протоиерей Василий Рождественский

Как пользоваться временем

Слово в день рождения Благоверного Государя Наследника Царевича Великого Князя Николая Александровича

Произнесено в Исаакиевском соборе 6 мая 1886 г.

«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже примудри: искупующие время, яко дни лукави суть. Сею ради не бывайте несмысленни, но разумывайте, что есть слово Божие» (Еф.5:15–17)

Руководствуясь этими словами Апостола Павла, хочу, братья, побеседовать с вами о предмете очень простом, но и высшей степени сложном однако во всех отношениях: об осмотрительном, благоразумном пользованиии в этой жизни временем.

Что может быть, в самом деле, проще и важнее в тоже время для нас вопроса: как нужно пользоваться в жизни временем, чтобы не только большее или меньшее число лет, но и каждый день и часы были переживаемы нами не без пользы, не бесцельно, не приходили, по выражению Премудрого, яко следы облака и яко мгла розгнананя от лучей солнечных. (Прем. 2:4)? В жизни нашей, как известно, по большей части бывает так: доколе молод человек, доколе жизнь его полна избытком свежих, кипучих сил и физических и духовных, – он живет так, как будто жизни его и конца никогда не будет. Пережитое прошлое скоро обыкновенно забывается им; настоящие останавливает на себе внимание его лишь тогда и настолько, когда и насколько оно так или иначе, теми или другими особенными обстоятельствами, радостными или печальными, успевает сильно затронуть, приковать – так сказать – к себе его рассеянную мысль и чувство; он весь, всей душой своей – большем в будущем, чем в настоящем; там – в будущем надеется он закончить начатое, исправить неисправное в себе и вокруг себя, осуществить свои заветные, иногда весьма добрые и благородные намерения и планы деятельности. Так проходят многие годы. Но вот день жизни склоняется уже к вечеру; хотя и в неопределенные дали, но более или менее ясно уже видится и другой берег жизни. Тогда – то самонадеянный пришелец мира сего начинает действительно понимать цену времени, но – увы – уже поздно! Потерянного прошлого не вернуть: в настоящем хотя и возможна еще деятельность, но слабеющие силы требуют уже больше покоя, чем дела; да обстоятельства жизни изменились так, что легкое и возможное прежде сделалось трудно исполняемым и почти невозможным теперь. Будущее, равным образом, уже не манит более к себе, как прежде, потому что там видится грозный призрак смерти; оно поднимает в душе уже не радостные надежды, но тревожные думы о предстоящем расчете с жизнью. И что же получается иногда иногда в итоге такой такой легкой и самонадеянной жизни? Получается деятельность, быть может, очень и разнообразная, исполненная всевозможных житейских забот и хлопот, но деятельность, однако, в конце концов такая, о которой и сам человек, перед судом собственной совести, должен сказать себе, что в действительности он не сделал в жизни ничего поистине важного, полезного, плодотворного не для себя, ни для других. А что скажет он своему праведному Судье в страшный день суда и мздовоздояния коемуждо по делом его? Не должен ли будет сказать о себе словами неверного раба: Господи! се имаши твое, т. е. на данные Тобою таланты я не приобрел ничего.

Кому из нас, братья, не страшен такой плачевный конец жизни? Послушайте же, как учит нас жить и пользоваться в жизни временем апостол Христов, имевший утешение с полным дерзновением сказать о себе при конце своего земного поприща: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, впру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судья (2Тим. 4:7–8). Вот какова должна быть, без сомнения, христианская, непостыдная кончина живота и каждого из нас!

О времени мы сами часто говорим, что оно не только дни и часы, но и целые годы протекшие представляются иногда нашему сознанию, как некоторый смутно припоминаемый ночной сон. Имея в виду это-то свойство времени, апостол и говорит нам: смотрите, дорожите временем, искупайте его, потому что дни лукавы, т. е. также неуловимы, ускальзывают непримытно, как неуловим, обманчив лукавый, хитрый человек: блюдите како опасно ходите…, искупующие время, яко дни лукави суть. Нужно ли объяснять, что значит дорожить временем, или, как мудро выражается апостол, искупать время? Время апостол представляет как бы некоторым подаваемым нам от Господа Вседержителя драгоценным сокровищем, которое однако мы еще должны сделать своим, неотъемлемым, – а потому и учит нас всячески стараться приобретать себя, обращаясь в свою собственность это сокровище, употребляя его на те или другие добрые дела, служащие не временному только, но и вечному благу нашему. Спешите, как бы так говорит он, пользоваться временем; не тратьте ни одной минуты его даром, попусту, на забавы и занятия пустые и бесплодные; быстро уйдет от вас это сокровище, – его уже не воротишь. И мудрость земная не несправедливо судить о времени так: время – деньги, капитал, говорит она; нужно пользоваться им неупустительно. И в том отношении, можно заметить, сынове века сего являются нередко также мудриши паче сынов в роде своем (Лук.16:8), хотя и пользуются временем жизни только для того иногда, чтобы копить именно одни лишь деньги, собирать больше и больше богатства для новых, непрестанных удовольствий в будущем. Но если мудрость земная не знает или забывает, то мы-то, христиане, должны знать и помнить грозное предостережение против подобного употребления времени для собирания одних лишь благ земных, преподаное нам Господом 1. Христом в притче о некоем богатом человеке получив к накопленным богатствам неожиданно новые, самодовольный богач мечтал только, как говорится в притче, об удовольствиях своих на многие лета, но услышал следующий приговор Божий над собою: безумне! в сию нощь душу твою истяжить от тебе; а яже уготовал еси, кому будут (Лук.12:20)? И апостол Христов, когда учит нас дорожить временем, учит, без сомнения, тому также, чтобы мы не себе собирали, а в Бога богатыми (ст. 21), ценою временного бытия своего спешили искупать себе блаженную вечность. Вот, таким образом, в чем состоит главная и высшая цена времени для христианина!

Но время не только скоропреходящее; оно еще изменчиво, непостоянно, – исполнено не только разнообразных превратностей для нас, но и всевозможных зол, искушений, пагубы: и в этом-то отношении дни его еще более лукави, прямо могут быть названы злостными для нас. Как же должен поступать, вести себя христианин в виду такого характера времени?

И в этом отношении апостол Христов преподает нам прекраснейшие наставления. Смотрите, говорит он, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые. Поступайте осторожно, т. е. будьте всегда и во всем осмотрительны, строго внимательны к совершающимся в вас и кругом вас явлениям, переменам времени, к добру или худу клонятся они, благополучие или злополучие готовят они вам, – и сообразно с этим, как мудрые, ведите себя, поступайте. Вся искушающие, доброе держите, умножая его и в себе, и в других; против же злого принимайте необходимые, соответствующие цели, меры, чтобы в особенности день лют, т. е. ты или другие несчастные, трудные обстоятельства, налегающие нередко с силою и внезапностью устрашающей, не застали вас врасплох беззащитными и беспомощными, так что вы будете не в силах устоять. – Поступать мудро и осторожно относительно времени, ввиду его изменчивости, – значит, далее, тщательно, аккуратно, в точности делать или исполнять то, исполнение чего требуется от нас в известное, данное время. Всякому возрасту нашему, как известно, свойственны свои разнообразные дела и занятия; и их нужно исполнять неопустительно. Каждый новый день жизни приносит нам новые заботы и хлопоты; кто, поэтому, с сегодняшнего дня отлагает исполнение чего – либо нужного и важного на завтрашний день, тот только увеличивает через это бремя, тяжесть своей последующей деятельности, заранее обрекает сам себя на те или другие опущения, погрешности, неисправности, которых они, при всем желании, часто бывают не в силах устранить вследствие скопившегося множества дел и забот. – Осторожность же, вместе с осмотрительностью и мудростью, должна указывать нам и то, когда какое дело вообще наиболее пригодно, благовременно, наиболее соответствует или нашим собственным нуждам и благу, или благу и пользе других. И самые добрые дела мы можем портить, лишать их должной цены, ожидаемых от них благих плодов, именно неблагодарностью, или неуственностью их исполнения. Есть время, как говорит премудрый Екклезиаст, молчати, и время глотати (Еккл. 3:7). Так – в слове, так нужно наблюдать ту же самую осторожность и мудрость и во всяком действовании, если мы не хотим ни сил своих. ни времени тратить бесплодно и бесцельно.

Но если в чем особенно должна проявляться и осмотрительность, и осторожность, и мудрость христианина относительно пользования временем, то это в знании, умении его управлять, так сказать, временем т. е. в умении среди разнообразных превратностей, искушений и обольщений времени так направлять путь своей жизни, как этого требует не нынешний век лукавый, изменчивый, а вечная и непреложная воля Божия о нас, наши высшая, нравственная задачи и цели. К сожалению, это едва ли не общая и главная вина наша относительно пользования в жизни временем, что не мы большею частью управляем им, а наоборот – оно управляет нами; его нравам и обычаям следуем мы иногда беспрекословно, рабски, не взирая, хороши или дурны они; его дух, часто весьма злостный, – каков напр. дух нашего времени, по большей части вдохновляет нас; жить вообще сообразно с требованиями или по духу века, и мыслить, и чувствовать согласно с господствующими в нем модными учениями, модными понятиями и взглядами на жизнь и все житейское – для многих составляет некоторым образом обязательный закон; не следующих этому закону называют людьми отсталыми, неспособными яко бы идти в уровень с прогрессирующим временем. Так жить, конечно, легче и удобнее; это – путь жизни весьма широкий и пространный, дающий полный простор и поблажку всевозможным человеческим страстям, прихотям, склонностям прочным; но так жить – значит с христианской точки зрения именно губить и время, и себя самих. Предостерегая, очевидно, от этой-то двойной пагубы, св. апостол и увещевает нас: сего ради, т. е. поелику дни века сего лукавы, злы, не бывайте несмыслимы, но разумывайте, что есть воля Божия. Не бывайте несмысленны; и в самом деле, немного смысла и такта показывают в себе те, кто верят в себя, свою судьбу руководству мимолетных, изменчивых обстоятельств времени, плывет, так сказать по его течению, и сам иногда не зная, куда влечет его это течение. Правда, бороться с влиянием на нас духа времени – подвиг нелегкий; бог века сего и лукав и силен; поэтому-то и апостол, как видишь справедливо, не надеясь для успеха в этой борьбе на одну лишь нашу осмотрительность, на осторожность и мудрость только с нашей стороны, и указывает именно волю Божию в пособие и руководству нам: познавайте, говорит, что есть воля Божия, т. е. ею постоянно руководствуйтесь ею повторяйте каждый шаг в своей жизни. А что есть воля Божия о нас? К чему призывает она нас в жизни вообще? Воля Божия о нас по апостолу, есть святость наша (1 Фессал. 4, 3), т. е. чтобы мы, как освященные, во всем поступали согласно с Божией правдой и истиной. Не сообазоваться веку сему, но преобразоваться обновлением ума нашего (Римл.12, 2) быть светом мира (Мф. 5:14) солью земли (ст.13) – вот к чему призываемся мы в жизни, как христиане; поэтому-то и в молитве Господней научены мы молиться Отцу небесному прежде всего о том, “да святится имя твое; да прийдет царствие твое; да будет воля твоя, яко на небеси и на земли”. Кто так живет и трудится в жизни, – живет и трудится именно постоянно во славу Божию и для своего вечного спасения, для укрепления и расширения царства Божия на земле, – тот, во-истину, может также сказать о себе, подобно св. апостолу, при конце жизни, что он жил не напрасно, не бесплодно, – подвигом добрым подвизался, течение скончал, веру сохранил; и если но с дерзновением, то с смиренным упованием может также ожидать себе от своего праведного Судьи венца правды, как обетованной награды всех возлюбивших явление Его (2Тим. 4:8).

Итак, кто же, спросишь в заключение, мудро и осмотрительно пользуется в жизни временем? Тот, повторим, кто дорожит временем, не попуская и малым промежуткам его приходить без того или другого и полезного дела; кто далее, среди изменчивых и иногда весьма злых обстоятельств времени наступает всегда мудро и осторожно, направляя все встречающиеся в жизни во благо себе и другим; кто в особенности, руководимый всегда ясным разумением и памятованием воли Божией, умеет управлять временем, не идет рабски вслед его, а держит, напротив, его в своей власти, не побеждается злом его, на сам побеждает постоянно зло добром, так что светом своих христианских дел и подвигов не только сам прославляет, но и других побуждает также прославлять Отца нашего, иже на небесах.

Какое, спросить, быть может, кто-либо, отношение имеет предмет нашей беседы к сегодняшнему торжеству нашему? Очень близкое и понятное. Сегодня не долгом только христианским, но и долгом верноподданическим призываемся все мы помолиться с особенным усердием и любовью о Благоверном Государе нашем Наследнике Цесаревиче, по случаю дня его рождения. Не будем же не внимательны, – исполним в точности лежащий на нас на сей час важный долг. Помолимся, да управит Господь путь его жизни всегда во благое, да дарует ему силы и крепость совершать многотрудное и высокое течение свое во славу, на радость и счастье и себе, и царственным родителям своим, и всему дорогому отечеству нашему! Аминь.

Вам может быть интересно:

1. Об изучении Священного Писания в виду современных потребностей жизни и богословской науки протоиерей Василий Рождественский

2. Поучение на день Преполовения протоиерей Василий Бандаков

3. Богопознание епископ Вениамин (Платонов)

4. По поводу статьи свящ. Дим. Силина: "К вопросу об оживлении церковно-общественной деятельности" профессор Василий Никанорович Мышцын

5. Нужен ли для России идолопоклонник Бандидо-Хамба? Евстафий Николаевич Воронец

6. Предостережение от соблазнов, нас окружающих. Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста профессор Василий Федорович Певницкий

7. О заслугах прот. А. В. Горского для славяно-русской историко-филологической науки профессор Григорий Александрович Воскресенский

8. Думы инока Александр Александрович Бронзов

9. Речь перед защитой магистерской диссертации "Собеседования св. Григория Великого о загробной жизни профессор Александр Иванович Пономарёв

10. Слово на воспоминание об избавлении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры от осады протоиерей Александр Горский

Комментарии для сайта Cackle