Источник

Поучение 96. Обиды, наносимые ближнему, наносятся самому Иисусу Христу

Преподобный Дорофей сказал: «кто гневается на брата и оскорбляет его; тот гневается и оскорбляет Христа». (Стр. 12)

Быть может кто-либо из вас не понимает этого изречения, сомневается в этом, или, пожалуй, даже не верить этому; – вот почему я решился побеседовать с вами об этой истине! Во-первых, не забудем той истины, что святой муж не может сказать неправды; ибо его языком управляет благодать Духа Святаго. Ложь бывает в устах того, кто водится страстями, а не благодатью, а святые люди, хотя подобострастные нам человеки, но боятся неправды; ибо она происходит от диавола. Хотя они и могут ошибаться, но не сами ли вы говорите, что ошибка в фальшь не ставится? «Пусть они не всеведущи и могут ошибаться, но иное дело ошибаться, а иное дело лгать и притом умышленно, – к погибели ближнего. Да притом: святые мужи из любви к ближнему внимательно смотрят друг за другом, и тотчас исправляют их ошибки, и те исправляются. Книга, из которой мы взяли помянутное изречение – тысячелетие читается, и никто из святых не сказал, что это изречение несправедливо или ложно. Так помни же, христианин, что если ты гневаешься на брата, или на кого-нибудь из ближних: то ты гневаешься на самого Христа; если оскорбляешь словами ближнего, то оскорбляешь самого Христа. Правда, что и Апост. говорит: гневающийся на брата есть человекоубийца96. А человекоубийство может ли быть приятно Богу? Но мы взглянем проще на это дело. Божий человек есть любимейшее творение Божие. Если ты убиваешь любимое творение Божие, или оскорбляешь его, или гневаешься на него или грабишь, то не разгневается ли за это на тебя Бог? Если подобные обиды нанесете, какой человек твоей жене, сыну или дочери, неужели ты не оскорбился бы на обидчика? Но, Бог, который сотворил человека по образу Своему и по подобию, далеко более любит всякого человека, даже грешника, нежели ты любишь свою жену и детей. Еще ближе на это посмотрим. Скажи мне: чей образ носит на себе человек? Чье это творение? Чье тело и чью кровь носит в себе приобщающийся таинству тела и крови Христовой? Кого же ты поносишь, когда нехорошо говоришь о ближнем? На кого гневаешься, когда гневаешься на брата? Кого убиваешь, когда отнимаешь жизнь у ближнего? Ты гневаешься на Христа, оскорбляешь Христа, убиваешь Христа. Понял ты это? Выразумел ли ты это? Ты убиваешь того, который сотворил тебя, который пострадал за тебя на кресте. А Христоубийца не будет ли, как Иуда, наказан вечными мучениями ада? Не я в этом тебя уверяю, но слово Божие, самое дело, и слово святого отца, который сказал, что все обиды, наносимые ближнему, наносятся самому лицу Иисуса Христа. В самом деле если от святой иконы обесчещенной, поруганной, бесчеcтие переходит на лицо того, кто изображен на иконе, – Христос ли, Божья ли Матерь, или святитель какой; то не тем ли более бесчестие, наносимое образу и по подобию Божию, наносится самому Богу? Подумай об этом ты, который гневом, словами, осуждением, клеветою, граблением, пьянством обижаешь своего ближнего, – подумай, что ты самому Иисусу Христу все это делаешь. Как легко тебе поносить ближнего, разгневаться на него, наругаться над ним, побранить его, обобрать его, побить его, оскорбить его, оклеветать, обесчестить; – но помни, что все это сделаешь ты самому Иисуcу Христу. О! Сколь многие грехи наши, так называемые малые, не важные – по смерти, покажутся нам страшилищем, станут пред очами нашими горою, возвышающеюся выше небес; как мы будем тяжко осуждены и наказаны за грехи, которые мы ныне и не считаем грехами! Подумайте об этом, христиане, и перестаньте малейшим чем-либо оскорблять ближнего брата вашего.

Боже! Вразуми тех, которые огорчают своих ближних и самого Тебя. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle