Источник

125. Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице

"Иди и ты твори такожде». (Лк. 10:37).

Иной добрый и благочестивый христианин спрашивает: «Какое бы мне такое доброе дело сделать, за которое я непременно мог бы получить от Бога награду, т. е. такое, какое самое лучшее пред очами Божиими?» На этот вопрос отвечает нынешнее Евангелие. Действительно, есть много добродетелей и добрых дел, но есть дела, особенно приятнейшие Богу. Хорошо и принятие странников, хорошо и милостыню подавать спасительно, и больного посетить, и голодного накормить, и нагого одеть. Но в нынешнем Евангелии Господь указал на такое событие, на такой случай, в котором оказанное доброе дело особенно приятно Богу. Именно: подать помощь беспомощному человеку. Человек некоторый впал в руки разбойников, которые покрыли его ранами и побоями, ограбили его и бросили на дороге. Еще хорошо, что бросили на дороге, а не в пропасть или в лесу. По дороге той, однако, проходил мимо его и один, и другой, левит и священник, но никто внимания на него не обратил: «дескать, привяжется кто-нибудь, да следствие, да суд, беги скорее подальше, чтобы не нажить беды». Нашелся же человек другого рода и племени, какой-то сердобольный Самарянин, который поднял его, довез до гостиницы, помазал раны маслом и вином, сделал перевязку, успокоил его и поручил самому усердному вниманию и попечению содержателя гостиницы, заплатив щедро за труды с обещанием еще наградить его. «Иди и ты, твори такожде», – сказал Господь законнику, т. е. поступай и ты так, делай и ты такие, и подобные сим добрые дела. Из этого события и наставления можно для себя постановить такое правило: оказывай помощь беспомощному, кто бы он ни был: еврей ли, татарин ли, все равно, во всяком случае, оказывай помощь беспомощному.

Одни отказали бедняку в деньгах: ты дай ему. Другие не дали хлеба голодному – ты дай. Иные не одели нагого – ты одень. Другие больного не вылечили – ты постарайся вылечить. Те странника не приняли – ты прими. Одни отказали в помощи сироте и вдовице: ты окажи посильную помощь. Другие не захотели покойника погрести: ты купи ему гроб и выкопай могилу. Те отказались утешить скорбящего: ты утешь или словами, или самим делом. Этому не захотели подать добрый совет. Ты наставь его: что ему в беде делать, как поступить? Словом смотри, кто лишен из ближних и чужих всякой помощи, ты подай ему эту помощь. Смотри, где есть человек беспомощный, оставленный другими. Ты будь для него добрым Самарянином и получишь за то от Бога великую награду.

Как часто встречаем мы пьяницу, лежащего на улице или под забором, который несколько лет страдает этим грехом! Но мы проходим мимо и говорим: «это известный пьяница, он неисправим». Между тем надлежало бы только хорошенько приняться за его лечение словом или врачевством, и он, быть может, перестал бы пьянствовать. Как часто встречаем распутного или распутную? Чтобы выбрать минуту и раскрыть их гибельное положение? Один, другой и третий сказал бы доброе, сострадательное слово, и он или она исправили бы свою жизнь. Не говорю о богатых и знатных, которые могли бы дать им честный хлеб и какое-нибудь дело. Я говорю о всяком, кто может при случае добрыми словами и убеждениями привести несчастного или несчастную на путь спасения. Зачем нам думать, что то или другое лицо неисправимо? Всесильная благодать Божия и кроткое слово Спасителя многих блудниц привели к дверям рая. Да, купить вечное спасение мы можем только добрыми делами.

Иди, христианин, и ты сделай такое же добро, какое сделал Самарянин. Господь помощник твой. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle