Источник

Правило 70. О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить…

Глава 1. Те, кому вверена проповедь евангель­ская, с молением и молит­вою должны поставлять диа­конов и пресвитеров неукоризненных, заслуживших одобрение прежнею жизнью.

(Мф. 9, 37–38): «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Госпо­дина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»

(Лк. 6, 13–16): «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и на­звал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем».

(Лк. 10, 1–2): «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал дела­телей на жатву Свою».

(Деян. 1, 1–2): «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал».

(Деян. 1,23–26): «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иус­том, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Госпо­ди, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апосто­лам».

(1Тим. 3, 1–10): «Верно слово: если кто епископ­ства желает, доброго дела желает. Но епископ дол­жен быть непорочен, одной жены муж, трезв, цело­мудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляю­щий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диаволъскую. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения»

(Тит. 1, 5–9): «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недокон­ченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутст­ве или непокорности. Ибо епископ должен быть непо­рочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гнев­лив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но стран­нолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и настав­лять в здравом учении и противящихся обличать».

Глава 2. В рукоположениях не должно быть легкомысленным и приступать к оным неосмотрительно, ибо не заслужившее одобрения не безопасно. А ули­ченного в чем-нибудь надобно обнаруживать, чтобы и самому не стать сообщником во грехе и чтобы другие не претыкались, а, напротив, учились бояться.

(1Тим. 5, 22): «Рук ни на кого не возлагай поспеш­но, и не делайся участником в чужих грехах».

(1Тим. 5,19–20): «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пе­ред всеми, чтобы и прочие страх имели».

Глава 3. Избранный должен не самовольно присту­пать к проповеди, но ожидать времени Божия на то благоволения и начинать проповедь, когда велено, а проповедовать тем, к кому он послан.

(Мф. 10, 5–6): «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходи­те, и в город Самарянский не входите; а идите наипа­че к погибшим овцам дома Израилева».

(Мф. 15, 22–24): «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпус­ти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».

(Ин. 8, 42): «Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня».

(Деян. 11, 19): «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иуде­ев».

(Рим. 1, 1): «Павел, раб Иисуса Христа, призван­ный Апостол, избранный к благовестию Божию».

(Рим. 10, 14–15): «как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы?»

(1Тим. 1, 1): «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надеж­ды нашей».

Глава 4. Призванный на проповедь евангельскую должен немедленно повиноваться, а не отлагать сего дела.

(Лк. 9, 59–60): «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предос­тавь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».

(Гал. 1, 15–17): «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предше­ствовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск».

Глава 5. Не должно учить иначе.

(Ин. 10, 1–2): «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пас­тырь овцам». И несколько ниже

(Ин. 10, 7–8): «Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их».

(Гал. 1, 8–9): «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и те­перь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

(1Тим. 6, 3–4): «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает», и прочее.

Глава 6. Вверенных должно учить всему тому, что повелено Господом в Евангелии и чрез апостолов и что с сим сообразно.

(Мф. 28, 19–20): «Итак идите, научите все наро­ды, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».

(Деян. 16, 4): «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме».

(1Тим. 6, 2): «Учи сему и увещевай»

(Тит. 2, 1). «Ты же говори то, что сообраз­но с здравым учением».

Глава 7. Если тот, кому вверено слово учения Господня, умолчит что-нибудь из необходимого нуж­ного для угождения Богу, то он виновен в крови подвергающихся опасности или сделать что запрещен­ное, или недостаточно выполнить свои обязанности.

(Лк. 11, 52): «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспре­пятствовали».

(Деян. 18, 5–6): «А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычни­кам».

(Деян. 20, 26–27): «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию».

Глава 8. В рассуждении того, что не определено в Писании ясным повелением, должно увещевать каж­дого к лучшему.

(Мф. 19, 12): «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит».

(1Кор. 7, 25–27): «Относительно девства я не имею повеления Господ­ня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Со­единен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены», и прочее.

Глава 9. Непозволительно вменять в необходимость другим, чего сам не исполняешь.

(Лк. 11, 46): «и вам, законникам, горе, что налагае­те на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них».

Глава 10. Предстоятель слова должен быть для других образцом всего доброго, сам прежде исполняя, чему учит.

(Мф. 11, 28–29): «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

(Ин. 13, 12–15): «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

(Деян. 20, 35): «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать сла­бых».

(1Кор. 11, 1): «Будьте подражателями мне, как я Христу».

(1Тим. 4, 12): «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии», и прочее.

Глава 11. Предстоятель слова должен не своими только добрыми делами ограничивать свою попечительность, но собственным и исключительным делом возложенного на него попечения почитать исправле­ние вверенных ему.

(Мф. 5, 13): «Вы – соль земли. Если же соль поте­ряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».

(Ин. 6, 37–38, 40): «Всё, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца... Воля Послав­шего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную».

(1Сол. 2, 19–20): «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость».

Глава 12. Предстоятель слова должен обходить все селения и города, ему порученные.

(Мф. 4, 23): «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».

(Лк. 8, 1): «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать».

Глава 13. Всех должно призывать в послушание Евангелию, со всяким дерзновением возвещать слово и свидетельствовать об истине, хотя иные препятству­ют сему и, как бы то ни было, гонят даже до смерти.

(Мф. 10, 27–28): «Что говорю вам в темноте, гово­рите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

(Мф. 22, 8–9): «брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир».

(Ин. 18, 20): «Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего».

(Деян.5, 27–29): «Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам на­крепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

(Деян.20, 23–24): «только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совер­шить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией».

(1Сол. 2, 1–2): «Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем пропове­дать вам благовестие Божие с великим подвигом».

Глава 14. Должно молиться о преуспеянии уверовавшим и благодарить за оное.

(Ин. 17, 20–21): «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». И еще (Ин. 17, 24): «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною».

(Лк. 10, 21): «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младен­цам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение».

(Рим. 1, 8–10): «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. Свидетель мне Бог, Кото­рому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих».

(Флп. 1, 8–11): «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иису­сом Христом, в славу и похвалу Божию».

Глава 15. Добрые дела, по благодати Божией совершенные, должно делать и для других известными во славу Божию.

(Лк. 9, 10): «Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали».

(Деян. 14, 27): «Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними».

(Еф. 6, 21–22): «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служи­тель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас».

Глава 16. Должны прилагать попечение не только о присутствующих, но и об отсутствующих и все де­лать, как требует сего нужда назидания.

(Ин. 10, 16): «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».

(1Сол. 3, 1–2): «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимо­фея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвер­дить вас и утешить в вере вашей».

Глава 17. Должны внимать тем, которые призыва­ют для благотворения.

(Мф. 9, 18, 19): «Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, гово­рил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним».

(Деян. 9, 38–39): «А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр нахо­дится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними».

Глава 18. Приемлющих слово истины надобно ут­верждать в нем своим посещением.

(Деян. 15, 36): «По некотором времени Павел ска­зал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут».

(1Сол. 2, 17–18): «Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием ста­рались увидеть лице ваше. И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятство­вал нам сатана». И несколько ниже

(1Сол. 3, 1–3): «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено».

Глава 19. Любящему Господа свойственно с вели­кою приверженностью к поучаемым заботиться о них всеми мерами со всяким тщанием, хотя бы, уча и всенародно и наедине, надлежало пребывать в учении до смерти.

(Ин. 10, 11): «Пастырь добрый полагает жизнью свою за овец».

(Ин. 21, 15–17): «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих».

(Деян. 20, 7): «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хле­ба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи». И вскоре потом (Деян. 20, 11): «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и по­том вышел».

(Деян. 20, 20–21): «как я не пропустил ничего полез­ного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа».

(Деян. 20, 31): «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».

(1Сол. 2, 9): «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем рабо­тая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие», и прочее.

Глава 20. Предстоятель слова должен быть мило­серд и сострадателен, особливо к страждущим ду­шевно.

(Мф. 9, 11–13): «Увидев то, фарисеи сказали учени­кам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытаря­ми и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойди­те, научитесь, что значит: милости хочу, а не жерт­вы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но греш­ников к покаянию».

(Мф. 9, 36): «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены, и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря».

Глава 21. К вверенным должно быть сострадатель­ным и в телесных их нуждах и заботиться о них.

(Мф. 15, 32): «жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге».

(Мк. 1, 40–41): «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердив­шись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись».

(Деян. 6, 1–3): «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы, их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда две­надцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу».

Глава 22. Предстоятелю слова не должно оскуде­вать в надлежащем тщании о важнейшем, самолично исполняя с усилием маловажное.

(Деян. 6, 2): «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах». И вскоре потом (Деян. 6,4): «а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».

Глава 23. Не должно величаться, или торговать словом учения из ласкательства слушателям, в удов­летворение собственному сластолюбию или нуждам сво­им, но надобно быть такими, какими следует быть говорящим пред Богом и во славу Божию.

(Мф. 23, 5–10): «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в сина­гогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называй­тесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себя не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос».

(Ин. 7, 16–18): «Мое уче­ние – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет тво­рить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославше­му Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем».

(2Кор. 2, 17): «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как мно­гие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Бо­гом, во Христе».

(1Сол. 2, 3–7): «Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы, вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласка­тельства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апос­толы Христовы».

Глава 24. Предстоятель слова не должен употреб­лять власти своей к оскорблению подчиненных и пре­возноситься пред ними, а напротив того, степень сана своего обязан более обращать в повод к смиренномуд­рию пред ними.

(Мф. 24, 45–51): «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами сво­ими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступаю­щим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной учас­ти с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

(Ин. 13, 13–14): «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».

(Лк. 22, 24–27): «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господ­ствуют над народами, и владеющие ими благодетеля­ми называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служа­щий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий».

(Деян. 20, 17–19): «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многи­ми слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениями Иудеев».

(2Кор. 11, 19–21): «Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объ­едает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил».

Глава 25. Не должно проповедовать Евангелия из любопрительности, из зависти и соперничества с кем-нибудь.

(Мф. 12, 18–19): «Се, Отрок Мой, Которого Я из­брал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его».

(Флп. 1, 15–17): «Не­которые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование».

Глава 26. Для евангельской проповеди не должно пользоваться человеческими преимуществами, чтобы ими не затмевалась Божия благодать.

(Мф. 11, 25): «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

(1Кор.1,17): «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Хри­стова».

(1Кор. 2, 1–5): «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

Глава 27. Не должно думать, что успех проповеди производится собственными нашими примышления­ми, но всю надежду надобно возлагать на Бога.

(2Кор. 3, 4–6): «Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способ­ны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета».

(2Кор. 4, 7): «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам».

Глава 28. Кому поручена проповедь евангельская, тот не должен ничего приобретать сверх необходимого для собственной своей потребности.

(Мф. 10, 9–10): «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания».

(Лк. 9, 3): «И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды».

(Деян. 20, 33): «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не поже­лал: сами знаете».

(2Тим. 2, 4): «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику».

Глава 29. Не должно брать на себя попечения о житейском в угождение людям, которые с пристрасти­ем занимаются этим.

(Лк. 12, 13–14): «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?»

(2Тим. 2, 4): «Никакой воин не связывает себя делами житейски­ми, чтобы угодить военачальнику», и прочее.

Глава 30. Те, которые в угождение слушателям не с дерзновением возвещают волю Божию, раболепствуя пред теми, кому хотят угодить, не подчиняются уже владычеству Господню.

(Ин. 5, 44): «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?»

(Гал. 1, 10): «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христо­вым».

Глава 31. Учащий должен предположить себе це­лью всех возвести в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой, и притом каждого в собствен­ном его чине.

(Мф. 5, 48): «Итак будьте совершенны, как совер­шен Отец ваш Небесный».

(Ин. 17, 20, 21): «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

(Еф. 4, 11–13): «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

Глава 32. Враждебно расположенных должно вра­зумлять с незлобием и кротостью, ожидая их покая­ния, пока не исполнится мера попечения о них.

(Мф. 12, 19–20): «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы».

(2Тим. 2, 24–26): «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлоби­вым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».

Глава 33. Должно быть уступчивым, а не упорно нападать на тех, которые по страху и богобоязненно­сти отказываются принять к себе проповедующего слово.

(Лк. 8, 37): «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился».

Глава 34. Должно удаляться тех, которые по бесчувствию не приемлют евангельской проповеди, и не пользоваться их благодеяниями даже в необходимых потребностях тела.

(Мф. 10, 14): «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших».

(Лк. 10, 10–11): «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие».

(Деян.18, 5–6): «А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свиде­тельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам».

Глава 35. Должно удаляться людей, которые оста­ются непокорными по употреблении о них попечений всякого рода.

(Мф. 23, 37–38): «Иерусалим, Иерусалим, избиваю­щий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст».

(Деян. 13, 46–47): «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».

(Тит. 3, 10–11): «Еретика, после первого и второго вразумления, от­вращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден».

Глава 36. Со всеми и во всяком деле должно в точности соблюдать глаголы Господни, ничего не де­лая по пристрастию.

(1Тим. 5, 21): «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя со­хранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию».

Глава 37. Предстоятель слова должен все делать и говорить с осмотрительностью и по многом испыта­нии, с целью благоугодить Богу, как человек, имею­щий нужду в одобрении и засвидетельствовании даже тех, которые ему вверены.

(Деян. 20, 18–19): «вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многи­ми слезами, среди искушений». И несколько ниже (Деян. 20, 33): «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал».

(1Сол. 2, 10): «Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы, перед вами, верующими».


Источник: Творения : в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с. / Нравственные правила. 19-101 с. ISBN 978-5-91362-144-3

Комментарии для сайта Cackle