святитель Василий Великий

Слава

О, если бы человек пребыл в славе пред Богом и имел высоту не поддельную, но истинную, возвеличенный Божией силой, просветляемый Божией премудростью, увеселяемый вечной жизнью и ее благами! Но он изменил в себе вожделение Божественной славы и, понадеявшись на большее, поспешив к тому, чего не получил, потерял и то, что мог иметь. И с тех пор величайшим для него спасением, врачевством от болезни и средством возвратиться в первобытное состояние служит скромность, то есть чтобы не вымышлять самому от себя облечения какой-то славой, но искать славы у Бога. Этим только исправит он ошибку, этим уврачует недуг, через это возвратится к священной заповеди, которую оставил (1).

* * *

Ужели, презрев богатство и чувственные удовольствия поставив ни во что, погонимся за лестью и ласкательством и станем подражать пронырству и оборотливости Архилоховой132 лисицы? Человеку здравомыслящему более всего должно избегать того, чтобы жить для славы, сообразоваться с мнением большинства, а не правый разум ставить вождем жизни; но, хотя бы пришлось противоречить всем людям или за прекрасное навлечь на себя бесславие и опасности, и в таком случае не должно решаться на извращение правильно дознанного. А кто не таков, о том скажем ли, что отстает он в чем-нибудь от Египетского софиста, который, когда хотел, делался деревом, зверем, огнем, водой и всякой вещью, если только он то будет хвалить справедливое перед чтителями справедливости, то станет говорить противное, когда заметит, что одобряют несправедливость, как это в обычае у льстецов; и как говорят о полипе, что меняет цвет по цвету земли, которая под ним, так и он будет менять свои мысли, по расположению людей, которые при нем? (1)

* * *

Когда видишь на траве зелень и цвет, приведи себе на мысль человеческое естество, припоминая изображение мудрого Исаии: всяка плоть яко сено, и всяка слава человеча яко цвет травный (Ис. 40:6)133. Kратковременность жизни, непродолжительность радостей и веселий человеческого благоденствия нашли себе у пророка самое приличное уподобление. Сегодня некто цветет телесно, утучнен от наслаждений, сообразно с цветущим возрастом имеет свежую доброцветность, бодр, развязен, неудержим в стремлении, а наутро он уже жалок, или увянув от времени, или ослабев от болезни. Иной обращает на себя взоры изобилием богатства, вокруг него множество льстецов, сопровождение притворных друзей, уловляющих его благосклонность, множество сродников, которые носят на себе личину, многочисленный рой слуг, то заботящихся об его пище, то исполняющих другие его потребности, которых влачит он за собой, выходя из дому и возвращаясь домой, и тем возбуждает зависть встречающихся. Присовокупи к богатству какую-либо гражданскую власть или почести от царей, или управление народом, или начальство над войском, провозвестника, который громко взывает перед ним, жезлоносцев, которые здесь и там вселяют в подначальных сильный ужас, побои, описание имущества, взятие под стражу, темницы, что все увеличивает в подчиненных нестерпимый страх. И что же после этого? Одна ночь, или горячка, или боль в боку, или воспаление легких, похитив того человека из среды людей, сводят с позорища, и место его действия вдруг делается опустевшим, и эта слава оказывается ничем, как сновидение. Посему-то составилось у пророка уподобление человеческой славы самому слабому цветку (2).

* * *

И славу мою в прах вселит (Пс. 7:6). Святых, которые имеют жительство на небесах и сокровиществуют себе блага в вечных сокровищницах, и слава на небесах; а о людях перстных134 и по плоти живущих говорится, что и слава их вселяется в персть. Кто славится земным богатством, кто домогается кратковременной чести от людей, кто возлагает надежду на телесные преимущества, тот имеет у себя славу, но она не возникает к небу, а пребывает в персти (2).

Сказано: принесите Господеви славу и честь (Пс. 28:1)135. Как же мы, земля и пепел, великому Господу приносим славу? Как приносим Ему честь? Мы приносим славу добрыми делами, когда дела наши бывают светлы перед человеками, и люди видят дела наши, и прославляют Отца нашего, который на небесах (см. Мф. 5:16). А также можно прославить Бога целомудрием и святостью, к какой обязаны давшие обет благочестивой жизни, как увещавает нас Павел, говоря: прославляйте Бога в телах ваших (1Кор. 6:20). Этой-то славы требует Господь от верующих в Него и почтенных даром сыноположения; ибо говорит: Сын чтит отца... и если Я – Отец, то где почтение ко Мне? (Мал. 1:6). А честь приносит Богу, по слову Притчи (Мал. 3:9), кто чтит Бога от праведных своих трудов и дает Ему начатки от плодов своей правды. Также всякий, кто богословствует по предписанному, чтобы не отпасть от правого разумения об Отце, и о Божестве Единородного, и о славе Святого Духа, приносит Господу славу и честь. Возвеличивает же славу тот, кто может показать законы, по которым все создано, по которым все содержится, по которым после здешнего домостроительства все приведется на суд. Кто смог сам созерцать все в подробности, в ясных и неслитных представлениях, и после того, как сам созерцал, может и другим изобразить благость Божию и праведный суд Его, тот приносит Господу славу и честь, равно как и тот, кто проводит жизнь, сообразную с таковым созерцанием, потому что свет его светится перед человеками, и Отец небесный прославляется от него и словом, и делом, и всякого рода доблестями. Но не приносит Господу славы и чести, кто пристрастен к славе человеческой, кто уважает деньги, кто дорого ценит плотские удовольствия, кто дивится учениям, чуждым богочестия: ибо как добрыми делами приносим славу Господу, так худыми делами производим противное. Что говорит Господь грешникам? Имя Мое вас ради хулится во языцех (Ис. 52:5)136. А апостол говорит еще: преступлением закона бесчестишь Бога (Рим. 2:23). Ибо оскорбление законодателю – презрение и пренебрежение законов. Если в доме худое устройство, потому что в нем гнев и крик, обида и смех, роскошь и расточительность, нечистота и наглость, то бесчестие и стыд за все происходящее в доме падает на владеющего им. Из этого да уразумеем, что как добрыми делами прославляется Бог, так делами порочными славится враг. Когда отниму члены у Христа, сделаю их членами блудницы (1Кор. 6:15); тогда и слава от Спасшего меня перенесена будет мною на погубившего меня. И неверующий славу нетленного Бога изменяет в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (Рим. 1:23). Также воздающий честь и служащий твари вместо Творца приносит славу не Богу, но тварям. Поэтому кто говорит, что тварь есть нечто, и кланяется ей, тот да знает, куда будет вчинен жребий его. Итак, убоимся, чтобы, грехом своим доставляя славу и похваление диаволу, не подвергнуться нам вечному с ним стыду. А что грех наш обращается в славу тому, кто внушает его нам, уразумей это из подобия. Два военачальника вступают в сражение. Когда побеждает одно войско, предводитель его приобретает славу, а когда одерживает верх противное войско, вся честь принадлежит полководцу этого другого войска. Так в добрых делах твоих прославляется Господь, а в противных – противник. Не представляй, что враги далеко, и на военачальников смотри не издали, но обрати взор на себя самого и найдешь совершенную верность подобия. Ибо когда ум борется со страстью и своим усилием и внимательностью одерживает верх, тогда торжествует он победу над страстью, и успехом своим как бы увенчивает самого Бога, а когда, ослабев, поддается сластолюбию, тогда, сделавшись рабом и пленником грехов, доставляет врагу случай к похвальбе, превозношению и высокомерию (2).

* * *

Как несомненно душе увериться, что она далеко от славолюбия?

Когда повинуется Господу, сказавшему: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16), – и апостолу, который заповедал: итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор. 10:31), чтобы благочестивый, не домогаясь ни настоящей, ни будущей славы, но предпочтя всему любовь к Богу, сверх предложенного выше имел дерзновение сказать: ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:38, 39), Который сказал: не ищу Моей славы (Ин. 8:50), и: говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен (Ин. 7:18) (5).

* * *

132

Архилох (род. в 650 г. до Р. Х.) – древнегреческий поэт, в своих стихах брал за образец Гомера.

133

В русском переводе: всякая плоть – трава, и вся красота ее, как цвет полевой.

134

Персть – прах, земля.

135

В переводе П. Юнгерова: воздайте Господу славу и честь.

136

В русском переводе: имя Мое бесславится.



Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Сладострастие преподобный Ефрем Сирин

2. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – СЛАДОСТРАСТИЕ (См. также СТРАСТИ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

3. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Павел (апостол) святитель Григорий Богослов

4. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – НЕВИННЫЕ святитель Иоанн Златоуст

5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ВСЕМОГУЩЕСТВО БОЖИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

6. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Врачевание святитель Тихон Задонский

7. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве – Глава 28. О том, что настоятель должен с отеческим доброжелательством устраивать нужное для пребывающих в послушании святитель Василий Великий

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XII – Козьмин Осип профессор Александр Павлович Лопухин

9. Библейская энциклопедия – Елиаония архимандрит Никифор (Бажанов)

10. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 40. О клевете преподобный Антиох Палестинский

Комментарии для сайта Cackle