Источник

42. Поучение в неделю о Самарянине

Когда слышишь или читаешь в святом Евангелии беседу Иисуса Христа с Самарянкой, то не знаешь, чему более удивляться: бесконечному ли милосердию Божию к грешнице или мудрости этой женщины? Пришедший на землю спасти грешников Христос Господь кротко и мудро беседует с женщиной полуязычницей, с женщиной зазорного поведения, которая жила с шестью мужами. Сие поле испорченного сердца, сей дом нечистот и мерзостей, сие сердце, исполненное страстей и беззаконий. Кроткой беседой и благодатным словом Христос Господь очищает и засевает на оном чистейшие семена небесного откровения и высокого учения о Боге Творце, потому только, что видит в ее сердце готовность к благочестивой и лучшей жизни, а в уме – ясные, еще не потерянные совсем понятия о пришествии на землю Мессии. Быть может, она не поняла сразу сие высокое учение о Боге, когда Господь сказал ей, что Бог есть Дух (Ин. 4:24) и поклонение Ему должно быть духом и истиной. Однако она предрасположила уже веру свою в ожидаемого Мессию и вместе открыла и душевные очи, чтоб узреть Его самолично и телесными очами. Жестоки мы и немилосердны, если отвращаемся от развратных лиц и не хотим сказать им что-либо душеспасительное о Боге и вечном спасении. Спросите: не грешников ли спасти пришел на землю Господь? Притом мало ли между нами таких грешников и грешниц, которые не имеют ясного понятия о Боге? Не все ли мы поучаемся с детства разумению о Боге или от наших родителей, или от благочестивых ближних? Однако, погружаемые в тину грехов, все забываем. Поэтому, видя брата или сестру, утопающих в блате грехов, не должны ли мы, каждый из нас, с кротостью и любовью напомнить им о Боге, о смерти, о суде Божием, о вечных мучениях ада? Чем докажем мы нашу любовь к Богу и ближним, если не тем, когда в удобное время, с кротостью и любовью станем говорить об этой любви с таким лицом, которое, по-видимому, уже обезобразило образ Божий пороками, уничижило себя до скотского состояния или пьянством, или развратом, или другим тяжким грехом? Кто из нас может быть свят и праведен? А между тем Святейший низошел на землю к нашему убожеству, к нашему тяжкому греховному положению. Если ты и не грешен, то можешь согрешить, ибо прежде смерти не избежит человек соблазна и искушения, хотя бы он провел всю жизнь в четырех стенах. Ты боишься оскорбить ближнего? Помолись Богу, и Он наставит тебя, вразумит тебя, что и как сказать погибающему. Хорошо спасти человека от голода и холода, но отвратить от греха, вывести из сей темницы душу далеко важнее. Мы все грешники, мы все должны наставлять друг друга, пока болезнь не связала уста, пока смерть не закрыла очи. Ты не можешь подать милостыню, но разве не можешь вместе с грешником оплакать грех, помолиться за него Богу, вразумить, умолить, упросить и привести к покаянию? Христос, Господь, беседовавший с Самарянкой, невидимо вразумит и наставит нас на всякую истину и поможет, во всяком случае, когда наше сердце возгорится любовью к несчастному положению лежащего во грехах нашего брата.

Ах! Мы все в бездне греховной валяемся! Призовем же и мы неисследимую щедрот бездну. От тли, Боже, нас возведи. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle