Источник

Двунадесятые праздники в литургическом освещении

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(В литургическом изображении)

Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В надписаниях стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов святых Анатолия, Германа и Патриарха Сергия, святого Андрея, Архиепископа Критского, Стефана Святоградца. Каноны надписаны именами преп. Иоанна Дамаскина и св. Андрея Критского.

Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы.

История праздника у них передается сжато, но во всех основных подробностях и сходно с древними апокрифическими сказаниями об этом событии.

Использование апокрифов знаменитыми песнопевцами в церковно-богослужебном творчестве, косвенно свидетельствует о достоверности апокрифических сказаний, касающихся передачи главных событий жизни Богоматери и сомнительности лишь некоторых апокрифических подробностей в сказаниях.

Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.

Группировка богослужебных идей рассматриваемого праздника намечается самым историко-догматическим содержанием их. Применительно к этому мы изложим прежде историю Рождества Богородицы и после определим его догматическое значение.

Божия Матерь родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны, не имевших детей до глубокой старости. Иоаким происходил из рода Давидова, Анна – из рода Аарона839.

Бездетная супружеская чета отличалась праведностью, благочестием и благодатным целомудрием840. При всей непорочности личной жизни она долго несла тяготу поношения за бесчадие со стороны единоплеменников841. Однажды прав. Иоаким, по случаю какого-то праздника, приносил в Иерусалимский храм дары. Первосвященник не хотел принимать от него приношений, как от человека, отвергнутого Богом и наказанного бездетностью за грехи. Незаслуженная обида потрясла Иоакима. Он ушел в горы близ Иерусалима и там изливал свою скорбь в молитве к Богу.

Поношение мужа оплакивала в своем доме и св. Анна. Облегчение в печали она искала естественно в молитвенном устремлении к Богу и просила Его даровать чадо. Молитва обоих супругов вошла в слух Господа Саваофа. Ангел, по Божию повелению, возвестил им о предстоящем рождении у них дочери и они действительно получили свыше силу деторождения. Неплодная Анна зачала дитя от Иоакима и по истечении естественного срока чревоношения родила Преблагословенную Марию – Богородицу842.

Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные Аннины ложесна отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику жизни843.

Так Богосыновним мановением св. Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос – Богородицу844.

Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил в слух всех: «Мне родился жезл, от которого прорастет цвет – Христос»845. Праведная же Анна, кормя Младенца своим млеком, была готова «от радости плескать руками»846 и говорила мысленно: «неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы... Сорадуйтесь мне, все сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение»847.

Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. С наступлением Ей трех лет они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и воскормления рукою Ангела848.

Говоря библейски – от Анны, малого чертога, – родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения849.

Рождество Пресвятой Богородицы многозначительно для всего человечества, торжественно чтится во вселенской Церкви по устроению Сына Божия850. Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания851.

Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды – Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле852.

В Лице Пресвятой Марии благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу853, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем854.

Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни855. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Спасителя Христа856. Как Дверь Единородного Сына Божия Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле857. Ввиду этого, Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает шум празднующих и созидает церковное благолепное торжество858.

Весть о том, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы859. Отлагая печаль, они побуждаются говорить: «Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы»860. Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием: «Мне родилось ныне Избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз»861. Подобно Адаму и Еве о рождении Пресвятой Марии радуется праотец Ее Давид и объявляет всем: «Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство»862.

С приведенным общим упоминанием о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.

В богослужебных песнях и тропарях праздника, например, высказывается мысль, что чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства863. Для склоняющихся к аду Она – мост жизни864. Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь865. Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением866 и, как непорочная Агница привела в наше существо Агнца – Христа867. От Нее родился Богомладенец – Огнь по Божеству и Отчее Слово868 и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом869.

Некогда уста Патриарха Иакова, благословлявшего сына своего Иуду, назвали Богородицу – Летораслью, произращающей Сына Божия действием Св. Духа870.

Пречистая действительно была Посредницей Боговоплощения, Ее, во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее871. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира872.

После всего сказанного становится понятною причина всемирного почитания зачатия, рождения и пелен Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения873.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(По изображению церковных песнопевцев)

История Введения во Храм Пресвятой Богородицы, излагаемая в церковных песнопениях и канонах, представляет святоотечески выверенное и принятое всей Православной Церковью древнее предание.

В надписаниях тропарей и стихир на данный праздник упоминаются имена их составителей – св. Георгия, Архиепископа Никомидийского, Леонта Маистора, Сергия Агиополита и Василия, составившего второй канон на утрени. Названные авторы связывают историю «Введения» с библейскими пророчествами Ветхого Завета. При этом они опускают в повествовании многие мелкие фактические детали освещаемого события, останавливаясь исключительно на его одних существенных моментах.

Св. Георгий, Архиеп. Никомидийский, вносит в свой канон на «Введение» диалогическую беседу прав. Анны с великим священником Захарией. В этой беседе он приводит собственно общебогословские рассуждения о величии Пресвятой Богородицы. Догматическая терминология св. Георгия явно позднейшего происхождения. Сделать упомянутую вставку его побудило свидетельство предания о действительном озарении Захарии Св. Духом пред введением Богоотроковицы во храм. Отсюда диалог был необходим св. Георгию, как переход к дальнейшему развитию повествования о вхождении Пречистой внутрь Святого Святых.

Возвышенный язык церковных песнопений во славу Богоматери умилительно изображает историю настоящего праздника, равно и пути Божьего Промысла, подготовившего Святую Деву к Богоматеринству.

По свидетельству канонов на «Введение» родители Пресв. Богородицы – Иоаким и Анна долгое время были бездетны. Уже в глубокой старости Бог даровал им силу деторождения и через Ангела обрадовал их извещением о рождении у них Чада. Обещание Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила Дочь по имени Марию874. Осчастливленные родители дали обет посвятить Ее на служение Богу, как непорочную жертву.

Когда Марии исполнилось три года, тогда праведные Иоаким и Анна решили привести Ее на жительство в храм, чтобы осуществить свое обещание875.

Пресвятая Мария, еще младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле876.

В один из дней праведная Анна пригласила в свой дом близких знакомых и родных, а также много Назаретских девиц. В предшествии их Она вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, повела свою святую Дочь в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением псалмов шли девицы в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. Между прочим они пели и тот псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и шествии вместе с Нею дев и близких Ее877.

В буквальном пророчестве Давида Пречистая Дева называется Царицей, предстоящей в храме Царю и Богу. «Вслед за Ней, – говорит Давид, – приведутся Царю девы. Они входят в Царский Чертог»878.

На пути в Иерусалим праведные Иоаким и Анна внутренне ликовали при мысли, что они удостоились принести Богу самый дорогой дар – единственное дитя. Ободряя Пресвятую Марию, Анна время от времени говорила Ей: «Дитя! Ты идешь к Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему жертвой и благовонным фимиамом879. Трехлетняя Богоотроковица не могла сама проходить все многоверстное расстояние от города Назарета до Иерусалима. Поэтому праведная Анна большей частью несла Ее на руках880.

Но вот, наконец, путники достигли цели путешествия и подошли к великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении священников вышел первосвященник Захария, – отец Предтечи, сын Варахиин881.

В богослужебном тропаре Захария называется первосвященником и великим архиереем не в смысле его первосвященнического достоинства, а как начальник иереев в своей чреде. При виде Захарии праведная Анна воскликнула: «Прими, Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков и введи Ее в храм для священного воспитания»882. «Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя... Я – раба Бога, с верою призывала Его и спросила у Него этот плод моего чрева. – Теперь я привожу Дочь Давшему Ее»883.

Захария, исполнившись Св. Духа, сказал Анне: «Твой поступок поистине законен. Но я проразумеваю здесь нечто чудное. – Приводимая в Божий Дом превосходит Святое Святых»884. «Ты вводишь истинную Матерь жизни – Богородицу. Именно о Ней Божий пророки светло проповедывали, что Ее вместит этот храм»885.

На слова первосвященника Анна ответила: «И я уразумеваю изрекаемое тобой. Ты Божиим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей. Прими Ее в храм»886.

Тогда Захария благословил Пресвятую Марию и воскликнул: «Нам возжглась светоносная Свеча. Она воссияет всем в храме величайшую радость. Да сорадуются мне души пророков, видя совершение преславного события в Божием Доме»887. «Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем. Я познал и уверовал, что из Тебя родится Бог Слово»888. «Ты, пришедшая в обитель Царя всех, чтобы освятиться... есть радость всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселись, Иоаким и Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить Божественного Тельца»889.

Сказав эти слова, Захария, будучи от благодатного восхищения вне себя, взял Богоотроковицу Марию за руку и повел Ее прежде во святилище, а затем во Святое Святых890.

Вхождение Пречистой в недоступное людям место храма было богоугодно, боголепно и со славою. Сами ангелы, созерцавшие описанное чудное зрелище891, удивились поступку Захарии.

Церковные песнопевцы, отмечая данный факт, также выражают свое изумление многими восторженными словами.

«Ныне, – говорят они, – святая и непорочная Мария Святым Духом вводится во Святое Святых, как одушевленный кивот Христов892, и хвалятся святые Давид, Моисей и Иуда. От их корня изрос такой чистый плод – Дева»893. «Ныне Св. Дух написует в Божием Доме знаки уневещения Богу Отроковицы и Бог принимает Ее от людей в ознаменование их последующего примирения и обновления»894.

«Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и пречистый Храм Спасителя, совводит с Собой в Дом Господа благодать... и концам земли воссиявает радостную весну»895. «Она предызображает Своим явлением и начинающееся исполнение Божьего Промышления»896.

Литургические замечания о введении во храм Пресвятой Марии показывают, что на Ней исполнились предсказания пророков. Она подлинно просветила благодатию Иерусалимский храм, принявший Ее, как диадиму Царя Христа897.

Богоизбранная Богоневеста была введена во Святое Святых в силу беспримерного и высочайшего Своего достоинства. Трехлетняя возрастом, Она была многодетна духом и совершенна душой, приняв с любовию родительское предложение о поселении при храме898.

Подзаконное Святое Святых радовалось, подняв Ее, Источника нашей Жизни899.

Получив от первосвященника позволение молиться во Святом Святых, Богоотроковица здесь ежедневно принимала небесный хлеб из рук Архангела Гавриила, служившего Ей по Божию велению900.

Образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Марии при храме был так же необычен, как необычайно было и Ее рождение от бесплодных престарелых родителей901. В Лице Ее Трисолнечный Свет Бог, как бы от одного Солнца возжег здесь благодатно Богородицу и непрерывно божественно осиявал Ее Троичным Светом902.

Всенепорочная воспитывалась в храме собственно Божественною благодатию. Созерцание явно вселившегося в Нее Св. Духа изумляло самих небесных ангелов903.

По словам церковной песни, приосенение благодатию Богоотроковицы в недоступной людям части храма предвидено было еще пророком Аввакумом. Пророк за изобилие благодати и процветание добродетелями назвал Пресвятую Богородицу горой, приосеняемой лесной чащей904.

Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания, богослужебного пения, чтения молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце услаждалось благодатию. Пресвятая Мария в полном смысле этого слова была благодатным домом и хранительницей тайн несказанного духовного устроения905.

Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Св. Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Хлеба жизни – воплощенного Отчего Слова.

Введение во храм Девы Марии было началом Ее предобручения Духом Богу и Отцу в храм Отчему Слову906.

Богослужение на праздник «Введения», содержание вышеизложенных тропарей и песнопений, не только вводит в живое созерцание Пречистой Девы во храме, но и учит Ее прославлять и Ей горячо молиться907.

Чрез Нее мы примирились с Богом и Ее молитвами спасаемся908.

Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла909.

* * *

839

Рожд. Богород. утра, Седален по 2 стихосл., 1 Канон, 2 тр. 5 п.

840

Рожд. Богород. утра, 3 хвалитная стихира.

841

Рожд. Богород. утра, Кондак по 6 п. Канона.

842

Рожд. Богород. Вел. вечер., 2 стиховн. стихира; утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п.. Икос по 6 п.; 2 Канон, 3 тр. 1 п., 4 тр. 5 п.

843

Рожд. Богород. Велик, вечер., 2 стихира на Литии; Утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п., 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 1 тр. 8 п.

844

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 2 и 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п., 2 хвалитная стихира.

845

Рожд. Богород. утра, Седален по Полиелее.

846

Рожд. Богород. Велик, вечер., 3 стиховная стихира.

847

Рожд. Богород. Вел. вечер., 3 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 2 тр. 7 п.

848

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 1 тр. 1 п., 1 тр. 3 п., 1 тр. 6 п.

849

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.

850

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.

851

Рожд. Богород. Мал. вечер., 5 стихира на Господи воззвах.

852

Рожд. Богород. Мал. вечер., тропарь праздника.

853

Рожд. Богород. Велик, вечер., 6 стихира на Господи воззвах.

854

Рожд. Богород. Мал. вечер., 1 и 2 стихиры на Господи воззвах, 1 стиховная стихира; Велик, вечер., 4 стихира на Господи воззвах.

855

Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах, 4 и 5 стихиры на Литии; утра, 1 Канон, 1 тр. 8 п.

856

Рожд. Богород. Велик, веч., 2 стихира на Господи воззвах.

857

Там же, 3 стихира на Господи воззвах.

858

Рожд. Богород. Велик, вечерня, 6 стихира на Господи воззвах; 3 стихира на Литии, 4 стиховная стихира.

859

Рожд. Богород. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира.

860

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 3 тр. 7 песни.

861

Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален по 3 п. Канона.

862

Рожд. Богород. утра, Седален по 1 стихосл., 2 Канон, 3 тр. 4 п.

863

Рожд. Богород. утра, 1 Канон, 2 тр. 1 песни.

864

Там же, 1 Канон, 3 тр. 1 песни.

865

Рожд. Богород. Велик, веч., 4 стихира на Литии.

866

Там же, 3 стихира на Литии.

867

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 1 песни.

868

Там же, 6 тр. 1 п., 6 тр. 5 п., 6 тр. 6 п.

869

Там же, 2 Канон, 2 тр. 9 п.

870

Там же, 1 тр. 4 п.

871

Там же, 2 Канон, 5 тр. н6 п.

872

Рожд. Богород. утра, Светилен по 9 п. Канона.

873

Рожд. Богород. утра, 2 Канон,4 тр. 6 п., 3 тр. 9 п.; Великая вечерня, 5 стихира на Литии.

874

Введен, утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п., 2 Канон, 6 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.

875

Введен, утра, 2 Канон, 5 тр. 4 п.

876

Введен, утра, 2 Канон, 4 тр. 4 п.

877

Введен. Велик, вечерня, 2 и 5 стихиры на Господи воззвах, 1 стихира на Литии, 3 стиховн. стихира; утра, 1 хвалитная стихира.

878

Псал. 44,15–16; Введен. Велик, вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален по 3 п. Канона, 1 Канон, 2 тр. 3 п.

879

Введен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.

880

Введен, утра, Седален по 1 стихословии.

881

Введен, утра, 2 Канон, 7 тр. 3 п.

882

Введен. Вел. вечерня, 6 стихира на Господи воззвах.

883

Введен, утра, 1 Канон, 1 и 3 тр. 8 п.

884

Там же, 1 Канон, 4 тр. 8 п.

885

Там же, 1 Канон, 2 тр. 8 п.

886

Там же, 1 Канон, 5 тр. 8 п.

887

Введен. Малая вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; утра, 1 Канон, б тр. 8 п.; 8 припев на 9 песни.

888

Введен. Велик, вечерня, 1 стиховн. стихира.

889

Введен. Вел. вечерня, 4 стихира на Литии; утра, 1 Канон, 2 тр. 5 п.; 2 Канон, 3 тр. 5 п.

890

Введен, утра, 2 Канон, 3 тр. 8 п.

891

Введен, утра, Канон, 1, 2, 3, 5 и 7 припевы на 9 песни.

892

Введен. Вел. вечерня, 1 и 4 стихиры на Господи воззвах.

893

Введен, утра, 2 Канон, 2 тр. 8 песни.

894

Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 5 п.

895

Введен, утра, Кондак по 6 п., 1 Канон, 4 тр. 5 п., 1 и 2 тр. 7 п.

896

Тропарь Введению, Велик, вечерня, 4 стихира на Литии, Мал. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.

897

Введен, утра, 1 Канон, 4 тр. 6 п.

898

Введен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах; утра, 2 Канон, 4 тр. 3 п., 5 тр. 3 п., 5 тр. 6 п.

899

Введен. Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.

900

Введен. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира, Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах.

901

Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 5 п.

902

Введение Мал. вечерня, 4 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 8 тр. 3 п.

903

Введен. Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах.

904

Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 4 п.

905

Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 4 п., 3 и 5 тр. 7 п.

906

Введен, утра, 3 хвалитная стихира.

907

Введен, утра, 2 Канон, 6 тр. 3 п., 7 тр. 4 п.

908

Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.

909

Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах; утра, 1 Канон, 3 тр. 1 п., 1, 2 и 6 тр. 9 п.


Источник: Чтения по литургическому богословию / Епископ Вениамин (Милов). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 254 с. - (Серия Православное богословие). ISBN 978-5-7533-0694-4

Комментарии для сайта Cackle