Источник

21. Поучение в 4-ю неделю великого поста

Не знаю, можно ли быть веселым в темнице? или лучше: можно ли быть веселым и иметь какую-нибудь отраду во аде? Никогда. Но поверьте, что мир настоящий есть и темница, и ад: темница, ибо душа наша заключена в теле, как в темнице, ад, ибо мир сей исполнен зла. Что может душа в теле слышать, кроме голоса страстей? То язык осуждает ближнего, то разум омрачается грешными мыслями, то сердце уязвляется стрелами гордости, зависти, ненависти, сребролюбия, блуда. Что в мире видит душа? Или скорби ближних, или беззакония нечестивцев. И есть люди, которые строят для себя Вавилоны удовольствий, проводят дни, часы и ночи в радости: веселятся по вся дни светло, как Евангельский богач. И первый Адам плакал, и второй Адам Христос плакал: как же могут дети их находить на земле дни радостные? Может ли грешник, которого ожидает смерть, суд Божий и геенна, когда-либо радоваться? Преступник, приговоренный к смерти, может ли веселиться? А ведь нераскаянный грешник приговорен уже не к временной, но к вечной смерти, вечно мучительной. Ты скажешь мне, что ты кающийся грешник? Неправда! Если ты после омытия грехов покаянием добровольно опять бросаешься в блато грехов, то ты истинно не покаялся. Если ты после исповеди опять намерен грешить, то ты не покаялся; если ты не оплакал всех грехов своих, если не уплатил всем долгов, если не подал щедрую милостыню, если не принес плодов истинного покаяния, если говел только для примера, если из грешника не стал святым, то ты не покаялся. Разве те, которые скоропостижно умерли, не говели? Так скажи: в безопасности ли ты в мире, если живешь во грехах, в страстях, в работе диаволу. Поэтому у людей грешников только наружная радость, а не внутренняя, не душевная, ибо у них в душе грехи, страсти, смерть. Диавол – зачатки суда Божия и геенны. Отговелся ты для чего? Для того, чтоб опять грешить? Напрасно ты так думаешь: в таком разе говенье твое есть новое оскорбление Бога. Ты думаешь, что на Голгофе даром стоял крест, что Сын Божий даром страдал? Земля потряслась, солнце померкло, камни распались, мертвые воскресли от сего ужасного зрелища, и ты думаешь, что можно еще находить радость и удовольствие на сей проклятой земле, на которой Сын Божий страдал? Ошибаешься. У тебя слезы должны быть ежедневной пищей скорби, всегдашним питием. Или ты думаешь, при греховной твоей жизни, что ты можешь вступить тоже в рай, который мученики заслужили кровью своей, огнепальным страданием, бичеванием, ужасными мучениями, выдуманными самим диаволом, в рай, в который Сын Божий мог отворить дверь только крестом и многоболезненными страданиями? А ты находишь веселие в жизни? Это диавольское веселие, которое навлечет на тебя вечный плач! Если ты живешь во грехах, то находишься в сетях у диавола, а в сетях диавола можно ли радоваться? Можно ли в аде веселиться? Можно ли среди геенны находить удовольствие? Ты думаешь ли когда: почему святые большей частью в пустыне спасались, в пещерах на столпах? а в мире очень мало спасающихся, одни юродивые и нищие духом, гонимые людьми мирскими, таковых только есть царство небесное.

Помилуй нас, Господи! И пощади нас, и не погуби нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle