протоиерей Василий Бандаков

61. Поучение о пожертвовании на миссионеров

Есть между нами бедняки, есть и богачи; но больше между нами таких, которые ни бедны, ни богаты. – Не будем разбирать дела, – почему одни бывают богатые, а другие бедные, а иные – ни бедные ни богатые; а только то скажем, что и бедные, и богатые могут делать добро, да еще добро великое. Ты богатый человек, – ты много можешь давать на бедных, на излечение больных, на постройку церкви; а я указываю на вдовицу, которой две лепты оценил Господь выше всех пожертвований богачей. Почему? Потому, что она все свое имение отдала на церковь, положив в ящик церковный две лепты. Богач дает на церковь и нищему то, что у него лишнее и даже бесполезное, – дает иногда и жалеет; а бедняк дает необходимое и последнее, что у него осталось, да притом дает с охотой: а доброхотна дателя любит Бог – сказал Апостол. Таким образом, чем богаче человек и скупее, тем малоценнее его милостыня; чем беднее человек и щедрее, тем дороже его милостыня и подаяние пред Богом.

Теперь веришь ли, что и бедняк может делать добро наравне с богачем и даже больше? ибо милостыня ценится пред очами Божиими не по количеству денег и вещей и не по ценности их; а по доброте сердца, по великости его собственной нужды.

«Правда, что я отдаю последнее, отдаю то, что для меня самой необходимо; но я более нуждаюсь в Твоей милости, Боже, в Твоей благодати, в Твоей любви, которая для меня нужнее насущного хлеба, дороже самой жизни; ибо если я и с голоду умру с моими детьми, то Ты меня в жизни поддержишь, после смерти воскресишь, оживишь, спасешь: аще пойду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною си, Господи», – как бы так думала и говорила вдова, отдавшая две лепты на церковь. – И так, если и каждый бедняк может по примеру вдовицы делать великое добро, – подавать великую милостыню; то тем более могут делать добро люди достаточные, – то есть ни богатые, ни бедные, – тем еще более богатые. Если это так, что мы все можем добро делать, и бедные и богатые; то я укажу вам на такое добро, которое выше всего на свете пред очами Божиими. Дать кусок хлеба умирающему от голода – похвально; больного вылечить – похвально; одеть нагого – тоже похвально. Но важнее всего на свете то дело, о котором сам царь и земной и небесный Христос Господь просит: – вот на какое дело должно давать, и не жалеть ничего на свете. Скажите: если у доброй матери между здоровыми детьми есть одно дитя и кривое и слепое и болящее, – не жаль ли матери сего дитяти? не плачет ли она, смотря на этого калеку? «Ах! лучше б ты умерло», говорит она или думает, «нежели мне видеть твои страдания!» – В огромной семье – матери России – между 80 миллионами подданных ее детей, есть несколько миллионов детей, которые хуже калек, хуже слепцов: это множество идолопоклонников, которые суть тоже человеки, созданные по образу и подобию Божию; и за них Христос пострадал, как и за нас, и их Он зовет к Себе, как и нас призвал. Есть люди, которые решаются идти в эти пустыни, в эти леса и пропасти, в которых живут эти дикари, идолопоклонники; а они населяют большую часть Сибири; да и недалеко от нас живут калмыки, горцы, татары, турки и другие иноверцы и идолопоклонники. Берутся некоторые из православных христиан обращать их в христианство; – очевидно, что за это великое, святое и богоугодное дело – берутся не богачи, а бедняки, хотя они люди просвещенные и нередко святые по образу жизни; ибо тот, кто решается взять на себя должность Апостола и жить между дикарями, должен отказаться от семейства, от благосостояния, от всяких выгод жизни, и должен на каждом месте ожидать себе смерти, и готов всегда умереть, – что и бывает часто с ними, – и именно потому, что они не богатые, даже слабые телом, но крепкие духом; эти лица называются миссионеры, или посланники, или Апостолы – все равно; ибо как Апостолы ходили по миру и обращали народ ко Христу; так и сии скитаются по пустыням Сибири и другим местам нашего обширного отечества и обращают идолопоклонников ко Христу. Можете представить себе, сколько они беды и горя набираются в этом святейшем деле, которое лежит на каждом из нас! Ибо хорошо накормить голодного, напоить жаждущего, исцелить больного, одеть нагого; но недалеко ли важнее обратить ко Христу человека, поклоняющегося идолам? Не драгоценнее ли просветить его святой верой? Не важнее ли даровать вечную жизнь чрез крещение и таинства? А для этого нужны люди, нужны церкви, нужны школы, и деньги нужны; ибо как только кого-либо из идолопоклонников обратишь ко Христу, вразумишь, просветишь – тотчас родные делаются ему врагами и гонят его от себя, – и пищи не дают и жилища, – хоть пропадай. Тогда они к миссионерам обращаются, так как сии, давши им свет веры, должны давать им и одежду, и пищу и жилище. А сии бедняки где возьмут это в пустыне? Как им при себе все это иметь? Они при себе ничего не имеют – ни сребра, ни злата, кроме палки и мешка с хлебом. Вот на какое дело вы, и богатые и бедные, жертвуйте все, что у вас есть лишнее: и иголку и рубаху, и одежду, и деньги – все туда посылайте, и отдавайте на руки миссионеров. Окрестить человека, вырвать из рук диавола и передать на руки Христу – все равно, что его сотворить, на свет произвести. Вот это дело, так дело, – это милостыня такая, которая все твои грехи, самые тяжкие грехи покроет; – за это доброе дело Бог все может тебе простить, особенно если ты покаешься. О, христиане, подумайте об этом, – и спасайтесь. Аминь.



Источник: Москва. Издание книгопродавца А.Д.Ступина 1900. Типография Вильде, Малая Кисловка, соб. дом. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, 25 августа 1899 г. Цензор Протоиерей Александр Смирнов.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

3. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

4. Sermons – Week After Christmas Антоний, митрополит Су́рожский

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Викторин, имя нескольких св. мучеников профессор Александр Павлович Лопухин

6. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

7. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

8. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

9. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

10. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс