Источник

Поучение 16. В день Успения Божией Матери

День Успения Божией Матери празднуем ныне мы, православные христиане. Где же слезы об усопшей, где плач и рыдание? Отчего вместо печальных песней, которые мы воспеваем, погребая своих покойников, мы видим ныне торжество молящихся, радость и веcелие, Церковь облекает священнослужителей в блестящие одежды и оглашается торжественными песнопениями? Отчего это? Оттого, что, когда мы умираем, то нас закапывают в землю и полагают в могилу, в которой остаемся до второго пришествия на землю Сына Божия, а к Царице Небесной не коснулось тление, и Она, пробыв три дня во гробе, отошла на небо. Правда, что Ангелы Божии удивились, увидевши Деву, отходящую с телом на небо, но это потому только, что до того времени они не видели на небе ни одной девы: а когда узнали, что это Дева Пренепорочная, что это Матерь Господа Вышняго – Источника жизни, то и сами поспешили приветствовать Ее хвалебными пенопениями и с весельем подняли Ее, ликуя и торжествуя вокруг Матери Божией. Отчего же мы, говорю, не сетуем и не плачем об отхождении от земли на небо Царицы Небесной? Оттого, что, когда Она была на земле, то жила в одном Иерусалиме, а когда взошла на небо, то постоянно стала жить на земле, стала посещать весь мир христианcкий: многие святые после Ея пречестнаго Успения встречали Ее на земле – то во храме, то на море, то в лесу, то на пути, то в разных местах. Казалось бы, на небе Ей лучше жить: там нет ни болезней, ни слез, ни воздыхания. Нет! Она пожелала жить на земле, среди скорбящих и страждущих, Она любит утирать слезы плачущим, утешать страждущих, помогать бедным и несчастным. Как возлюбленный Сын Ея по великой любви к миру отдал себя на страдания, взошел на крест, положил душу Свою за несчастный, грешный мир христианский; так и Премилосердная Матерь Его любит пещись о спасении нас грешных, оставивши небеса, Она ходит по земли и обитает между людьми, живет в храмах и в домах христианских: нет города на земле, в котором не было бы храма во имя Ея, нет самого убогого дома христианского, в котором не было бы Ея святого образа, Ея святой иконы. О, сколь блаженны вы, добрые христиане, кто бы вы ни были – богатые или бедные, – блаженны, что некоторые из вас даже из дальних стран пришли на праздник к Царице Небесной! Она примет от вас молитвы и милостыни, услышит моления ваши, и все, что у Неё попросите – все вам дает, только бы просимое нами было полезно для вечного вашего спасения. Приобретайте Царствие Небесное! Кто больше дает, тот больше и получит, а кто и меньше дает, да от нужды, тот столько же получит. «Некая вдовица только две лепты дала, но больше всех положила в сокровищницу церковную»8, – сказал Господь. Почему? Потому, что последнее имущество свое отдала на Церковь Божию. Не жалей и ты, христианин, своих сокровищ тленных, не жалей и купи Царствие Небесное, когда есть день, пройдет день, настанет ночь, тогда не купишь его ни за какие сокровища всего мира. Теперь, пока Матерь Божия живет на земле, живет в наших храмах, бывает в наших домах, – ибо, где молятся Ей, там всегда Она бывает; теперь очень легко и удобно приобресть Царствие Небесное; теперь можно с Божией Матерью иметь беседу, наплакаться пред Нею, помолиться Ей, принесть Ей посильную жертву, и Она все готова сделать для нас, все может сделать, потому, что всемогущий Бог – Ея Единородный Сын, а всемогущий Бог чего не может сделать, особенно, если Его попросит о чем-либо Его родная возлюбленная Мать.

Теперь обращаюсь к тем, которые исполнили важнейшее дело своего спасения – приобщились телу и крови Господней. О, как прискорбно, что не все вы приобщились! Как! Быть на пиршестве в доме Царицы Небесной и не вкусить на сей вечери от Пречистаго Агнца – Ииcуcа Христа? Быть на вечери Господней, и не пить вина нового, текущего в живот вечный? «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный»9. Почему же вы чуждаетесь, удаляетесь сей пренебесной пищи? Кто вам сказал, что нельзя часто приобщаться святых и животворящих тайн? Один злейший враг нашего cпасения мог внушить вам такую мысль. Для чего же страдал Христос? Для чего проливал кровь Свою на кресте? Не для того ли, чтобы мы сбросили с себя ветхое, грешное тело, и облеклись в Его тело – святое и безгрешное: чтоб нам в Его теле явиться на Страшный Суд Божий, чтобы Судия праведный на нашем теле увидел те язвы гвоздиныя, которые Господь принял за грехи наши на кресте? Иначе никто и ничто нас не прикроет от страшных громов гнева Божия. Грешное тело наше должно умереть, а святое тело Христово воскреснет для жизни вечной и покроет нашу душу от гнева Божия и мы перейдем в этом теле в рай. Когда вы, христиане, во Христа крестились, то во Христа должны и одеться, сказал святой Апостол Павел: «елице во во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»10. Ходите, христиане, братья и сестры, – ходите чаще в храм Божий – в дом Царицы Небесной, Матери Господа Нашего Иисуса Христа. Заболеешь – спеши сюда для лечения; тоска на душе, печаль, скорбь ли какая – сюда поспеши, упади пред образом Царицы Богородицы, поплачь пред Нею, поплачь – и тебе легче будет на душе: Она знает твое горе, твои нужды, твои печали, потому, что и Она на земле много горевала и пролила слез, особенно, когда увидела умирающего на кресте Сына Своего возлюбленного. О, тогда острый меч прошел душу Ея и сердце!

Заступница усердная. Мати Господа Вышняго, за всех нас, грешных, моли Сына Твоего и Бога нашего, мы, обремененные грехами многими, умоляем Тебя, Царице Небесная пред Пречистым Твоим образом со умиленною душею и со слезами – всех нас заступи, защити, помилуй и сохрани, как в жизни, так и в смерти, и на суде Сына твоею и Бога: пощади, помилуй и избави от вечных мучений! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle