святитель Василий Великий

Глава 24. О том, что подвижнику не должно домогаться почестей и отличий

Почестей нисколько не должно домогаться подвижнику. Ибо если за труды и заслуги ищет он воздаяний здесь, то жалок тем, что чрез временное вознаграждение теряет вечное. Если же вознамерился он подвизаться здесь, а венцы получить на небе, то должен не только сам не домогаться почестей, но бегать и отказываться от тех, какие ему воздают, чтобы здешняя почесть не послужила к умалению тамошней славы. Ибо настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам, как и великий Павел, приближаясь к скончанию в здешней жизни и к переселению в жизнь тамошнюю, говорит: «подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох; прочее... соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь не здесь, но в день он, праведный Судия» (2Тим. 4, 7–8). И еще Спаситель говорит: "в мире сем скорбни будете» (Ин. 16, 33); и опять тот же Апостол говорит: «многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян. 14, 22). Поэтому если хочешь царствовать в будущем веке, то ищи здесь не упокоения, не почести, а напротив того, если в настоящее время и скорби потерпишь за слово, то есть за истину, знай, что впоследствии будешь царствовать. Ибо сия награда определена за здешнюю скорбь, подъятую ради доброго. Если же не терпишь скорбей, то не ожидай и тамошних венцов, как не выходящий здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов.

Посему подвижник нимало да не домогается почестей и предпочтения другим. Ибо «всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк. 14, 11). Если подвижник будет возноситься, то есть у него тяжкий и сильный смиритель, который может низвести до ада. Если же будет смиряться, то блистательно и величественно будет вознесен, потому что Бог собственною силою возвышает смиренного. Итак, подвижник, жди Того, Кто прекрасно возвышает, и никак не малодушествуй ради настоящего. Ибо ты борец и делатель Христов, условившийся целый день провести в борьбе и претерпеть зной целого дня (Мф. 20). Почему же, не исполнив еще меры дня, домогаешься упокоения? Дождись вечера, предела здешней жизни, и тогда Домовладыка придет и отсчитает тебе плату. Ибо вечеру бывшу, сказал господин винограда к приставнику своему: «призови делатели и даждь им мзду» (Мф. 20, 8), а не в полдень, не при начале найма. Посему жди предела жизни и тогда достойно примешь награду; теперь же люби последнее место, чтобы тогда получить первое.



Источник: Творения : в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с. / Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. 320-376 с. ISBN 978-5-91362-144-3

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Случай святитель Василий Великий

2. Опровержение Евномия – Книга одиннадцатая святитель Григорий Нисский

3. Стихотворения исторические – Раздел II. О других святитель Григорий Богослов

4. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 40. О клевете преподобный Антиох Палестинский

5. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

6. Книга пророка Иеремии – Глава 24 преподобный Ефрем Сирин

7. Защитительное слово против ариан святитель Афанасий Великий

8. Библейская энциклопедия – Пилтай архимандрит Никифор (Бажанов)

9. Письма – 540. Наше спасение совершается посреди страха и надежды. Необходимо повседневное внимание и забота о своем вечном спасении преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Книга толкований на пророка Наума – Глава II преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

Комментарии для сайта Cackle