святитель Василий Великий

Страх Божий

Да боится Господа вся земля (Пс. 32:8)! Поскольку страх Господень – начало чувства (Притч. 1:7), то мудрствующих земное должен вразумлять страх. И страх, как предуготовитель к благочестию, допускается по необходимости; последующая же за ним любовь усовершает тех, которые образовались в училище страха. Поэтому псалом всей земле предписывает страх. Сказано: да подвижутся же от Него вси живущии по вселенней (Пс. 32:8)158, то есть всякое движение, совершаемое или мысленно, или телесным действием, да происходит в них согласно с Божией волей. Так разумею слова: да подвижутся от Него, то есть ни глаз да не движется без Бога, ни рука да не движется без Бога, ни сердце да не помышляет чего-либо, не благоугодного Богу. И вообще ничем другим да не подвижутся; ничто, кроме страха Божия, да не приводит их в движение (2).

* * *

Если страх не управляет нашей жизнью, то невозможно произойти освещению в теле. Ибо сказано: пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс. 118:120)159. Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехом. Потому нет недостатка у боящихся Его (Пс. 33:10), то есть удерживаемый страхом от всякого неприличного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе. Как по телу не совершен тот, у кого недостает какого-либо необходимого члена, но в том самом и не совершен, чего недостает ему, так не радящий и о единой заповеди через неисполнение бывает уже несовершен по причине этого недостатка. А кто усвоил себе совершенный страх и всего боится из богобоязненности, тот ни в чем не согрешит, потому что ничего не презирает; и он не потерпит недостатка, потому что во всяком случае непрестанно с ним страх (2).

* * *

Как новоначальным в благочестии полезнее обучение при помощи страха, по наставлению премудрого Соломона, сказавшего: начало премудрости страх Господень (Притч. 1:7); так вам, вышедшим из младенчества о Христе, не имеющим уже нужду в молоке и способным твердой пищей догматов усовершать себя по внутреннему человеку, потребны обширнейшие заповеди, по которым достигается вся истина любви о Христе, а именно вам нужно блюстись, чтобы обилие даров Божиих не сделалось для вас причиной тягчайшего осуждения, если будете неблагодарны к Благодетелю; ибо сказано: от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48) (5).

* * *

Как можем прийти в страх судов Божиих?

Ожидание всего опасного естественным образом производит страх. Так боимся и зверей, и начальников, ожидая от них испытать что-нибудь худое. Потому, если кто поверит, что угрозы Господни истинны, и будет ожидать, что изведает их самым ужасным и бедственным образом, тот убоится судов Божиих (5).

* * *

Блаженна душа, которая день и ночь не имеет другого попечения, кроме того одного, как в великий тот день, когда вся тварь предстанет Судии дать отчет в делах своих, и ей, не затрудняясь, отвечать за жизнь свою. Кто имеет у себя перед глазами этот день и час и всегда помышляет об оправдании на непогрешительном Судилище, тот или вовсе не согрешит, или согрешит весьма мало, потому что грешим мы по отсутствию в нас страха Божия. А в ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому живущий в нем страх не дает времени впадать в поступки или помышления необдуманные. Итак, памятуй о Боге, имей в сердце страх Божий и принимай всех в общение молитв. Ибо велика помощь от тех, которые могут умилостивить Бога. И ты не переставай делать это. Ибо молитва будет нам и добрым помощником в этой жизни, пока живем в этой плоти, и отходящим отсюда послужит достаточным напутствием к будущему веку.

Но как заботливость есть дело доброе, так опять уныние, отчаяние и безнадежность во спасении вредят душе. Потому уповай на благость Божию и ожидай от Бога заступления, зная, что, если обращаемся к Нему как должно и искренно, не только не отринет нас вовсе, но пока еще произносим слова молитвы, скажет: «Вот Я!» (6).

* * *

158

В русском переводе: да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной!

159

В переводе П. Юнгерова: утверди плоть мою в страхе Твоем.


Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Комментарии для сайта Cackle