протоиерей Василий Бандаков

59. Поучение во 2-ю неделю по Пятидесятнице

Из нынешнего Апостола усматриваем, что язычники, или идолопоклонники будут судимы по их совести; Иудеи по закону, данному им от Бога, и начертанному на скрижалях заповедей; а христиане будут судимы по Евангелию. – Хорошо, если человек поступает по совести; похвально, если он руководствуется и заповедями Божиими; – еще лучше, если человек читает святое Евангелие и поступает по правилам Евангелия; ибо хотя и тот и другой закон даны Богом, так как и совесть Бог вложил в человека, и дал чрез Моисея закон писанный и Евангелие для большей чистоты и святости дано Сыном Божиим; – но ах! есть еще один закон во удех наших, в членах тела нашего, говорит св. Апостол Павел, закон плоти, или плотяный, закон страстей, который постоянно восстает против закона Божия, против заповедей Божиих. Кто же влагает этот противу-совестный, противу-законный, противу-Божеский закон? – Очевидно – враг Божий и враг человеков, диавол. Когда же он это делает? Когда человек спит, так сказать, дремлет, не рассуждает, не осматривается, не наблюдает за своей совестью, не читает святого Евангелия, не советуется с законом Божиим. Человек стал доступен для диавола со времени падения первых человеков. – И в настоящее время, если ты допускаешь к себе какую-либо страсть; то ты допускаешь к себе диавола, и чем больше и сильнее в тебе страсть, тем больший делается вход в твою душу для диавола. Диавол может действовать, возжигать, воспламенять страсть чрез всякую ту вещь, которая человеку нравится. Еве понравился плод запрещенный, нетрезвому питье нравится, сребролюбцу – деньги, распутному – красота женская, честолюбцу – чины и ордена, любостяжателю – постройки и разные дорогие вещи, тщеславному – модные наряды; вот диавол и раздувает эту искру пристрастия в большой пламень страстей. Не возжигает он любви к Богу и ближнему, охоты к молитве и благочестию, щедрости к подаянию милостыни; – нет! он старается еще потушить всякую ревность к добродетели. Вот почему человек должен быть крайне внимателен к самому себе; должен употреблять все усилие к деланию добра. Впрочем, человек не имеет права жаловаться на диавола, и даже безрассудно поступает тот, который всякий свой грех приписывает диаволу и говорит: «диавол меня искусил, соблазнил». – Мы имеем волю делать добро и отвергать зло, – нам дана помощь Божия и помощь святых и Ангелов; нам все средства даны противиться диаволу и его внушениям. Злая воля наша всему причиной: наша невнимательность к самим себе, наше неразмышление, наше нестарание советоваться всегда со своей совестью и с законом Божиим. – Строго судить будет Бог язычников и Иудеев; но нас, христиан, еще строже: ибо закон наш более совершен и свят; да притом нам дана в помощь благодать Божия; поэтому от нас требуется далеко большего совершенства, большей святости, нежели от язычников и Иудеев: будьте совершенны, как Отец небесный совершен есть48, сказал Господь.

Не допускай диавола, чтобы он смущал твой дух, лишал тебя мира и спокойствия; ибо всякая тревога в душе, всякое смятение в сердце, всякое помрачение в совести – он производит, когда приразится к нам; он всевает грешные мысли, он влагает преступные желания, он наталкивает человека на грех; не поддавайся ему, крепись при Божией помощи, держись совести и закона Божия; молись, советуйся с Божиим писанием, с мудрыми наставниками, с правилами Евангелия. Проси Духа Святого, чтобы Он наставил тебя на путь правый, на путь истины и добродетели. Ведь Пророк и царь Давид поучался закону Божию день и ночь49; почему же не поучаться закону Божию также? Но жить слепо на земле, ходить во тьме, закрывать очи от света Евангельского, – лучше не жить на свете.

Боже! вразуми нас, настави нас на путь истины и добродетели. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle