протоиерей Василий Бандаков

Поучение 127. О посещении храма Божия

Я вижу, что христиане сего города отвыкли совершенно от церкви Божией. Отчего это зависит? От того, что привыкли все утро проводить на торжище. Мне кажется, что можно было бы и то сделать и другого не оставлять. Да притом нужно знать, что не хлебом одним жив будет человек, но словом Божим, исходящим из уст Божих. Ты стараешься накормить тело, а душа твоя неужели должна оставаться без пищи? И она требует жизни; и ее надобно напитать пищею – словами Евангельскими, напоить вином текущим в живот вечный. Для чего церковь Божия, для чего таинства, для чего чтения пророков и Апостолов? Для того, чтобы ты приходил в церковь, питался словом Божим, укреплялся благодатью св. таинств. Только лошади, волы, овцы и другие животные должны довольствоваться подножным кормом, а тебе Господь дал разум, дал сердце, дал душу живую и бессмертную, – как же ты думаешь оставлять ее без пищи? Если тело, преданное роскоши, много требует пищи; то душа еще более требует для себя пищи духовной. Не прибавишь ты чрез объядение своему возрасту ни один локоть, хотя ешь ты день и ночь, а если станешь слушать Божие писание, то все более и более будешь Бога чтить душевными силами: что добродетель, то и прибыль. Хорошо, если ты сегодня Богу помолился, но еще лучше, если подал милостыню, еще похвальнее, если пришел в церковь, еще лучше, если не осудил ближнего; таким образом мало-по-малу ты соберешь сокровища многих добродетелей, которые сторицею умножится на том свете. Если бы я спросил: знаете ли вы какого ныне святого чтить св. церковь? Если не знаете память какого святого церковь воспоминает, то и святой вас не будет знать и не окажет вам никакой помощи. Иной скажет: как же я могу знать всякого святого? Кто мне скажет? Книга скажет. Мало ли грамотных в городе? Ведь ты знаешь, где купить тебе вола, корову, или что-либо необходимое для семейства. Что нужнее жизни святых? А без знания Евангелия, без знания жизни святых никогда нельзя знать ни доброго, ни худого. Скажут: кто меньше знает, тот меньше будет наказан; а я скажу: если ты по своему разуму мог больше знать, а отвращался, затыкал уши, чтоб тебе не знать, тогда ты будешь виновен пред Богом. Если бы ты не был человек с разумом, с сердцем, то не для чего было бы тебе и учиться, но ты человек, созданный по образу и по подобию Божию. Спросите: для кого Бог написал св. писание – книги пророков и Апостолов? Не для богатых только, но и для бедных; не для священников только, но и для всех, чтоб все знали волю Божию. В древние времена христиане поучались закону Божию день и ночь; все бросали, все дела житейские оставляли – и бежали в собрание верующих – в церковь Божию. Несмотря на страшное гонение и запрещение, христиане собирались в глубокие пещеры, зажигали свечи, слушали Богослужение, читали и поучались закону Божию непрестанно. Оттого между ними были великие светила вселенной, были мученики, великомученики, преподобные, праведные, девственники, столпники, пещерники; а ныне посмотрите, много ли между нами святых? Вера ослабела, благодать оскудела, любовь между христианами иссякла, один пред другим старается гордиться, превозноситься – то тем, то другим способом. Не говори мне, что ты и дома можешь помолиться. Молись и дома каждый день утром и вечером; а в праздник или воскресный день спеши в церковь Божию на молитву, да старайся разуметь, что здесь читают и воспевают. Полюби ты церковь Божию, дом Божий, в котором живет Бог, Царица небесная, Ангелы Божии и все святые. Ты говоришь: «у меня есть домашняя церковь, у меня есть св. иконы дома». Да писания св. нет в твоей домашней церкви, да таинств нет. Правда, что домашняя церковь твоя освящена, но ведешь ли ты себя, как святой? Со страхом ли Божиим ты живешь и ходишь в своем доме? Так ли ты почитаешь свои св. иконы? Если так, как почитаешь церковь свою; то отчего же у тебя в доме св. иконы покрыты пылью, паутиною, загажены мухами? Отчего же у тебя в доме и скоты и псы живут? Если ты веруешь, что святые слышат, тогда ты молишься пред их иконами; то почему ты без страха живешь в своей домашней церкви, часто бранишься, иногда напиваешься, лихословишь, грешишь? Почему ты не заботишься о благолепии твоих икон, почему не устрояешь йота для них, почему не возжигаешь лампаду, – не воскуряешь ладан? Вижу, что ты не почитаешь своих домашних икон. Но если ты имеешь в доме иконы святых, то мало того, чтобы ты к ним молился, ты должен подражать их святой жизни; для того-то и иконы поставляются, чтоб не только на их смотреть очами, но чтоб знать житие того или другого святого и подражать его жизни. Иначе святой останется святым, а ты все же будешь грешником. Указывай своим детям на иконы, рассказывай им жизнь того или другого святого. Жизнь святого ты можешь услышать в церкви, знать от священника; а если есть грамотные между вами, собирайтесь по праздникам, читайте и слушайте; старайтесь знать жизнь святых! Для чего собираетесь в гостиницы, в питейные дома, в театры? Не лучше ли для чтения Божия писания собраться в церковь? Когда ты хочешь построить дом, или купить волов, или иное что, то собираешь копейку до копейки, чтобы тебе иметь дом и скот, почему же не стараешься купить для дому св. Евангелие, жития святых, Акафисты, святцы, чтоб ты знал, какого когда святого, и кто он был, как жил, как спасался? А пребывая в праздности, что ты можешь знать? Нет, христиане братия, так нельзя жить на свете. христианам. Мы должны быть святыми и непорочными. Жизнь скоро пройдет: заболеть и умереть нетрудно: тогда все сокровища останутся на земли, не возьмет их с собою человек на тот свет. На небе спросят: как ты жил? Как ты спасался? Как ты Богу молился? Что ты доброго сделал? Много ли ты подавал на церковь Божию? Много ли давал на бедных?

Христианин! Приобретай царствие небесное теперь, пока живешь на земле, теперь старайся угождать Богу, теперь заводи дружбу со святыми, теперь Богу молись, теперь постись, теперь трудись, теперь ходи в церковь, учи детей грамоте и благочестию, чтобы они знали закон Божий и имели в душе страх Божий; теперь делай добро, подавай милостыню, принимай странников и помогай нуждающемуся, а закроешь очи, покроет тебя тьма смерти, – тогда невозможно уже покаяние.

Господи! Вразуми нас, настави нас на путь истины, чтобы мы уразумели волю Твою святую и совершенную. Аминь.


Источник: Мариуполь. Печатано в типографии А. А. Франтова, 1884. Печатать дозволяется. Екатеринослав, 7-го Ноября 1883 года, Цензор Протоиерей, Петр Катранов.

Комментарии для сайта Cackle