протоиерей Василий Бандаков

Поучение 38. На Воздвижение Честнаго Креста Господня

Для чего св. церковь совершает, пред очами христиан, сегодняшний обряд – осинение крестом Господним всех четырех стран света: востока, запада, севера и юга? По четырехстороннему движению креста и праздник называется всемирным воздвижением честнаго и животворящаго креста Господня. Откуда этот обряд взят, с какого времени он совершается и для чего? Об этом прилично нам теперь же побеседовать.

Когда царствовал в Цареграде благочестивый Царь Константину наученный христианской вере матерью своею св. Еленою, когда гонение на христиан было прекращено, и христиане начали открыто и явно Богу молиться и строить храмы; то в то время св. Елене – матери Его – пришла благая мысль побывать в Иерусалиме и построить церковь на месте страдания Спасителя. До царствования Константина великого христиане не имели благоустроенных и открытых храмов; они совершали свои службы на гробах мучеников. Св. Елена отправилась в Иерусалим, где распрашивала христиан: на каком месте Христос пострадал и где какое чудо совершил, чтобы построить храмы на местах, ознаменованных особенными делами Иисуса Христа. Прежде всего она построила храм, где воскрес Спаситель, в память воскресения. Затем стала строить повсюду храмы Божии на тех местах, где Христос сотворил какое-либо чудо, и в тех городах. где Он жил: построила церковь в Назарете, где Христос провел 30 лет – в Вифлееме, где Он родился, – на горе Фаворе, где Он преобразился, – построила храмы везде: потому что Константин – сын ее – не жалел для сего дела казны царской. Но св. Елене хотелось непременно построить храм на Голгофе, где Христос пострадал. Но на том самом месте, где был распят Спаситель, стоял идольский храм. Она велела храм разрушить, а гору раскопать, не найдется ли в ней крест, на котором распят был Спаситель. Первоначально поиски были тщетны, но св. строительница не отчаивалась, продолжала искать, расспрашивать старожилов, наконец один глубокий старец еврей указал на то место, где скрыть был иудеямн крест Господень. Долго еще снимали землю на горе Голгофе, долго копали, наконец – к величайшей радости Царицы и всех христиан нашли крест, но не один, а три: опять скорбь, опять печаль! Как узнать, какой из трех тот, на котором распят был Христос Господь? Св. Макарий, патриах Иерусалимский, велел поднести и приложить ко кресту мертвеца, которого несли уже на кладбище. Приложили мертвеца к одному кресту, потом к другому – ничего особенного не последовало; когда поднесли к третьему – мертвец воскрес. Можете себе представить величайшую при этом радость св. Елены и всех христиан, которых так много собралось в Иерусалиме, что все улицы были наполнены народом; все спешили приступить к кресту и облобызать его, но не было никакой возможности. Поэтому христиане стали просить патриарха, дабы он, по крайней мере, издали показал им животворящее древо креста Господня. Св. патриарх Макарий при помощи Св. Елены и близ стоящих Архиереев подняли крест и показали народу, – народ кланялся и падал до земли лицем и взывал: «Господи помилуй! Господи помилуй!» Но крест был тяжел, его часто опускали на землю, и опять поднимали. Вот поэтому случаю св. церковь с древних времен, подражая примеру патриарха Макария, повторят тоже воздвижение креста Господня, напоминая христианам, что они в одном животворящем кресте Господнем должны искать своего спасения.

Повергайся и ты – душа христианская, чувствующая на себе тяжесть грехов, – повергайся пред сим животворящим древом, только с крепкою верою ищи спасения в нем. А о том, почему именно в кресте должны искать спасения и какая в нем заключается благодать и сила, – о том скажу вам на Божественной литургии; здесь же замечу, что около древа креста найдена и дощечка из букового дерева, на которой была надпись по-еврейски, гречески и римски: Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Там же и четыре гвоздя найдены, из которых один и доселе есть в царствующем граде Москве, в Успенском Соборе, к каковой святыни многие, в том числе и я, многогрешный, прикладываются и получают большое утешение. История с животворящим крестом Господним, длинна и разнообразна: он был в плену 250 лет в Персии, потом возвращен, многие части его взяты благочестивыми царями – и в Роccии в Петербурге и в Москве есть части оного.

Христиане! Станем покланяться животворящему кресту Господню, будем веровать в Божественную силу оного, зная, что он есть орудие нашего вечного спасения.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle