Источник

Поучение 43. В неделю 16-й по Пятидесятнице

Добре, рабе благий и верный! о мале был еси верен, над многими тя поставлю. (Мф.25:21)

Неудивительно ли когда приходится слышать такие людские суждения: иной говорит: «если бы мне Бог дал такие дарования, как у такого то, я бы не такое употребление сделал из них» иной говорит: «вот, если бы мне эти деньги, это богатство, это сокровище, как у сего богача; сколько и добра сделал бы людям!». «Вот если бы мне здоровье, как у такого то, разве я так бы работал, столько бы сделал дела!», – такие и подобные речи слышим то от одного, то от другого. Никто почти недоволен своим жребием, своею долею, своим талантом. Почему? или потому, что он неблагодарен Богу и за то, что имеет у себя: или потому, что не знает своих природных дарований, к чему он способен: или потому, что он не думает и не знает того, что за большие дарования Божии за большие таланты потребуется от человека большая ответственность. Подожди, как тяжко придется тебе отвечать Богу и за наличные твои дарования. Ты еще большего желаешь и будешь желать, ибо душа человеческая ненасытима. Ты наедаешься досыта, а другой голодает; ты спишь, сколько хочешь, а у другого нет сна от горя и несчастья; ты здоров, а другой болен; ты имеешь всегда кусок хлеба, можешь и чашку чаю выпить, а другой слезами орошает гнилой сухарь; у тебя теплый угол, а у другого нет, и люди гонят его от порога; тебя добрые люди знают, а другого продолжительная болезнь сделала незнакомым для всех, даже для родных; твое тело покрывает пригожая одежда, а другой не имеет чем от ветру и холоду прикрыться, ты на свободе, а другой в темнице за долги сидит; ты в храм пришел Богу помолиться и свечу имеешь за что поставить пред святою иконою, а другому стыдно от бедности на свет Божий показаться, не на что отговеться.

Ты чрезмерно грешишь, что недоволен своим талантом, своею долею, своими дарованиями! Постарайся употребить в дело и те дарования Божии, которые имеешь. Бог мудрее тебя и знает, что в твой сосуд нельзя было более влить воды, сколько влито, нельзя было дать больше тебе дарований, сколько дано; ты способен в обществе быть ухом, а не глазом, ногою, а не рукою. Художник – Господь Бог видел, какой сосуд можно было сделать из тебя; Он видел, что ты не можешь быть господином, а только слугою в составе семейства, в обществе, в собрании христиан. Почто ты завидуешь здоровью другого, уму, богатству? В здоровом теле гнездятся здоровые страсти, при большем уме бывает большое сумасбродство. Бог юродивых мира сего избрал, дабы посрамить мудрых36. Больших денег хочешь, большого богатства? Ты прежде употреби в дело свои две лепты, как оная вдовица, которую Господь похвалил больше всех богачей. У тебя и немного еще денег, но из них ты немало употребляешь на прихоти, на удовлетворение страстей. Что, если бы Бог дал тебе тысячи? Не испортился бы ты хуже? Разве ты не знаешь какой ответ придеться дать тебе пред Богом за все то, что доселе ты имел, и за все то что теперь имеешь, и за все то, что еще до смерти будешь иметь? Ты думаешь безумно поступают те, которые все в мире бросают и бегут в пустыню? Да ты за одни грехи твои не расплатишься пред Богом, – посмотри в свою совесть? А ты богатства еще захотел. Богатство очень многих погубило. Вон один богач только нищему Лазарю не подал милостыни – да во глубину ада попал. А богачи разве смотрят за Лазарями? Подумай и не желай больше того, что тебе Господь дал.

Господи! Вразуми нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle