Источник

Поучение 56. В недели 18-и по Пятидесятнице

Дадеся ми пакостник плоти, аггела сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. (2Кор.12:7)

Какого ужасного стража дал Господь святому Апостолу Павлу, дабы он не возгордился высокими духовными дарами: знамениями, силами и чудесами, которыми он был от Бога награжден, и теми чрезвычайными видениями, каких удостоен был от Бога; ибо он однажды восхищен был до третьего неба, видел дивные вещи, и слышал речи, которые пересказать языком человеческим невозможно. Дабы он не гордился всем этим, дано было ему жало в плоть, какая-то болезнь, или страсть, ангел сатаны, который постоянно нападал на него, искушал его, мучил его. И несмотря на то, что св. Павел три раза молил Господа о том, чтоб Он удалил эту болезнь от него, Господь одно ему отвечал, что болезнь эта причиною умножения в нем благодати и силы Божией; ибо сказал Господь «сила бо Моя в немощи совершается»42. Спросите же теперь: для чего люди стараются удалить от себя всякую немощь, всякую болезнь, нужду и несчастье, если чрез это только умножается благодать Божия? К чему они стараются обогащать себя, утучнять себя, если это только обессиливает человека, ибо иное сила телесная, иное сила душевная, иное плотская, иное – духовная, иное человеческая, иное Божия сила. Человеческая сила – только наружная, видимая, наглядная, а сила Божия хотя невидимая, но непреодолимая, богатая многоразличными духовными дарами. Сила Божия обнаруживается особенно в умерщвленном постом и подвигами теле; сила Божия особенно действует там, где оскудевают все силы человеческие – телесные и душевные? Если св. Апостол дозволяет себе хвалиться только немощами, обидами, нуждами, гонениями и притеснениями за Христа, говоря, что Он тогда только и бывает силен, когда немощен, – слаб и изнеможен; то для чего ты, человече, хвалишься красотою лица, крепостью тела, богатством сокровищ, славою и честию? Ты должен скорбеть, если ты имеешь эти преимущества, потому что ты чрез это лишаешься благодати, чрез это ты делаешься слаб на словах, бессилен в духе, беден дарами благодати и мертв душею. Давно сказано: «да не хвалится богатый богатством своим, да не хвалится сильный силою своею, здоровый красотою своею». И что значит сия наглая гордость некоторых – услаждать вкус разными явствами и напитками, нежить тело на мягком одре, собирать кучи сокровищ, хвалиться здоровьем, богатством, конями и колесницами? Если нет у тебя благодати Божией, то ты сущий истукан, который должен рухнуть и обратиться в ничтожество по одному слову Божию. Быть может, и тебя ангел сатанин мучит какою-либо страстью, и она пакости тебе делает; быть может, и в тебя Господь попустил вселиться какой-либо господствующей страсти: или гордости, или сребролюбию, или сластолюбию, или пьянству, или гневу, дабы ты смирялся и познал свою ничтожность, свое бессилие; быть может, и ты имеешь в себе какую-нибудь непреодолимую страсть, которую своим разумом, своими силами никак не можешь победить. Тебе надлежало только обратиться к Богу с пламенною молитвою, – дабы Он избавил тебя от нее, но ты вместо того, чтобы смириться пред Богом, гордишься этою страстью, грея в себе змию, радуя диавола, который всеми мерами старается погубить тебя. Ты забыл, что жало греха переходит из плоти в душу и уязвляет твою совесть, – грех писалом железным вписывается в твою душу. Отчего один взгляд на лице иного грешника отталкивает от него? На нем не видно ясной черты его преступления, неизвестно того, какой именно тяжкий грех лежит на его совести, но по всему лицу его в общих чертах заметно его преступление; он страшен, отвратителен, и невольно внушает какой-то страх, ужас. Нельзя сказать: убийца ли он, тать ли, клятвопреступник ли, прелюбодей ли, сребролюбец ли, пьяница ли, злобный ли сердцем, но сердце чувствует, общий голос народа говорит, что такой-то тяжкий грешник – преступник. Его бледное лицо, его сверкающие очи, его раздражительность – все это всем внушает отвращение к нему. Это жало в его плоти, в его совести, в его душе, это ангел сатанин, это огонь мучения адского, готовый при первом случае воспламениться, мучит его, терзает его, жгет его; он не может его долго скрывать. Вот ты нажил здоровье – и гордишься; насобирал тленных сокровищ, и тщеславишься ими, а того не знаешь, что это самое мучит тебя, что ты и нищ, слеп и наг. Ибо из-за чего тебя мучит совесть? Почему люди добрые от тебя отвращаются? Отчего ты непокоен во сне – при твоем богатстве, при твоей силе? Отчего ты чахнешь? Не от тайного ли поношения добрых людей? Не от гнева ли Божия? Может быть, секира при корне древа твоей жизни давно уже лежит, но ты беспечно спишь во грехе. Проси Духа Святаго, чтобы он помазал тебе очи благодатною мазью, дабы ты усмотрел свою погибель. О, как счастливы люди бедные, слабые и гонимые за Христа, терпящие голод, нужды и всякие обиды! Они обогащены благодатью Божию, на них не действует ангел сатанин, они свободны от угрызений совести, от соблазнов мира: болезни и нищета, голод и нужды, бедность и недостатки смиряют их пред Богом и человеками. Итак, не богатым завидуйте вы, христиане, не богатым и здоровым, но бедным и несчастным, потому что сила Божия в их немощи совершается. Дух Божий благодатью действует чрез их слабости и недостатки. Кто был слабее Апостола Павла? Однако ж бесы и тени его боялись. Кто был беднее его? Но он питал нищих всех церквей, обогатил мир верою и добрыми делами. Полотенца даже его были чудотворны, его одно имя прогоняло бесов, исцеляло больных, творило всякие чудеса. Чем более страдает человек, тем более в нем благодати: чем слабее телом, тем сильнее духом, чем более делается нищим чрез милостыню, тем более богатеет верою. Ах! Как мы несчастны, что не можем похвалиться слабостями тела, изнурением сил, крайним убожеством и великими обидами со стороны врагов!

Господи! Хоть жало болезни пусть вонзется в наше тело, хоть ангел сатанин пусть нам пакости деет, хоть подвергни нас нуждам и лишениям всякого рода, только смири нашу гордыню, умножь в нас благодать Духа Святаго, даруй нам силу не чудотворения совершать, но побеждать непреодолимые наши страсти и дурные привычки; дай нам право хвалиться немощами, дабы сила в нас Твоя была совершенна, дабы мы могли победить плоть, мир и диавола и наследовать жизнь вечную. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle