протоиерей Василий Бандаков

Март

1. Преподобная мученица Евдокия

Безгрешное приобретение и употребление богатства

Преподобный Герман говорил Евдокии: „Бог не отвращается от богатых и не запрещает быть) богатым, но ненавидит неправедное приобретение сокровищ и растрату их на удовольствия и похоти греховные; а кто честно богатство наживает и добродетельно расточает, тот безгрешен и праведен у Бога», и проч.

Малая милостыня не вознаграждает больших грехов

„Богатство, блудом собранное, прежде суда Божии осуждено и бесполезно для души, если обращается на милостыню в малом количества; мзду малой добродетели губит множество злых дел очищение души необходимо всецелое и всесовершенное, как необходимо исторгать всякое терние из ноги, а не так, что одно оставлять, а другое извлекать; малою милостынею малый трех исторгается, а большое терние на совести остается» и проч. Слова препод. Германа.

Причины удаления иноков в пустыню

Преподобный Герман говорит, что иноки удаляются в пустыню для того, чтобы избежать кипении и умертвить плотские страсти голодом, жаждою, трудами, худыми рубищами и недостатком во всех потребностях жизни и чтобы удалиться от удобных к согрешению мест; живущий в городе легко впадает в грех, то побеждаемый естественною слабостью, то прельщаемый диаволом, то воззрением на красивые лица и словами развратными; от чего рождаются нечистые помыслы и оскверняют душу; а для оскверненной души затворяются врата царствия небесного дотоле, пока она очистится совершенным покаянием, и проч.

Видения грешницы через семь дней поста и молитвы

Преподобная Евдокия, чрез семь дней поста и слез, удостоилась чудных видений, была восхищена, Архистратигом Михаилом на небеса, видела там ликующих святых, удостоилась их лобзания, видела и слышала состязание о ее душе князя тьмы с Архистратигом.

Соблазнитель наказывается смертью

Один из прежних развратных юношей пробрался тайно в монастырь, в котором спасалась преп. Евдокия и стал словами соблазнять ее, но она дохнула ему в лицо, и он пал мертв, – потом она воскресила его.

Запечатанное письмо покаявшейся блудницы воскрешает юношу

Царь Аврелиан, пред которым оклеветана была препод. Евдокия, усмотрев неудачу своего за нею посольства воинов, которые на пути погибли от укушения змей, послал трибуна милостиво просить ее в свой дворец; трибун по возвращении, помолившись, и, принесенное от нее письмо, запечатанное положив на перси умершего сына царева, – воскресил его.

Св. Евхаристию прежде и жены брали с собой в путь

Один игемон прислал воинов для взятия преп. Евдокии из монастыря; она вошла в святый алтарь, взяла частицу святых даров и спрятала на груди своей; на пути ангел со свечою шел впереди ее; когда, по повелению игемона, открыли лицо ее, то с ужасом увидели, что оно просветилось, как молния. Обнаженная для мучений, она утратила святую частицу; слуги подхватили ее и поднесли игемону; но когда он простер руку, чтобы взять ту частицу, она вдруг превратилась в большой пламень, который обжег всех предстоящих, как головню.

Новокрещенный воскрешает отрока

Диодор игемон с семейством принял святое крещение и, по повелению Евдокии, в тот же день воскресил отрока, умерщвленного змием, которого силою веры убила Евдокия.

2. Св. священномученик Феодот, епископ Киринийский

Причина мужественного терпения мучеников

Св. священномученик Феодот говорил: „если бы я на человека надеялся, то не перенес бы таких мук, а то я надеюсь на Бога; и, хотя тело страдает, однако помысл остается непоколебим; муки слабыми кажутся тому, кого покрывает рука Божия».

Желание мучения

Когда мученик Феодот услышал о прекращении гонений по случаю восшествия на престол Константина Великого, то предался великой печали о том, что хотят его отпустить, ибо он желал в муках умереть за Христа.

Святые боялись суда Божия

„Разве и ты боишься вечных мучений», спросили святые отцы преподобного Агафона пред смертью? „Хотя я по силам и исполнял заповеди Божии, но, будучи человек, не знаю – угодны ли будут мои дела Богу», отвечал преподобный. „Разве ты не надеешься на свои добрые дела?» спросили его. „Нет, отвечал он, не надеюсь, пока не увижу Самого Бога, ибо иной суд Божий, а иной суд человеческий».

3. Св. мученики Евтропий, Клеоник и Василиск

Причина радости мучеников в мучениях

Св. мученик Евтропий говорил: „поистине каждый день увеселяет нас Христос, посещая благодатью Своею, и сбывается писание: сердцу веселящуся, лице цветет, Прит. 13, 15.

Господь являлся мученикам для укрепления

После молитвы к Господу, мученики тотчас после мук на месте своего страдании были разрешены невидимою рукою и исцелены. Вдруг явился Господь с ангелами и святым Феодором и сказал мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску: „когда вас мучили, то Я там стоял пред лицами вашими, смотря на ваше терпение; а так как вы начало мучений мужественно перенесли; то Я буду вашим помощником, пока совершите подвиг ваш, и впишутся имена ваши в книгу жизни».

Не все равно способны к видениям

Люди, окружавшие мучителей и мучеников, говорили: „мы видели Царя их Христа, и Феодора, давно умершего, живыми, и глас ангельский слышали». „А я ничего не видел, ничего не слышал», – отвечал игемон.

Cеpa свойства переменяет

Серу и смолу, кипящие в котлах, мученики сами брали и возливали на себя; но они им не вредили, а, проливаясь, сожигали и умерщвляли предстоящих мучителей.

4. Преподобный Герасим

Услуги льва

Уврачевавши льва от болезни, преподобный Герасим заставил его служить при себе; лев водил на пастбище осла его и пас, и сам работал за осла, когда его потерял; потом лев опять нашел похищенного осла; а по смерти преподобного Герасима лев так тосковал о нем, что вскоре издох.

Св. мученики Павел, Иулиания и др

Крестное знамение было запрещаемо

„О, окаянный!» сказал царь Аврелиан мученику

Павлу, – „как ты дерзнул вчера креститься, увидя меня въезжающим в город?»

Тайна предвечного рождения Иисуса Христа

Когда святого мученика Павла повесили на древе и стали мучить, он молился громогласно так: „Господи Иисусе Христе, истинный, истинного Бога Отца, Сыне, Его же рождества никто же разумети может, ни ангелы, ни архангелы, ни престолы, ни господствуя, ни начала, ни власти, ни силы, ни херувимы, ни серафимы, только Отец един! Ты помоги мне, смиренному и отверженному рабу Твоему, и от рук Аврелиановых избавь меня». Господь тотчас облегчил его мучения так, что он перестал ощущать боль от побоев.

Помощь Божия сообразуется с нуждами человека

Когда мученики Павел и Иулиания, скованные по рукам и ногам цепями, имея тяжести на шее, лежали на острых, искусственно сделанных волчцах или гвоздях, тогда ангел Божий явился к ним, разрешил их от уз, предложил два мягкие одра и стол с разнообразными яствами; они покоились на тех одрах и вкушали пищу, которой и прочие узники приобщились.

Мученики послабления в муках не любили

Стратоник, прельщенный красотою тела, удерживался от строгания тела мученицы Иулиании; но она толкнула его ногою и сказала: „исполняй приказанное тебе и не щади меня».

Угроза с неба мучителю

Когда мученики Павел и Иулиания брошены были в яму, наполненную огнем, который ангел потушил, и когда Аврелиан хотел засыпать эту яму камнями, – глас с неба возвестил ему: „Аврелиане! ты пойдешь в геенну огненную, тебе и отцу твоему диаволу уготованную».

Преподобный Иаков, постник

Мудрое предостережение от блудодеяния

По наущению диавола, одна блудница пришла к преподобному Иакову, и, под видом болезни, просила исцеления; но он одну руку положил в огонь, а другою потирал больное место этой жены – и избег искушения.

При гордости на старость лет и высота жизни не спасает от падения

Преподобный Иаков творил чудеса при жизни, изгонял бесов, отличался полным бескорыстием, и быль великим постником и подвижником; но однажды, изгнав беса из одной девицы молитвою, от которой земля потряслась, он, будучи 60-ти лет, не только пал с этою девицею, но и убил ее, бросив тело в реку; причиною падения было его высокое мнение о своей святости и Богоугодной жизни, которым диявол, воспользовавшись, погубил его и поверг даже в отчаяние; но последующие десятилетние великие подвиги в одном гробе возвратили ему и утраченную им благодать Божию и все дары Божии.

5. Св. мученик Конон Исаврийский

Идол ходил по повелению мученика

Святый мученик Конон именем Иисуса Христа повелел каменному идолу выйти из пещеры, и он как живой, затрепетал, упал с места своего, прикатился по земле к святому, потом поднялся и стал прямо пред святым Кононом.

Исповедания каменного идола о Божестве Иисуса Христа

„Скажи нам, идол, кто Бог истинный?» спросил его мученик Конон; идол поднял к небу каменные руки свои и сказал: „один есть истинный Бог, тобою проповедуемый, Христос».

Архистратиг указывает место украденного и спрятанного сокровища

Один человек был обокраден хищниками, и многие были оклеветаны и заключены в узы. Затем, по просьбе обокраденного, св. Конон помолился и Архистратиг указал в расселине одного камня место украденного и спрятанного сокровища.

Разные работы, поручены бесам

Однажды святый Конон собравшихся и восставших на него бесов связал силою Божиею и поручил им разные домашние работы: одних заставил копать землю, других – очищать сады от бесполезных трав, одних пахать и сеять, других охранять сады, или стада от зверей, тех дрова рубить, других воду носить, – словом, управлял ими, как рабами.

Бесы защитники святого

Однажды разбойники напали на святого; по повелению его бесы, собравшись, связали их, били, жгли на огне и чуть живых разбойников исторг святой из рук бесовских.

Бесы защищают честь святого

Два идолопоклонника стали однажды поносить честь святого Конона, – бесы напали на них и стали за то влачить их за волосы по земле.

Бесы возвратили похищенное волком дитя

Однажды волк выхватил младенца из рук одной женщины на поле; по жалобе ее святому Конону и по повелению святого, бесы тотчас притащили к святому волка с младенцем.

Преподобный Исихий, постник

Слово святого сильнее телесной силы человека

Волы везли телегу одного человека, обремененную непомерно поклажею, один вол запнулся и упал. Сколько ни усиливался хозяин телеги поднять вола, но никак не мог; препод. Исихий одним словом своим поднял его с земли.

6. Страдание святых 42 мучеников в Амморее

Ересь, как причина побеждения православных и падения их града

Греческой царь Феофил сразился с Агарянским царем; но, попущением Божиим, по причине иконоборческой ереси, распространившейся между греками, был им разбит и прогнан, и самый город Амморея, по причине измены военачальника Ватидзиса, пустившего тайно к неприятелям стрелу с запискою, был разрушен, и все жители его были казнены.

Изменник наказывается изменою

Ватидзис, изменивший своему граду, отечеству и вере своей, был казнен отсечением главы; ибо Сарацинский князь сказал: „если бы он был истинный христианин, то не изменил бы вере своей; а если изменил вере во Христа, то легко изменит и Магомету».

Различное положение тел после смерти святых и грешных

Когда, по усечении святых христианских узников, брошены были тела и главы их в реку, то главы их силою Божиею присоединились к телам, а глава изменника Ватидзиса плавала отдельно от тела.

Св. преподобномученик Конон

Сохранение от потопления

В городе Иконии река разлилась до того, что потопила дома и огороды жителей; по просьбе их, св. Конон молитвою к Богу разделил реку так, что одна часть реки обратно потекла, а другая вперед; затем он заключил реку в свои пределы.

7. Святые священномученики, в Херсонисе епископствовавшие

Глас идолопоклонника из могилы уверяет в превосходстве христианства пред идолопоклонством

У Херсонисского князя умер сын и погребен; на слезы родителей, оплакивавших его над могилою, он явился им во сне и сказал: „зачем вы плачете и рыдаете о смерти моей; не можете меня вы взять отсюда живым, ибо наши боги воскресить меня не могут, будучи бездушные идолы, бесом изобретенные на прельщение и погибель человеков; если желаете, чтоб я был жив, умолите того странника, которого вы избили и изгнали, чтобы он помолился Богу своему, и вы уверуйте в того Бога, Которого он проповедует: Он есть истинный Бог, имеющий власть над живыми и мертвыми, и может меня из мертвых воскресить молитвами мужа, вами оскорбленного».

Стражи тела святого мертвеца

Тело умученного св. Василия брошено было вне города на съедение зверям и птицам, и он лежал несколько дней без погребения; ночью являлась над телом пресветлая звезда, и волк сидел, охраняя тело от псов; днем же орел летал над телом, не допуская к нему плотоядных птиц, пока тело мученика, взятое христианами, не было погребено.

Неопалимый святитель

Святый епископ Капитон для уверения неверных В истине веры христианской, по молитве, вошел в омофоре в пылающий костер, стоял там час, и огонь не коснулся его; потом он в фелонь набрал угольев и вышел из костра.

Преподобный Емилиан, монах

Память о смерти и суде спасительна

Преподобный Емилиан на старости лет пришел в чувство, вспомнил грехи жизни своей и, вступив в монастырь, имел непрестанно память смертную в душе своей, готовясь всегда на страшный суд, как бы дать ответ в грехах своих в день испытания и постоянно был в страхе геенских мучений; этим самым, а также смирением и трудами, он совершенно иссушил тело свое. Он уединялся на всю ночь в одну пещеру на молитву, где игумен видел его воздевающим руки к небу и свет, его окружающий и покрывающий всю гору, и слышал глас: „Емилиане! отпущаются тебе грехи твои».

Ответственность за милостыню

Некоторый милостынедавец, раздавая в монастыре монахам по одному сребренику милостыни, одному затворнику подал златницу. В видении затворник увидел себя с теми монахами на каком то поле, покрытом тернием; ангел же, здесь стоявший, понуждал его с прочими исторгать терние и волчцы, изображающие грехи того милостынедавца.

8. Преподобный Феофилакт, епископ Никомидийский

Медный сухой сосуд ВОДОЮ чудесно наполнился

Во время жатвы, в жаркий день, бывши на поле и изнемогая от жажды, препод. Феофилакт с прочими иноками помолился Богу, и медный пустой сосуд чудесно наполнился водою, подобно тому, как в древности вода для Израильтян потекла из камня (Исх. 17, 16), и для Самсона из сухой кости ослиной челюсти (Суд. 15, 19).

Св. священномученик Феодорит, пресвитер Антиохийский

Страшное наказание святотатца

Дядя Иулиана Богоотступника, Иулиан, ограбивши Антиохийский храм, дерзнул осквернить престол Божий и, севши на собранные в кучу сосуды церковные, начал хулить Господа и христиан. С той минуты он почувствовал в теле болезнь, которая с часу на час усиливалась от червей, копошившихся в его внутренностях, а так как все проходы тела его закрылись, то из скверных его уст выходило испражнение, а из богохульных уст его друга Феликса ручьем полилась кровь; наконец, оба вскоре умерли в страшных мучениях.

9. Св. мученик 40 – Севастийских

Укрепление и утешение в страданиях

Господь явился в темнице к мученикам и сказал: „начало хорошее вашего произволения; но (Матф. 10, 22) претерпевый до конца, – той спасен будет». И в другой раз был слышен от Бога глас: (Иоан. 11, 25) „веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: дерзайте и не бойтесь мук маловременных, вскоре они пройдут; мало потерпите, законно пострадайте, чтобы вам получить венцы».

Обратное падение камней

Камни, будучи бросаемы на мучеников, падали на самих бросающих их мучителей и побивали их.

Диявол на ухо мучителю говорил

Мученики видели диавола, который, держа в одной руке меч, а в другой змею, сказал мучителю: „ты мой, – подвизайся"·

Мученик, не перенесший мук

Один из мучеников, не стерпев страданий в озере, выбежал; тогда один из язычников, стоя на берегу и увидя 39 венцов, сияющих на мучениках, тотчас занял место выбежавшего и получил вместо его венец мученический.

10. Св. мученик Кодрат, Киприан и друг

Облако выкармливает младенца

Святый Кодрат вскоре после рождения лишился матери и был выкормлен облаком, которое, спускаясь к нему, капало в уста его молоко.

Насильное убеждение бесполезно

Мученик Кодрат, посреди мучений, сказал игемону: „все делаемое по принуждению противно свободе и не способно убедить; принуждающий показывает, что он, делая насилие, поступает несправедливо; а советующий и увещавающий показывает, что он кроток и человеколюбив».

Страдание Иисуса Христа в страждущих

Св. Кодрат сказал игемону: „предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2, 2); ибо и ныне суетные человеки подвергают суду Господа, и Он страждет в членах Своих, которые суть верные рабы Его».

Пример покаяния отступивших от веры

Св. Кодрат сильными словами убеждал христиан, отступивших от христианской веры, опять обратиться со слезами к Господу и, когда они в отчаянии стали рыдать, сказал им: „дерзайте, братие, и не отчаивайтесь, милостив Христос Господь, – припадите к Нему со слезами и покаянием, и будьте тверды в исповедании Христовом, чтобы своею кровью каждый из вас очистился от грехов своих». После горьких слез их, Кодрат помолился о них Господу так: „ей, Владыко, Господи, Иисусе Христе, да будет душа моя за души их, только помилуй их»! После этой молитвы облако светлое осенило их всех; потом игемон повелел всех покаявшихся отступников сжечь живыми.

11. Св. священномученик Пионий, пресвитер Смирнский

Поучение в духе Евангельском

Св. Пионий, муж Апостольский, современник и ученик святого Поликарпа и описатель его жизни – болезненно, трогательным тоном обличал тех, которые отпали от Христа и без страха мук поклонились идолам.

Образ распятия

Св. Пионий лег на сделанный и положенный на землю крест и протянул по кресту руки, чтоб гвозди прибивали; потом мучители подняли крест и поставили прямо, а нижний конец вкопали в землю и утвердили.

12. Преподобный Феофан, исповедник

Имя при крещении нарекается не без причины

Имя Феофан знаменует Богоявление и дано ему как потому, что он родился на Богоявление, так, и потому, что он, подобно пророку Иеремии, должен быть, как и был, великим светильником церкви,

Богобоязненный раб и господин спасает

Один богобоязненны из рабов Феофана, частою и святою беседою с ним, при содействий Св. Духа, внушил Феофану сильное желание сохранить девственную чистоту не растленную и поступить в монашество.

Превосходство состояния безбрачных

Св. Феофан говорил невесте своей: „время жизни нашей кратко, кончина же наша неизвестна, а суд немилостивый ждет тех, которые, препровождая жизнь свою в наслаждениях и роскоши, часто прогневляют Бога; хотя супружество дозволено Самим Богом, но сопровождающие его мирские попечения удаляют ум человеческий от Бога, делают его чуждым богоугодных мыслей, препятствуют светлыми очами души взирать на будущее... Какая польза от того, если, проживши эту маловременную жизнь в суете, мы лишимся вечных благ? Если и детей приживем, то этим увеличатся скорби наши, ибо день и ночь надобно заботиться о пропитании их и об устройстве жизни, впадая в многопленные сети, а когда наступит суд, то не знаем, где обрящемся».

Господь благословляет безбрачную жизнь

Святый Феофан с невестою, решившись жить целомудренно, увидели во сне юношу, который сказал: «Господь намерение ваше принял и послал меня благословить вас на такую жизнь, на которую вы согласились, чтобы вы были принесены Ему целы и непорочны». Сказавши это, ангел назнаменовал их крестным знамением по телу. Благоухание от ангела разнеслось по всему дому.

Господь указывает время и место спасения и отстраняет препятствия

Тот же ангел Божий явился и, указывая на пустыню, сказал Феофану: „тебе там надлежит поселиться; но еще подожди немного, пока возьмутся от земли живых, препятствующие тебе (царь и тесть) на пути, – они возьмутся скоро, и ты беспрепятственно пойдешь, куда хочешь.

Бог дает воду, когда и где хочет

Святый Феофан в пустом месте возжаждал; уснувши немного, он был пробужден шумом водного ключа, над ним открывшегося: он напился и все с ним бывшие; на другой день источник опять Господь закрыл.

Раздаяние благ нищим не умаляет оные

Однажды произошел ропот в монастыре, что св. Феофан раздает много хлеба приходящим; он велел келарю поверить запасы в кладовой – и оказалось, что хлеб не умалился.

Святые издали видят друг друга душевными очами

Патриарх Никифор далеко проезжал мимо монастыря, в котором находился Феофан; св. Феофан, прозревши это, велел возжечь свечи и кадило и поклонился заочно до земли, как бы беседуя с кем. И патриарх пал на колени, издали благословляя старца.

Иконопочитание не Богопротивно

Св. Феофан говорил царю иконоборцу: „Бог хотя неизобразим, однако, пожелал быть описанным, приняв на Себя естество; сим Обоженным естеством Он воскресил мертвых, просветил слепых, очистил прокаженных и проч. Евангелием в котором описывается сие естество, мы почитаем; приемля книгу, мы веруем написанному и описанным чудесным деяниям веруем, и Христа в книге почитаем, – и за то не подвергаемся осуждению: поэтому, неужели будем осуждены, если ту же историю из Евангельских слов изобразим на иконах? На таковые иконы взирая, самые язычники пугаются».

Святой Григорий Двоеслов, папа Римский

Родство духовное важнее мiрского

Святой Григорий по происхождению был сенаторского рода; но родство его важно не поэтому, а потому, что дед его, блаженный Феликс, был папа Римский; а мать его – Сильвия, тетка Тарсилла и Емилиана – причислены к лику святых; Тарсилла же пред кончиною видела Самого Господа. Сам он был избран в преторы, но предпочел иночество.

Ангел просил милостыню

Однажды сидел Григорий в келлии и писал по обычаю книги; приходит к нему нищий и говорит: „сжалься надо мною, раб Бога вышнего; я, бывши шкипером, утопал в море и погубил не только все свое, но и чужое». Григорий призвал служащего ему брата и повелел дать просителю шесть златниц; нищий, получив, удалился; чрез несколько часов тот же нищий пришел и сказал: „я много потерял, а ты дал мало». „Дай ему и остальные шесть златниц», сказал Григорий брату. Потом чрез несколько часов, опять пришел тот же нищий и сказал: „дай мне еще, ибо я весьма много потерял». „Дай ему еще шесть златниц», сказал Григорий брату. „Поверь, отче, нет ничего более». „Нет ли, чего дать: одежды, или сосуда?» „Нет, кроме блюда серебряного, в котором мать твоя, по обыкновению, присылает тебе квашеное». „Пойди, отдай его нищему, чтобы он не пошел от нас печальным, ибо он ищет утешения в беде своей». Этот нищий был ангел Божий, который с того времени всю жизнь невидимо служил святому Григорию.

От назначения Божия не укроешься

Святый Григорий, избранный в папы, бежал в пустыню. Народ в церкви приносил молитвы о том, чтобы найти Григория. Вдруг видят огненный столп с неба над Григорием – и искомый найден.

Величайшая награда за милостыню

Однажды св. Григорий повелел призвать к столу 12-ть нищих, но призванных оказалось тринадцать. Смотря на сего тринадцатого нищего – непризванного, – святитель заметил, что вид его лица постоянно изменялся: он казался попеременно то старым и седым, то молодым. После стола святитель, призвав этого нищего в свою келлию, – сказал: „заклинаю тебя великою силою Божиею, скажи мне, кто ты, и как имя твое?» «Для чего ты меня спрашиваешь?» отвечал нищий, „мое имя чудно; знай, что я тот шкипер, которому ты дал двенадцать златниц и блюдо матери твоей с любовью и сердечным расположением; с того времени Господь нарек тебя папою святой церкви, за которую излил кровь Свою», „Как ты знаешь, что Господь нарек меня папою?» спросил святитель. „Знаю потому, что я ангел Бога Вседержителя. Господь по слал меня к тебе узнать расположение твое, по человеколюбию ли, или по тщеславию ты творишь милостыню.» Григорий ужаснулся; но ангел сказал; „не бойся! – вот послал меня Господь быть при тебе во все дни жизни твоей и приносить молитвы твои к Богу, чтобы ты получил от Него все, чего только попросишь с упованием». Святитель пал лицом до земли и сказал: „если за ничтожную милостыню Всесильный воздает такие блага, что сделал меня папою и приставил ко мне ангела Своего для хранения; то, что воздаст он пребывающим в заповедях и творящим правду?»

Господь Сам принимает милостыню

Однажды, угощая у себя нищих, св. Григорий, по смирению своему, захотел одному подать воду и обратился за сосудом, – смотрит, нет уже того нищего – и удивился. В следующую ночь явился ему Господь и сказал; „в прочие дни ты угощал членов Моих – нищих, а вчера Самого Меня ты принял».

Чудо от тела Христова

Одна знатная женщина принесла просфоры для служения; святитель Григорий, совершив Божественную литургию, приобщил народ. Когда она услышала слова: „животворящее тело Господа нашего Иисуса Христа преподается», то засмеялась. Святитель спросил о причине: „я сама пекла просфоры, а ты называешь их телом Христовым», – отвечала она. Святитель помолился – и вдруг хлеб преложился в тело, в мясо человеческое, покрытое кровью; увидев это, и женщина и предстоящие ужаснулись.

14. Преподобный Венедикт Нурсийский

Сила молитвы в юноше

Воспитательница преподобного Венедикта, по случаю падения со стола и разбития на двое чужого блюда, весьма опечалилась; увидев это, юноша Венедикт взял в руки обе половины, помолился Богу, и блюдо стало цело.

Об учреждении праздника святому печется Сам Бог

Один священник приготовил стол по случаю праздника Пасхи. Господь явился к нему и повелел угостить преподобного Венедикта, который, по отдаленности его пещеры, ничего не знал о празднике.

Диавол пользуется при искушениях прежними нашими впечатлениями

Однажды диавол явился к преподобному Венедикту в виде птицы; а другой раз, возжигая в нем похоть, представил образ женщины, в юности им виденной.

Средство обуздать похоть плоти

Диавол однажды возжег в преподобном Венедикте похоть плотскую до того, что он чуть было не возвратился в мир; дабы унять похоть, он сбросил с себя одежду и нагой бросился в крапиву и терние, и тогда только вышел, когда умолкли помыслы и страсть.

Знамение крестное разбивает чашу с ядом

Иноки, поставившие преподобного Венедикта в игумена, не потерпев строгих его правил, поднесли ему в стклянке с вином яд; преподобный перекрестил стклянку, и она разлетелась.

Бес человека влечет из церкви

В монастыре был брат ленивый и нерадивый. Стоя в церкви, преподобный заметил при нем беса в виде черного отрока, влекущего его за край одежды из церкви, – и помолился, чтобы все другие его заметили, а потом жезлом прогнал его.

Сила послушания

Инок Плакида стал тонуть в реке, на которую пошел почерпнуть воды; преп. Венедикт, увидев его душевными очами, послал ученика Мавра вытащить его; тот побежал и вытащил, но уже на берегу заметил, что он по воде бежал, как бы по суху, и был среди реки. Сие чудо препод. приписал силе тщательного послушания.

Злоба грешника для святого безвредна

Пресвитер Флорентий, побуждаемый завистью, повсюду клеветал на преподобного Венедикта; но видя, что ему никто не верит, послал Венедикту отравленную просфору. Прозорливец узнал это, и, во время обеда, когда прилетел ворон, который из рук его питался, повелел ему взять просфору и занести в самое пустынное место. Ворон долго летал около просфоры, исполняя послушание и вместе опасаясь яда: „возьми, возьми, сказал преподобный, – не бойся – и отнеси в пустыню непроходимую». Ворон осторожно взял просфору и улетел, а чрез три дня, возвратившись, принял обыкновенную свою пищу.

Наказание Божие за обиду

Преподобный Венедикт молился за врага своего пресвитера Флорентия, да не поставит ему Господь зла его в грех; но тот, видя неуспех злобы своей против преподобного, – нанял семь красивых девиц и велел им раздетыми, близ огорода, монахами обрабатываемого, бесчинно плясать, дабы соблазнить их. Для избежания соблазна, преподобный с братиями удалился; а Флорентий вскоре погиб под обрушившеюся на него горницею.

Не радуйся погибели врага твоего

Инок Мавр известил преподобного о погибели злобствовавшего пресвитера, но преподобный прослезился о нем, а на Мавра, обрадовавшегося погибели Флорентия, наложил заповедь покаяния, сам же удалился в пустыню.

Злословие свойственно диаволу

В одном месте преподобный Венедикт, сокрушив идола, воздвиг храм Божий во имя св. Крестителя Иоанна. Бесы, явно нападая на него и дыша яростным пламенем, кричали: „Бенедикт, Бенедикт»! а потом говорили: „Маледикт! Маледикт!» вместо слова: „благословенный» – говорили: „проклятый». Преподобный молитвою прогнал их.

Принятие сана не по достоинству не спасает, но губит

Один клирик, одержимый бесом, исцелен преподобным Венедиктом, который дал ему такую заповедь: „не вкушай мяса и священнического сана не ищи; а если посягнешь на сей сан, то погибнешь от сего же беса». Чрез несколько времени клирик решился принять священство, – и бес его убил.

Зло нравственное рождает зло физическое

Из присланных к преподобному Венедикту двух сосудов вина, один скрыл слуга, посланный от хозяина. „Не пей вина из сосуда, тобою утаенного, но вылей», – сказал преподобный. Слуга, по возвращении, вылил вино из бочонка, из которого выполз тотчас змей.

Крестным знамением уничтожаются сердечные помыслы

Инок, сын одного богача, стоя при столе, держал свечу: „кто этот, пред которым я стою и держу свечу, как раб; зачем служу этому худому старцу?» подумал с гордостью в душе инок. „Перекрести сердце твое, чадо; зачем в тебе прозябают гордые помыслы, – внимай себе», – сказал препод. Венедикт, и велел взять от него свечу.

Наставление во сне данное

Однажды препод. Венедикт послал рабочих раскапывать место для монастыря. Они, в ожидании распределения работ, – уснули. Он явился им во сне и все им указал, что им должно работать. Они рассказали взаимные сны и с скорбью возвратились домой. „Я вам во сне все места указал, сказал препод. Венедикт, – пойдите, работайте».

Злоречие смертный грех

При жизни св. Венедикта были две постницы, который имели несчастную привычку осуждать своих ближних. Св. старец увещавал их оставить эту привычку и, наконец, за непослушание отлучил их от св. церкви. Они все-таки не исправились и ушли в могилу со своим пороком; вследствие этого отлучение осталось на них. Но за свое постничество (и вероятно по причине ходатайства родных) они были похоронены в церкви. Но во время литургий, когда диакон возглашал: „оглашении, изыдите!» многие христиане видели их выходящими из церкви.

Польза приношения просфоры

Узнал об этом преподобный Венедикт, сжалился он над несчастными и послал в ту церковь просфору, чтобы вынуть из нее часть за упокой душ их при совершении Христовых Таин. После того уже никто из христиан не видел их выходящими из церкви. Из этого все уразумели, что вследствие заупокойных молитв св. церкви и жертвоприношений усопшие постницы получили от Бога прощение.

Польза телa Христова для мертвеца

Один инок по любви тайно посещал родителей, – однажды пришел к ним, пал и умер. По погребении, каждый раз тело его было выбрасываемо из гроба. По слезной просьбе родителей, препод. Венедикт взял малую частицу из Пречистых Тайн, положил ее на грудь мертвеца и велел погребсти его; после этого тело уже не возвращалось из земли.

Уплата долгов необходима

Один бедняк просил преподобного дать ему 12 златниц для уплаты долга, за который стесняет его заимодавец. Нещадно раздавая все нищим, препод. Венедикт пребывал сам, как и братии его, в нищете; а теперь сказал просящему, что у него ни одной златницы нет, но пусть придет к нему чрез три дня. Преподобный молился эти три дня о златницах, – на третий день явились на поверхности кувшина с сочивом 12 златниц, которые он и отдал просящему.

Молящегося Бог скорее послушает, нежели люди

Сестра препод. Венедикта, Схоластика ежегодно посещала брата последний раз просидела с вечера долее обыкновенного, и просила брата провести с нею в святых беседах всю ночь, но он не захотел; тогда положивши руки и главу на стол, Схоластика тайно помолилась Богу – и пошел проливной дождь. Преподобный догадался. „Ты не захотел меня послушать, а Бог тотчас меня послушал», – сказала святая, и заставила его поневоле просидеть около нее вне монастыря всю ночь. Чрез три дня святая умерла и преподобный видел душу ее, в виде голубя парящую к небу.

Образ восхождения души на небо

По пламенной молитве, препод. Венедикт видел на огненном круге душу блаженного Германа, восходящую на небо.

Подобный пример

Два инока видели путь к небу, устланный многоценными ризами, и множество свечей горящих по обе стороны, и светоносного мужа на высоте того пути.

15. Св. священномученик Александр

Пещь огненная не опаляет мученика

Когда ввергли св. священномученика Александра: в огненную печь, явились в ней два ангела Божии, охладившие пламень.

16. Св. мученик Савин

Нищий питаемый предает питателя мучителям

Нищий, которого св. Савин питал своими руками, пошел к мучителям, предал Савина за две златницы и довел их до его пещеры.

Св. мученики Трофим и Фал

Камни падали на бьющих

Выведши этих святых мучеников на место убиения, – мучители стали бросать на них камни, которые силою Божиею падали не на мучеников, но обращались на мучителей и побивали их.

Распятия мучеников

Родные принесли мученикам пищу пред самым их распятием; они вкусили немного пищи и затем были пригвождены ко кресту, при котором стояла и мать их, а другие собирали каплющую кровь на полотенца для уврачевания. Страж темничный тоже припал ко крестам, уверяя, что видел их восходящими на небо с двумя ангелами Жена игемонова принесла ароматы и драгоценные покрывала, уверяя, что видела мучеников во сне.

Предвкушениe вечных мучений

Игемон, наказанный беснованием, в исступлении говорил: „напрасно я вас призывал, боги; вот меня предали истинный Бог и рабы Его Трофим и Фал вечному огню». Потом, вопия, терзал зубами плоть свою и жевал язык свой, и в страшных муках изверг душу свою.

17. Преподобный Алексий, человек Божий

За добрые дела Бог дает доброе дитя

Родители блаженного Алексия не имели чад: но постились до вечера ежедневно, готовили в доме своем три стола для сирот, вдовиц и нищих, странных и больных, – сами вкушали пищу с иноками, и за то Бог дал им это дитя.

Богородица видит добродетель и в рубище

Преподобный Алексий человек Божий 17 лет простоял при храме в ряду нищих, и Богородица, на иконе изображенная, сказала пономарю: „введи в церковь мою человека Божия, достойного небесного царствия: ибо молитва его, как кадило, свободно восходит пред лице Божие, и, как венец на главе царской, почивает на нем Дух Святый.

Бог управляет путем

Преподобный Алексий не хотел возвратиться в Рим, но, Божьим смотрением, случилась в море буря и принесла корабль его к берегам Рима.

Страдания и крест в доме родителей

Рабы в доме отца его Евфимиана, обижали препод. Алексия: одни били его, другие терзали за волосы; те били по шее, а другие выливали на голову ему помои, иные другим образом над ним издевались; но он все это молча и с великодушием переносил.

Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и аз упокою вы

Однажды папа Иннокентий в присутствии царя Гонория совершил Божественную литургию, по окончании которой из алтаря все услышали глас: „прейдите ко Мне вcu труждающиеся и обремененые, и Аз упокою вы». (Мат. 11, 28). В ужасе и трепете все отвечали: „Господи помилуй»; – трижды повторился этот глас разновременно, указывая определенно на кончину препод. Алексия; но его отыскали уже усопшим в дому Евфимиана отца его и воздали ему достойную честь при погребении.

Мертвая рука отдает рукопись

Папа и царь долго с коленопреклонением молили усопшего препод. Алексия об отдании им его рукописания, лобызая его мощи; таким только образом они выпросили у него рукописание, которое мертвая рука отдала им.

18. Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский

Явление на Голгофе креста

В бытность св. архиепископа Кирилла в Иepycaлиме, в час третий, в день Пятидесятницы, явилось на небе над Голгфою знамение креста, которого сияние простиралось до горы Елеонской.

Брата и в малом заблуждении должно исправлять

Изгнанный из Иерусалима, Кирилл поселился у епископа Тарсийского – Сильвана и его, несколько в догматах погрешавшего, исправил и совершенно в правоверии наставил.

Клевета и царей побуждает ко гневу

Акакий наклеветал Констанцию, что ризу, подаренную Константином Макарию, в которой его крестили, Кирилл будто бы продал какому то комедианту, который в ней будто бы плясал на рынке. Это вооружило Констанция против Кирилла.

Храма против воли Божией выстроить невозможно

При святом Кирилле Иерусалимском Иудеи, с дозволения Иулиана Богоотступника, хотели возобновить храм Иерусалимский; но землетрясение разрушило и рассеяло все, что было ими построено, а огонь, с неба спадший, сжег орудия строивших и напечатлел кресты на одеждах евреев.

Преподобный Анин, чудотворец

Ангел облегчает труды святого

В пяти верстах от пещеры была река, куда преп. Анин ходил за водою; в облегчение его труда ангел несколько раз наливал ему на пути в кувшин воду.

Покоривший страсти свои покоряет зверей

Так как преп. Анин умертвил все свои страсти и плоть покорил духу, то Бог покорил его власти свирепых зверей.

Обиды должно переносить

Один разбойник ударил камнем в голову столпника, который хотел за это подать на него в

суд жалобу; преп. Анин чрез льва послал к нему письмо, в котором убеждал подвижника отстать от этого помысла и перенести великодушно обиду.

Призывание имени святого избавляет от напасти

Один варвар хотел соблазнить на пути некую женщину; но она призвала заочно в помощь препод. Анина, и свирепость варвара вдруг утихла, особенно когда он не мог исторгнуть из земли водруженного копья, которое потом выросло в древо.

За душою святого небожители приходят

Пред успением своим препод. Анин видел Иерусалим, сходящий с небес, – и Моисея, Аарона и Ора, пришедших за ним.

Дарование языка

К одному пресвитеру Сирианину, желавшему знать греческий язык, явился однажды во сне умученный Анастасий и сказал ему: „открой уста твои и покажи язык». Когда же он открыл, то Анастасий платком отер с языка слизь и некий жир и стал невидим. С той минуты пресвитер заговорил греческим языком.

Чудо с крестами

В Галатийской стране по некоторым городам был крестный ход с литиею; кресты предносимые, силою дивною соединяясь, один о другой ударялись и разбивались. Это было предзнаменованием бедствий церкви внешних и внутренних, – разделении, раздоров, мучений и гонений от еретиков, – восстании Персов на Иерусалим и похищении древа животворящего креста Господня.

Особенное мучение

Иулиан Богоотступник повелел с тела пресвитера Василия, его обличавшего, ежедневно вырезывать по семи ремней, и когда со всего тела спереди и сзади снята была кожа, Василий оторвал с своего тела один ремень и бросил в лицо Иулиану Богоотступнику.

23. Св. священномученик Никон

Сила крестного знамения в язычнике

Святый Никон, будучи еще язычником – не крещенным, по совету матери, быв однажды на войне окружен многочисленным неприятелем, с молитвою ко Господу оградил себя крестным знамением, и через это не только убил 180 человек, но и всех врагов рассеял.

Помощь Божья скорая

Прибыв на остров Xиoc, св. Никон восемь дней молился Богу, чтобы кто окрестил его, и ангел, явившись, дал ему длинный жезл, сделанный на подобие креста и потом корабельщикам повелел отвезти его до одной горы, где был епископ Феодосий, который и крестил его.

Кони человеческим голосом восхваляли Бога

Св. Никон привязан был к диким коням, но крестным знамением укротил их, и они стали кротки, неподвижны; за то велено было перерезать им жилы, но они, по повелению Божию, человеческим голосом воззвали: „Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори: и нас ради святаго Никона убивают ныне».

Кроткие кони против свиpепогo человека свирепеют

Тиран ехал овладеть имением мученицы Агафии, но на мосту кони его, всегда очень кроткие, рассвирепели: один стал его зубами грызть, а другой стал ногами топтать его и сбросил в реку.

Наказание клятвопреступления

Житель города Киева Иоанн, умирая, раздал все имение свое нищим, а тысячу златниц вручил другу своему Сергию с тем, чтобы он отдал их сыну его Захарию, когда наступит тому совершеннолетие. Когда Захарий вырос и стал требовать у Сергия наследие отца своего, тот отказался исполнить это требование. Захарий потребовал тогда от него клятвы пред образом Успения Божия Матери в том, что он не брал златниц отца его. Сергий поклялся, но для облобызания не мог приступить к образу, ангел Божий не допускал его, но бил всячески; поэтому Сергий невольно сознался в том, где спрятал те деньги, но там оказалось уже не одна, но две тысячи златниц.

Любовь к Богу выше любви к родителям

Мучимого отрока Иринея окружили отец, мать и все знакомые и со слезами умоляли пощадить свою юность, исполнить волю царя и уклониться от мук, но Ириней не послушал их. На вопросы же мучителя: „имеешь ли жену, детей, родителей?» отвечал: „не имею», повторяя слова Господа: „иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (МатФ. 10, 37).

Непослушание духовному отцу наказывается

Инок Малх, вопреки воле игумена, пошел в мiр для раздачи родительского имения нищим, но попался в плен к Сарацинам, ходил в оковах, был принужден к браку, и только чудом был спасен от Сарацин и львицы, с которою встретился в пещере.

Преподобный Василий новый

Утаение добрых дел на земле награждается на небеси

Преподобный Василий говорил: «да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Матф. 6, 8). Всякий, открывающий свои добрые дела, получает [в награду похвалу от людей; а кто желает вечной награды, тот скрывает перед людьми свои добрые дела, – молчит, хотя и терпит удары».

Вино благословенное и не благословенное

Преподобный Василий, по приглашению одного виноградаря, благословил сосуды с вином, но один сосуд не благословил, а повелел разбить его, и в нем оказалась змея.

За хождение в церковь мать награждается живым младенцем

Одна жена жаловалась, что дети ее умирают в малолетстве. Препод. Василий, дав кусочек хлеба младенцу ее, сказал: „ради твоего усердия к Пречистой Деве Богородице, за хождение в Ее храм, Бог дарует тебе это чадо, которое будет добронравно и разумно и иноком будет, а прочие будут умирать.

Благословение святого спасает от потопления среди бурной реки

Один человек, отправляясь в путь по делам службы, испросил у Василия благословение; он благословил его, но предсказал ему беду на реке и избавление от нее. Действительно, человек был увлечен с лошадью на одной реке быстротою воды; но воззвав: „Господи! молитвами преподобного отца Василия, помоги мне грешному», тотчас увидел препод. Василия, ходящего по реке, извлекшего за узду его лошадь и приведшего его к берегу.

Хищник в четверо больше теряет

Жизнеописатель преп. Василия Нового нашел во время ночлега в гостинице довольно дорогой пояс. Утром хозяева спрашивают постояльцев, не находил ли кто пояса? Григорий представил себе, что потерявшие богаты, и что он продаст пояс и за спасение их же души будет подавать нищим. Казалось, при такой доброй и бескорыстной цели, отчего не утаить найденного? Григорий так и сделал, но над ним вскоре исполнились слова Спасителя: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2): Григорий потерял точно такой же собственный пояс, при том же с немалым количеством денег. И вот когда Григорий очень жалел о своей потере, ему является преп. Василий с разбитым горшком (следоват. никуда негодным) и говорит Григорию: „если кто и такой горшок украдет, то с него взыщется в четверо или в этой жизни или в будущей; если вор богат, то отнимется в четверо из богатства, если же он беден, то в четверо увеличится его будущее мучение». Григорий, ни мало не смущаясь, стал оправдываться, говоря, что он никогда ничего не воровал. „Как же ты не воровал, возразил преподобный, когда утаил у дочери гостинника пояс?» „Да, я отче, не украл, а нашел». – „Знай же, заключил преподобный, что нашедший чужую потерю, если не возвестит о ней, кому следует и не возвратит, то осудится, как вор, и тебе бы следовало найденное отдать, но ты не отдал, и за это сам потерял более, чем в четверо; да смотри не потерпеть бы тебе еще горше.

Молитва ко святым спасает от любодеяния

Одна женщина, по содружеству с бесами, волшебством увлекала всех в любодеяние, и инока Григория увлекла; но помощь первомученика и архидиакона Стефана, икону которого он украсил, и молитвы препод. Василия спасли его.

По преставлении святые посещают свои храмы

Инок Григорий впал в тяжкую болезнь и, не видя помощи от первомученика Стефана, стал роптать; вдруг первомученик явился ему во сне и сказал: „не скорби на меня, – я не был здесь; но посещал храмы мои, находящиеся во вселенной, как делают и прочие святые».

Что чувствует и видит душа при разлучении от тела

Преподобная Феодора сказывала Григорию, что умирающий, при разлучении от тела, как бы обнаженный, впадает в большой огонь, где горя и истаивая, в пепел обращается. В таком болезненном положении и в горький час разлучения человек распадается, и притом видит в различных видах много бесов и слышит их самые разнообразные голоса: одни ревут, как звери, другие лают, как псы, те воют, как волки, те – как свиньи, и все грозят страшно, показывая свитки – записи грешных дел.

Какой вид смерти

Смерть приходит, как лев рыкая, – видом страшна, она похожа на человека; но тела не имеет, а одни кости состава человеческого; она носит при себе различные орудия к мучению: мечи, стрелы, копья, косы, серпы, рожны, пилы, секиры и друг. Она приступила к Феодоре и начала отсекать сперва ноги, потом руки, затем прочие суставы раздробила разными орудиями, – потом отсекла голову, и все члены омертвели; наконец, чем то горьким напоила ее, и душа вышла из тела. Феодора увидела тело свое бездушным, бесчувственным и неподвижным. Затем следовали истязания при напоминании со стороны ангелов – добрых, а со стороны бесов – худых дел, – и она ходила по мытарствам: празднословия, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лености, кражи, сребролюбия и скупости, ростовщичества, неправды, зависти, гордости, гнева и ярости, злопамятства, убийства, чародеяния, блуда, прелюбодеяния, содомских грехов, маловерия и ереси, немилосердия и жестокосердия.

Дела наши добрые и злые кто записывает

Каждый христианин от самого крещения приемлет Богом ему данного ангела-хранителя, который, невидимо сохраняя человека, наставляет его днем и ночью на всякое дело благое, во все дни жизни его до часа смертного и записывает все его добрые дела, в жизни содеянные, за которые человек может получить от Господа милость и вечное в царствии небесном воздаяние. Также и князь тьмы, желая вовлечь весь род человеческий в свою погибель, приставляет одного из лукавых духов, которые, ходя за человеком, наблюдает все, от юности соделанные, злые дела, к коим побуждает кознями своими и относит к мытарствам. Если душа имеет более добрых дел, нежели злых, – то злые духи, при отхождении ее к Богу, не могут ее удерживать; а если грехов более, то удерживают ее на время, затворяют в темнице неведения Бога, мучат ее до тех пор, пока сила Божия попустит им мучить, пока душа получит искупление церковными молитвами и милостынями своих ближних.

Кто истязается на мытарствах?

Один путь восхождении человекам на небо – путь мытарств; но истязуются на них только те, которые несовершенно исповедали грехи свои, стыдясь и утаивая пред отцом духовным постыдные дела свои, а кто все дела свои на исповеди пересказывает, и кается и скорбит, и плачет о содеянных грехах, того грехи Божиим милосердием невидимо изглаждаются и на мытарствах не оказываются.

27. Преподобный Иоанн прозорливый

Святой охотнее является во сне, нежели на яву

Жена одного трибуна усиленно просила дозволении видеть препод. Иоанна; но он, после усиленной просьбы ее, согласился явиться ей во сне; а не на яву, – и явился.

Развлечение во время молитвы не одобряется

По словам преп. Иоанна: „Безумное дело: устами ко Владыке беседовать, а мыслями от Него отвращаться; это падение случается с каждым, кто не совершенно отвергся мiра. О многих вещах размысляющий разделяется умом на многие мiрские и земные попечения и, если препирается своими внутренними смущениями, не может видеть Бога. А кто Бога познает, тому открываются тайны Божии, тот провидит будущее, видит откровения, производит знамения и получает от Бога все просимое».

Высокоумие наказывается

Один инок возгордился мыслью о своей святости; диавол в образе девицы возжег в нем похоть до того, что он приступил к греху, но в ту же минуту диавол исчез; это повергло его в отчаяние, и он оставил келлию и вступил в мiр.

Терпение и бесов побеждает

Один юноша впал в тяжкие грехи, но потом пришел в чувство, заперся в одном пустом гробе, предался посту, слезам и непрестанно молился. Три первые ночи бесы приходили к нему и били его до полусмерти; но он все терпеливо перенес, затем молитвами прогнал их, так что они более не могли ему вредить.

Высокоумие и самомнение низвергают с высоты святости

Один инок святой жизни, которому ангел носил по утрам хлеб, возмечтал о себе высоко чрез искушение диавола; от этого самый вид приносимого ангелом хлеба видимо становился худшим, однако инок, увлеченный помыслами, низвергся в глубину падения и лишился пищи небесной, хотя потом и покаялся.

Богомыслие выше добрых дел

Выше других тот, кто пребывает в богомыслии, кто от вещественных переходит к невещественным, предоставляя другим заниматься делами вещественными, отрешившись от всего земного и предавшись всему небесному.

28. Препод. Евстратий Печерский

Огненная колесница

Этот преподобный, распятый на кресте и прободенный копиями от жидов, был взят на небо живым на огненной колеснице, везомой огненными конями, и слышан был глас: „се добрый небесного града житель». Тело его, брошенное в море, чудесно силою Божиею перенесено было в пещеру Киевскую.

Таксиот

Возвращение из загробной жизни для покаяния

Таксиот был мертв три дня и в эти дни водим был по мытарствам, но, остановленный на мытарстве блуда, – был низведен в ад, откуда взяли его ангелы, – и он в течение трех дней исповедал грехи свои, покаялся и опять умер.

Невозможно покаяние без тела

Таксиот не хотел возвращаться в свое тело смердящее; но ему сказали ангелы: „невозможно тебе покаяться, если не будешь в теле, в котором ты согрешил».

29. Препод. Марк Арефусийский

Полезно щадить гонителей

Преподобный Марк говорил: „христианам мужественным и крепким не только надлежит заботиться о своем спасении; но и гонителей щадить, чтобы от своей враждебной злобы они не умножили себе большого наказания».

Мучение особенное

У преподобного Марка мучители тонкою ниткою уши разрезали, и, обмазавши его медом, в корзине, подняли на палящее солнце; потом зубами терзали его утробу; у других мучеников утробы рассекали и ячмень всыпали для снедения свиньям; но вскоре у самих мучителей зубы повыпали и языки опухшие были съедены червями.

30. Преподобный Иоанн Лествичник

Правила святой жизни

Преподобный Иоанн вкушал за столом все, что не запрещалось уставом монашеским, но только весьма мало, – больше отведывал, нежели вкушал, чтобы ум не гордился постничеством; мало вкушал, чтобы объедение обуздывать воздержанием. Плотскую похоть обуздывал редкою встречею с людьми; сребролюбие истреблял милостынею; леность возбуждал памятью телесной смерти; всякое пристрастие к мipy и вещам прогонял слезами; гнев обуздывал послушанием и проч.

Явление пророка Моисея на земле со странниками

Однажды пришли к Иоанну шестьсот человек странников, с ними явился и юноша, который в это время самовластно распоряжался экономами, строителями, поварами и всем. По насыщении странников, когда стали садиться за стол братия, – отрока не нашли. Не ищите его, сказал Иоанн: это пророк Моисей. Нет ничего странного, что он захотел послужить на Синае, где он получил скрижали закона от Господа.

31. Св. Иона, Митрополит Киевский

Святительское запрещение смертоносно

Один дерзкий человек приписал врачевание княжны не силе молитвы святого Ионы, но силе врачевства, тогда святитель сказал ему: „да свяжется язык твой и да заградятся хульные уста – и он умер.

Отказ в утолении жажды наказывается смертью

Келейник святого Ионы отказал вдовице в воде, не дав ей, как она не просила, напиться, – и за то смертью был наказан.

Отказ в милостыне наказывается смертью

Одна вдовица просила милостыню у келейника святителя, но он ей сказал: „иди, умри; но не дам». Святитель дознал это и сказал: „умри сам», – и он умер.

Зубы ударом руки уврачеваны

Один вельможа страдал зубами; св. Иона ударил его по щеке и тем уврачевал зубы.

Сокрытие Божие наказывается

Однажды был глас Божий из алтаря к иерею Иакову о том, что св. Иона в молитве просит Бога о болезни и смерти, и что молитва его услышана; но Иаков не захотел открыть этой тайны митрополиту, и за то лишился своей жизни.

Рука мертвого врачует живого

Один немой человек приложился к мощам святителя Ионы; мертвая рука схватила крепко немого за язык и потянула и немой стал говорить.


Вам может быть интересно:

1. Четырехсотлетие российского государственного герба – II Евстафий Николаевич Воронец

2. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

3. Краткий очерк церковного права Михаил Егорович Красножен

4. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида архимандрит Леонид (Кавелин)

5. Мои дневники. Выпуск 7 архиепископ Никон (Рождественский)

6. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

7. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

8. Памятники древнерусского канонического права – 109. 1478–1488 г. Повольная грамота тверского епископа Baccианa митрополиту Геронтию, на все дела церковные, совершаемые соборно профессор Алексей Степанович Павлов

9. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) Александр Александрович Папков

10. Охридский пролог – 1. Священномученик Евтихий святитель Николай Сербский

Комментарии для сайта Cackle