Азбука веры Православная библиотека епископ Василий (Родзянко) Владимирская икона (о календаре: о новом и старом стилях.)
Распечатать

епископ Василий (Родзянко)

Владимирская икона (о календаре: о новом и старом стилях.)

8 Сентября, 1996 г, Св. Николаевский Собор, Вашингтон

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Опять у нас удивительное совпадение различных праздников и различных воспоминаний благодаря тому, что мы в этом храме можем, по благословению нашего священноначалия, поминать праздники и дни на всех календарях. И это куда лучше, чем из-за календарей ссориться и разделяться. Потому что Господь нам Сам сказал, и я повторю опять Его слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Суббота тогда была то, что сегодня для нас календарь. Не человек для календаря, а календарь для человека. И когда мы так правильно понимаем слово Христово и понимаем также, что не без Промысла Божия было так, что в 20-е годы Церковь Православная, проходя через страшные и жуткие испытания, искушения по всему миру, вынуждена была найти свой путь так, чтобы не разорвать своё общение друг с другом, но в то же самое время, выполнить то необходимое, для того, чтобы можно было в каждой стране, в каждых условиях, в каждом режиме проповедовать Святое Православие. То, что было необходимо на Руси – держаться крепко и устойчиво старого календаря, то было абсолютно необходимо напротив, скажем, в ближайшей Финляндии, где было необходимо идти по новому пути для того, чтобы успешно вести миссию православия в той стране, так же, как и у нас, в Америке. Но это не означает, что мы расходимся и разделяемся, ибо календарь не есть догмат Троицы или что-нибудь ещё серьёзное. Это только лишь то, о чём говорил Спаситель, что суббота для человека. В каждых отдельных условиях, в каждых исторических обстоятельствах, в каждой той или иной стране.

И вот у нас с вами есть эта удивительная возможность сейчас сочетать одно с другим и увидать, как это взаимно дополняет друг друга, и как эти совпадения приходят к нам действительно вовремя. «Когда я перестаю молиться, – говорил один архиерей, – то совпадения прекращаются». И вот, слава Богу, у нас они не прекращаются.

Сегодня мы с вами вспоминаем Пресвятую Богородицу. Но вспоминаем Её и по случаю рождества Её, по новому календарю, и по случаю того, о чём говорится в тропаре успения, который мы недавно пели: «В рождестве девство сохранила еси, а во успении мира не оставила еси». Да, рождество Пресвятой Богородицы... Она действительно сохранила всё абсолютно, что было дано Ей в творении и, когда Она родила Спасителя, то в рождестве Сына Своего Она не потеряла Своего девства и не перестала быть Приснодевой. Но, в то же самое время, как это случилось, так и в успении (мы только недавно об этом говорили и пели: «И мира не оставила еси») и действительно, Она мира не оставила, потому что мы знаем, всё время так или иначе Пресвятая Дева Богородица является нам, является очень часто через чистых невинных деток, как это было в истории с Державной иконой Божией Матери и с Казанской иконой Божией Матери и многими другими иконами. И сегодня мы празднуем икону Владимирскую – знаменитую великую русскую святыню, которая на самой заре христианской стала почитаемым образом Пресвятой Богородицы и затем из Византии прибыла к нам сначала в Киев, а потом из Киева была перенесена в град Владимир и с тех пор называется Владимирская икона.

Но в сегодняшний день в 1395 году специальный Крестный ход из Москвы пошёл в город Владимир для того, чтобы взять эту Владимирскую икону, эту замечательную икону, которую, когда вы смотрите, насмотреться не можете – до такой степени она привлекает вас, оторвать глаз не можете от этого удивительного образа, от этого удивительно милосердного и молитвенного и чудесного любящего взгляда Пресвятой Девы, который, по преданию церковному, был изображён самим евангелистом Лукой прямо с натуры, так что это был портрет Её.

И вот встреча произошла в сегодняшний день в том далёком году на Кучковом поле в Москве, и это называется второй праздник Сретения – сретения с иконой, то есть встреча иконы Владимирской в Москве. Почему? Потому что на Москву в это время шёл Тамерлан, страшный завоеватель монголо-татарский, который опустошил многие-многие земли, и который шёл на наш престольный город. И вот там встреча произошла в этом месте Москвы, и огромная толпа собралась около этой иконы. И так же, как в своё время в Константинополе, молились Пресвятой Богородице в День Покрова Её, и этот покров, мы знаем исторически, защитил тогдашних православных там, в Цареграде, от наших языческих предков. Так теперь, в этот раз, в 1395 году Пресвятая Дева Богородица и эти молитвы вокруг Её образа защитили Русь, защитили первопрестольную Москву. И, таким образом, Тамерлану не удалось до конца осуществить то, что он хотел, и окончательно уничтожить всё на своём пути.

На этом месте, где произошла эта встреча, возник после этого Сретенский монастырь – монастырь, который был посвящён сегодняшнему дню, сегодняшней встрече Пресвятой Богородицы, и в лице иконы встречен всем православным московским народом. И совершилась эта удивительная духовная оборона, духовная защита нашей страны.

И на этом месте этот монастырь, стоявший в течение веков, и напоминавший об этом событии, во время революции, вскоре после неё, был разрушен и уничтожен. И, как многое и многое во время этого лихолетья, стоял в руинах. Но вот Господь благословил совсем сравнительно недавно ему возродиться, и мне лично пришлось быть в этом монастыре, когда он возрождался, когда всё начиналось там сызнова, когда новый иконостас прекрасный был поставлен там, хорошими иконописцами сделанный, когда святейший патриарх благословлял это восстановившееся божественное строение и этот монастырь, который сейчас процветает там.

И сколько раз приходилось и мне, грешному, совершать богослужения в этом монастыре и почувствовать себя в этом единстве с возрождающейся Русской Православной Церковью и с возрождением Москвы. Ровно год тому назад, в сегодняшний день, несмотря на то, что был проливной дождь, огромные толпы народа пришли прославить и вспомнить этот замечательный юбилей, эту встречу Владимирской иконы Божией Матери, тем более, что Владимирская икона Божией Матери была тогда допущена из места, где она находится в Третьяковской галерее, была передана монастырю Сретенскому и там пробыла несколько дней. И вот в этот момент, сейчас, совершилось тамошнее, второе – снова встреча, удивительное сретение с иконой этой исторической в присутствии представителей и Церкви, и Российского государства, лично президента и главы города, Ельцина и Лужкова и других, что засвидетельствовало о том, что история России пошла опять по своему традиционному христианскому православному пути независимо от того, что есть различные точки зрения, различные верования. Никто никого теперь уже не преследует за это. Всем дана эта свобода и возможность. Дай Бог, чтобы и дальше продолжилось так.

Это было общее свидетельство, что действительно Богородица не оставила мира Своего даже в успении Своём. Аминь.

Комментарии для сайта Cackle