Источник

Поучение 8. В неделю десятую по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии прочтено было об исцелении глухонемого юноши. И что особенно замечательно в этой истории? Во-первых то, что диавол особенно мучил юношу в новолуние, а во-вторых то, что святые Апостолы не могли изгнать этого беса. Спросите: почему сильнее в новолуние бросал диавол юношу – то в огонь, то в воду, и заставлял свирепеть и скрежетать зубами? Да и в настоящее время диавол больше мучит бесноватых в новолуние; почему? Неужели луна имеет влияние на беса или бесноватого? Нимало, это диавол делает для того, дабы люди осуждали творение Божие, – осуждали дело рук Его – луну, ибо диавол ничего не делает без какого-нибудь злой цели. Он и теперь не только во время новолуния, но и при заходе солнца сильнее мучит бесноватых, чтобы люди видели вред, как бы от самого солнца; но ни солнце, ни луна независимы от действия диавола. Впрочем, бесноватые, кто бы они ни были, можно сказать, счастливы потому, что не им вменяются их дела и поступки, а диаволу, который ими управляет. Преподобный Нифонт четыре года был мучим бесом, и говорил: «Нет Бога, нет Христа» – однако это ему не вменилось в грех. Бог так премудро сотворил человека, что при бесновании грешит не он, но диавол, и самое зло Бог обращает в добро человеку. Bcе дела бесноватого совершаются бессознательно, независимо от его воли, а от воли диавола, но благодать Божия не оставляет человека при бесновании, но во глубине духа врачует его Божественною, всеосвящающею благодатью. Почему святые Апостолы не могли изгнать беса? Спаситель ясно отвечает, что это случилось по причине их маловерия или, лучше, по причине маловерия того человека, который привел юношу. Даже и к Самому Господу он обратился с некоторым недоверием, говоря: «Аще, что можеши, помози нам», – сказал он Господу; «если, то есть, можешь сколько-нибудь, помоги нашей беде». Это язык – показывающий сомнение. Быть может, некое тщеславие со стороны Апостолов, и любопытство со стороны неверующих человеков – ослабило в них веру и силу благодати, могущей уврачевать беснующегося. Как часто и ныне приходящие в церковь Божию больные: одни получают исцеление, а другие, тою же болезнью одержимые, возвращаются в дом без всякого пособия: почему? И тут тоже окружают больного – частью маловерие, а частью любопытство. Да ведь вы забываете, что врач для всех один – Христос Господь. Мы не раз заметили и то, что простые сердцем люди, но крепкие верою, простые люди, скорее всего получают исцеление, – но богатые, не имеющие добрых дел, и жизнь ведущие не христианскую – не так скоро получают исцеление. Между тем благодать Божия даруется неоскудно в равной мере всем и каждому. Впрочем, по мере веры каждому дается, больше веруешь, – больше получишь, менее веришь, – меньше получишь. А Бог один, благодать одна, имей только веру, имей смирение, отстань от грехов и всегда получишь желаемое. А то и выздороветь желаешь, и отстать от rреха не хочешь: помощи просишь, и в силе благодати сомневаешься; и к Богу прибегаешь, и от чаши удовольствий земных не отстаешь; – одною рукою строишь, а другою разрушаешь. В таком разе не только ученики Христовы – пастыри церкви – Сам Христос тебе не поможет; кайся, исповедай прежде грехи свои: Господи! Приложи нам веру твою. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle