, а зимою вовсе их в церковь не приведете; тогда вы скажете: «нет одежды, обуви, холодно». Нет! Вы от самой юности приучайте детей, чтобы они Бога боялись, в церковь ходили, молитвы знали, чаще приобщались св. тайн. Срам и стыд покрывает наши очи, что мы называемся христианами, а в нас нет ничего христианского, кроме имени. Одно имя не спасет нас. Если мы христиане, то мы обязаны все христанское исполнять, иметь все христианские добродетели. Посмотрите на Евреев: работают ли они в праздник свой, как мы работаем? Не все ли они собираются в свою Синагогу? Не все ли молятся? А мы? Боже праведный! Мы в праздник еще больше дела находим: и торгуем, и варим, и печем, и ездим, – а из Евреев никто и воды в свой праздник не принесет. Боже! Возврати нам веру нашу, не дай умереть без веры и добрых дел. Спаси и помилуй нас. Аминь.

* * *

116

Матф. 17; ст. 20.

117

Иак. 2; ст. 18.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle