протоиерей Василий Бандаков

Поучение 31. В день Рождества Пресвятыя Богородицы

Братие! Есть у гордых людей мира сего грешная привычка смеяться над своим ближним: богатый нередко смеется над бедным, здоровый над слабым, красивый над безобразным, господин над рабом. Но Господь нередко производит то, что того самого, с которого люди смеялись, делает счастливейшим. Тоже самое случилось с праведными Иоакимом и Анною. Все соседи насмехались над ними за то, что они не имели детей; всю жизнь плакали сии праведники о своем бесчадстве; но Господь, который из невозможного делает возможными из несущего творит сущее, даровал им наконец уже на старость такое дитя, которого рождению весь мир возрадовался. Как это случилось, – послушайте.

Праведные Иоаким и Анна жили в бедном город Назарете. За их благочестие Господь наградил их всеми благами земными. Они были богаты; богатство их состояло во множестве стад овец. И теперь, если кто их имеет во множестве, то считается богатым человеком. По всему этому видно, что Иаким и Анна были богаты, но богатство не всегда составляет полное благополучие человека, – до богатства много еще кое-чего нужно; и здоровья, ибо когда здоровья у человека нет, так и богатство неприятно и добрые нравы, ибо, если одно доброе, а другое злое в семействе – так и богатства не хотел бы: для богатства нужна еще и красота, и добрые cоcеди, и благополучная жизнь. Все это невидимому было у праведных Иоакима и Анны, одного у них недоставало – наследника или наследницы; ибо у них всю жизнь не было детей. А в самом деле: кому ты оставишь богатство, если у тебя нет наследника? они плакали и скорбели не потому, что потеряли надежду на Бога, или отчаивались, – напротив они надеялись и не отчаивались; но их одолевали насмешки со стороны соседей и близких. В наши времена имей кто детей, не имей – все равно, а у Евреев совсем не так было. У них безчадие семейства означало явное неблаговоление Божие: потому, что имеющие детей все же надеялся, что от его многоплодного племени, быть может, родится Спаситель мира; а бесплодный терял всякую надежду на это счастье. Но Бог Отец устроил так: произвел на свет Матерь Сыну Своему возлюбленному – отрасль от неплодного корня, от сухой ветви, от бесплодных родителей, от праведных Иоакима и Анны. Не богатых и знатных, не красивых и многодетных избрал Он; Ему нужны были святые и праведные родители. Не богатство и красота, но святость и праведность Иоакима и Анны обратили на себя взоры милосердия Божия. И вот бесплодные делаются плодоносными, заматерелые старцы делаются родителями той Девы, которая рождением Искупителя мира обрадовала всю вселенную, весь мир Христианский.

Однажды праведный Иоаким приходит в храм Иерусалимскому и приносит все то, что необходимо для жертвоприношения, но первосвященник не только не принял от него жертву; но и обидел его упреком: «ты недостоин того, чтобы принять от тебя жертву, потому что ты бесчаден еси», – сказал ему первосвященник Исахар, присовокупив: «по причине тайных каких-либо грехов твоих». Но мог ли иметь тайные грехи тот, кто не имел явных? За первосвященником и простой еврей оттолкнул праведного старца. Горько заплакал праведный Иоаким, и пошел уже не домой, но в пустыню к своим пастухам. Видя слезы праведника, Господь утешил его и его жену – праведную Анну, – послал Ангела своего известить их о том, что милость Божия их не оставила, что Бог дарует им чадо и чадо на славу, что от них родится пренепорочная Дева Mария – Матерь Искупителя. Утешенные н обрадованные супруги дали обет посвятить свое чадо Богу, сокровище от Бога полученное возвратить Тому, кто оное им даровал. Мы обыкновенно даем Богу или весьма мало, или даем то, что нам не нужно. А св. праведные Иоаким и Анна – передали Богу все свои сокровища, – наконец и главное свое сокровище – пречистую и юную отроковицу – Деву Mарию отдали Богу. У нас – отец, любимого сына старается сделать большим человеком, мать дочери своей выбирает богатого жениха, но праведные Иоаким и Анна ни того, ни другого cебе не воображали; они любезное детище не отдали злосчастному миру, а отдали Богу. Люди добрые, что вы на это скажете? Вы скажете: одна была Матерь Господа, одна была Дева Mария на свете, родившая Искупителя Mира. Так. Но у нас есть матерь св. Церковь, которая породила нас водами крещения для вечной жизни, питает нас таинствами, укрепляет нас, омывает нас, спасает нас, а спросите: многие ли из нас любят свою мать эту? Многие ли веруют в ея святость? Многие ли приносят ей в жертву свои сокровища? Многие ли держатся ея св. уставов и постановлений? Кто же ходатайца и молитвенница пред Богом за наши грехи? Разве вы имеете других святых, других пророков и Апостолов, которые за вас молятся пред Богом? Разве вы имеете другого Христа Искупителя? Не церковь ли врачует вас, когда вы заболеете? Не она ли наставляет вас и питает вас своими сосцами – Божественным своим учением? Не она ли молится об вас, и провожает вас в могилу; даже после смерти ходатайствует о упокоении души вашей, когда весь мир и все родные вас забывают? Нет! Не напрасно Царица небесная и воспитывалась во храме, и всегда посещала храм Божий, – Она знала, что нет лучшего, нет более спасительного, и более безопасного места, как св. церковь, в которой обитает и Бог, и Ангелы, и все святые, которые будут судить нас некогда на суде Божием вместе с Богом, и осудят нас за грехи наши.

О! Да вразумит нас Господь Бог и Царица небесная, и да помилует нас в сей и в будущей жизни. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle