Источник

44. Поучение в неделю слепорожденного

«Во гресех ты родился еси весь, и ты ли нас учиши? И изгнаша его вон». (Ин. 9:34)

Странное дело! Пока человек был слеп, дотоле Иудеи не изгоняли его из общества, а когда прозрел телесными очами стали гнать его. Ни родители, ни соседи, ни сам получивший от Господа зрение слепец не могли уверить Иудеев в том, что сей, именно сей слепец был от рождения слеп, а теперь получил исцеление, прозрел. «Это-то и удивляет меня, – сказал слепец Иудеям, – что вы не знаете Христа, сего Чудотворца, Который даровал мне зрение». Мы все знаем, что Бог грешников не слушает и их руками чудес не творит, а кто Его слушает, волю Его исполняет, того и Бог слушает и руками его чудеса совершает. Видано ли, слыхано ли, чтобы кто даровал зрение слепорожденному? Если бы сей Чудотворец не пришел от Бога, то не услышал бы его Бог, и Он не мог бы дать мне зрение». Так сказал мудрый слепец Иудеям. За сию-то разумную речь они его прогнали от себя. «Ты человек грешный, ты весь во грехах. Что ты нас учишь?» – отвечали они ему. Я ни мало не удивляюсь тому, что Иудеи изгнали слепорожденного: кого они не гнали, и не преследовали, и не мучили из тех, кто им проповедывал истину! И Пророков они гнали, и Апостолов, и даже самого Иисуса Христа, Которого распяли на кресте за то, что Он учил их и творил чудеса. То меня удивляет, что ныне от многих христиан такая же честь, почти такая же проповедникам слова Божия. Мне кажется так: кому какое дело до того, кто проповедует слово Божие? Ему предписано высшим начальством проповедывать и учить в церкви. Св. Апостол Павел прямо говорит: «горе мне, если я не проповедую». Значит, горе ожидает и того пастыря, который не учит свою паству, не проповедует слова Божия. Вот ты пришел в церковь Божию и слышишь поучение. Если ты слышишь что-либо хорошее и наставительное, перемени свою жизнь, послушай говорящего, а если то, что он говорит, тебя не касается тебе не для чего и оскорбляться. Почему бы и тебе не стать на этом месте и не поучать своих ближних, братий? Если имеешь дарование – говори, если знаешь Божие писание – говори, если тебе дозволено – говори. Но кто же причиной тому, что ты не призван на это дело, что ты не учился, что ты не был в этом испытан первопастырями, что тебе не дано на это право, эта власть? Ты говоришь, что я такой же грешник, как и ты? Нет! Быть может, я далеко грешнее тебя, но все же не ты, но я послан проповедывать слово Божие. Без сомнения, святые лучше могут поучать, нежели, мы грешные. Да где ж ты их наберешь? Где отыщешь святых проповедников. Ожидай святых и не ходи в церковь, а беззакония пусть распространяются, и смерть пусть похищает всех не готовыми к смерти. Если я тебя худо поучаю, так поучай ты меня: друг друга станем учить, наставлять, вразумлять. Если я неправду говорю или что противное закону Божию говорю, то за это меня Бог накажет и начальство, я за это подвергнусь проклятию Божию, а если я говорю правду – исправь свою жизнь. Я тебя не гоню из церкви, а преследую моей исповедью грехи и беззакония, которые гнездятся в твоем сердце. О, если б ты знал, как трудно исправлять грешника и искоренять беззакония, и именно потому, что грехи гнездятся в глубине сердец человеческих!

Ты можешь мне сказать то, что говорили Иудеи слепорожденному: «во грехах ты родился еси весь». Я этого и не отрицаю: «во гресех роди мя, мати моя, и в грехах живу, и среди грешников обитаю и нечистыя уста имею», – сказал Пророк Исаия. Но все же ты не имеешь права злословить меня, а паче гнать меня. Меня послал Бог проповедывать, послал волею и рукоположением тех первопастырей и святителей, которые посвящают нас и сами живут свято и поступают по воле Божией. Разве ты не видишь пороков и беззаконий, умножающихся и распространяющихся в сем граде? Или будем молчать, пока все дома превратятся в дома питейные и развратные? Нас и то богачи не пускают в свои дома, в свои гнездилища. Так как же нам в церкви, по крайней мере, не проповедывать тогда, когда мы должны и в церкви, и в домах, и на улицах града поучать грешников? «Благовременно и безвременно, – говорит Апостол, – где бы я ни встретил грешников, везде должен поучать, назидать, обличать, наставлять». Или замолчим все и будем ожидать холеры, войны и другой кары Божией?

Боже! Боже! Какие мы слепцы! Прости нам, Господи, что мы сами не знаем, что говорим и делаем. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle