протоиерей Василий Бандаков

44. Поучение в неделю слепорожденного

Во гресех ты родился еси весь, и ты ли нас учиши? И изгнаша его вон. (Ин. 9:34)

Странное дело! Пока человек был слеп, дотоле Иудеи не изгоняли его из общества; а когда прозрел телесными очами – стали гнать его. Ни родители, ни соседи, ни сам получивший от Господа зрение – слепец, не могли уверить Иудеев в том, что сей, именно сей слепец, был от рождения слеп, а теперь получил исцеление, прозрел. «Это-то и удивляет меня», сказал слепец Иудеям, «что вы не знаете Христа – сего Чудотворца, Который даровал мне зрение. Мы все знаем, что Бог грешников не слушает, и их руками чудес не творит; а кто Его слушает, волю Его исполняет, того и Бог слушает и руками его чудеса совершает. Видано ли, слыхано ли, чтобы кто даровал зрение слепорожденному? Если бы сей Чудотворец не пришел от Бога, то не услышал бы его Бог, и Он не мог бы дать мне зрение». Так сказал мудрый слепец Иудеям. За сию-то разумную речь они его прогнали от себя. – «Ты человек грешный, ты весь во грехах, – что ты нас учишь?» отвечали они ему. Я ни мало не удивляюсь тому, что Иудеи изгнали слепорожденного: кого они не гнали и не преследовали и не мучили из тех, кто им проповедывал истину! И Пророков они гнали, и Апостолов и даже самого Иисуса Христа, Которого распяли на кресте за то, что Он учил их, и творил чудеса. То меня удивляет, что ныне от многих христиан такая же честь, почти такая же, проповедникам слова Божия. Мне кажется так: кому какое дело до того, кто проповедует слово Божие? Ему предписано высшим начальством проповедывать и учить в церкви. Св. Апостол Павел прямо говорит: «горе мне, если я не проповедую». Значит, горе ожидает и того пастыря, который не учит свою паству, не проповедует слова Божия. Вот ты пришел в церковь Божию и слышишь поучение. Если ты слышишь что-либо хорошее и наставительное – перемени свою жизнь, послушай говорящего; а если то, что он говорит, тебя не касается – тебе не для чего и оскорбляться. Почему бы и тебе не стать на этом месте и не поучать своих ближних братий? Если имеешь дарование – говори; если знаешь Божие писание – говори; если тебе дозволено – говори. Но кто же причиной тому, что ты не призван на это дело? – что ты не учился, что ты не был в этом испытан первопастырями, – что тебе не дано на это право, эта власть? Ты говоришь, что я такой же грешник, как и ты? Нет! быть может я далеко грешнее тебя; но все же не ты, но я послан проповедывать слово Божие. Без сомнения, святые лучше могут поучать, нежели мы грешные, да где ж ты их наберешь? где отыщешь святых проповедников. Ожидай святых и не ходи в церковь; а беззакония пусть распространяются, и смерть пусть похищает всех не готовыми к смерти. Если я тебя худо поучаю, так поучай ты меня: друг друга станем учить, наставлять, вразумлять. Если я неправду говорю, или что противное закону Божию говорю, то за это меня Бог накажет и начальство; я за это подвергнусь проклятию Божию; а если я говорю правду – исправь свою жизнь. Я тебя не гоню из церкви, а преследую моей исповедью грехи и беззакония, которые гнездятся в твоем сердце. О, если б ты знал, как трудно исправлять грешника и искоренять беззакония, и именно потому, что грехи гнездятся в глубине сердец человеческих!

Ты можешь мне сказать то, что говорили Иудеи слепорожденному: «во грехах ты родился еси весь» – я этого и не отрицаю: во гресех роди мя мати моя, и в грехах живу, и среди грешников обитаю и нечистыя уста имею, сказал Пророк Исаия; но все же ты не имеешь права злословить меня, а паче гнать меня. Меня послал Бог проповедывать, послал волею и рукоположением тех первопастырей и святителей, которые посвящают нас, и сами живут свято и поступают по воле Божией. Разве ты не видишь пороков и беззаконий, умножающихся и распространяющихся в сем граде? – Или будем молчать, пока все дома превратятся в дома питейные и развратные? Нас и то богачи не пускают в свои дома, в свои гнездилища; – так как же нам в церкви, по крайней мере, не проповедывать, тогда, когда мы должны и в церкви, и в домах и на улицах града поучать грешников? Благовременно и безвременно, говорит Апостол, где бы я ни встретил грешников, везде должен поучать, назидать, обличать, наставлять. – Или замолчим все, и будем ожидать холеры, войны и другой кары Божией?

Боже! Боже! Какие мы слепцы! Прости нам, Господи, что мы сами не знаем, что говорим и делаем. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle