протоиерей Василий Бандаков

8. Поучение в неделю Мытаря и Фарисея

Пришли в храм Божий два человека: один, по-видимому, ничем не грешен: милостыню щедрую подавал, пост строгий соблюдал, часто Богу молился; другой, кажется, не имел никаких добродетелей: постов не соблюдал, праздников не знал, милостыню не подавал – и, кроме того, был грабитель всем известный. – Первый был Фарисей, последний Мытарь. – Фарисеи люди были набожные, Мытари – безбожные грабители ближних, – сборщики податей. Все выгоды на своей стороне имел Фарисей: похвалы от людей и видимое право на милость Божию, – Мытарь видел от людей одно презрение. – Тем не менее Фарисей отошел в дом свой осужденным от Бога, а Мытарь оправданным. – Что грешного пред очами Божиими было в делах и словах Фарисея – и чем оправдан Мытарь? – Фарисея погубила гордость и осуждение ближнего. Мытарь же оправдался одним смирением. – «Неужели», спросите, «Фарисей не знал, что ангел за гордость свергнут был с неба и навеки потерял небесный рай? Неужели, не знал, что и прародители наши за ту же гордость потеряли земной рай, поверив змию, что они, по вкушении от запрещенного плода, будут яко бози?» – Фарисею были известны эти примеры... но что его ослепило? – гордость, соединенная с осуждением ближнего. – Пост, милостыня и молитва – великую имеют цену пред очами Божиими; но только тогда, когда они совершаются при глубоком смирении; иначе это будут только фальшивые монеты, искусственные цветы, не имеющие запаха. – Гордость самые величайшие добродетели человека помрачает, унижает, оскверняет, порочит. – Посмотрите: чем и как сам Бог искупает и оплачивает гордость прародителей наших? – Глубоким смирением, уничижением и кротостью; принимает на себя образ раба, умывает ноги своим ученикам и своему предателю Иуде, – и делается послушным Отцу небесному даже до смерти – смерти же крестной; трости надломленной в жизни не переломил, льна дымящегося не потушил, – был смиреннее и кротче всех сынов человеческих. – Когда Мытарь пришел в церковь Божию, то или поражен был представлением величия Божия, или подавлен тяжестью своих грехов и страхом суда Божия или благодать Божия коснулась его сердца, – Мытарь стал около порога храма Божия, и, не дерзая очей своих возвести на небо, начал бить себя в грудь, – стал плакать о грехах своих к Богу, рыдать, вопиять, – и это глубокое смирение открыло ему двери в рай. – Не гордись и ты, христианин, своими молитвами, милостынями и постом. Христос желает видеть в тебе сокрушенное и смиренное сердце, кроткий дух, и, хотя бы ты был и великий грешник, – смирение, одно смирение тебя спасет, если ты при этом бросишь навсегда твои тяжкие грехи. – Не бойся, – хотя бы ты был в самом отчаянном положении, хотя бы ты стоял уже над пропастью ада, хотя бы ты был презрен всем миром, – смирись только пред Богом, попроси у Бога слез и умиления, оплакивай грех свой тайно и явно, не стыдись людей, и ты получишь спасение. Смирение великие крылья придает грешнику, твердую лестницу поставляет к небесам; а гордость низводит человека во глубину ада. – Хотя бы ты ангельские имел добродетели; хотя бы ты обладал всей земной мудростью; хотя бы ты, будучи богат, весь мир застроил храмами Божиими и богадельнями; но если ты не смиришься пред Богом, не убьешь в себе сего древнего змия – гордость, – то ты не получишь спасения.

«Господи! даждь ми милость благу. Господи, даждь ми слезы, и память смертную и умиление! Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих! Господи, даждь ми смирение и кротость, и всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое!» – Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle