Библиотеке требуются волонтёры

Литургическое учение об Ангелах

Бог-Троица от века предначертал ангелам быть зрителями божественной славы и исполнителями Своего пресвятого и вседейственного хотения.

Восхотев явить пучину благости, Он всесильным мановением и повелением создал ангельские лики и соделал их уделом Свои дарования45.

Святые ангелы являются украшениями Троицы. Освещаемые Ее сиянием, они славят Ее непрестанно46.

Если мыслить о творении Ангелов Богом-Троицею, то следует сказать, что Бог Отец сотворил или составил ангельские природы Сыном и Духом. Ангелы принимают светоявление от Бога Отца через Слово Отчее в Духе Святом и неиссякаемой любовью желают неуклонно служить Создателю47.

Они – подобия благости Божией48 и всегда видят Божию трисолнечную красоту49. Через Божие Слово им сообщаются сила нетления и слава бессмертия50. Излиятель трисолнечного озарения ангелам есть Дух Святой51. Браздами Его вышние силы управляются52 и научаются почитать Единое Трехличное Божество53.

Выражение богословия о просвещении ангелов «через Христа» ближайшим образом означает то, что Христос, Сын Божий по Отчей воле в Духе Святом, украшает бесплотных духов нескончаемой светлостью54, красотой55. Ангелы предстоят Ему с крайним желанием56 и радостно служат57.

Приближение к Богу – Первожизни и просвещение от Него лучами трисолнечной красоты58, наполняет ангельские природы вечно сияющим светолитием59, чудно насыщает и воспламеняет любовью к Богу60. Бесплотные светоносны чувственно отображают в себе, как в зеркале, Божественную чистоту61, мысленно просвещаются превышними разумениями62 и огненными языками воспевают Бога63.

Сердца их исполнены от осияния сыновнего страха пред Богом64, истинного смирения65 и чрезвычайного благоговения66. Воля их жаждет всегда быть в Боге67 и приобретает по благодати твердость неотпадения от Бога.

Ангельских чинов – девять или три третицы во образ Св. Троицы68.

Первая триада бесплотных духов – серафимы, херувимы и престолы. Они предстоят престолу Божию, подъемлют зари начальства от Бога чрез осияния непосредственно, а не по ходатайству о том и преподают божественную светлость прочим ликам ангелов69. Серафимы, в восхищении божественной любви, воспевают священными устами Пресвятую Троицу, херувимы приводятся светолитием к Божественной мудрости, престолы – разумно наслаждаются премирным блистанием70.

Первая третица ангелов богоподобно и с любовию просвещает вторую третицу бесплотных чинов71, то есть, власти, господства и силы. Облистание Божества делает ангельские природы во второй третице могучими по крепости, сильными и сообщает им власть и государственное начальство в Божием тварном мире72. Они несмолкаемо песнословят Божию силу73.

Третья третица бесплотных духов – начала, архангелы и ангелы, наслаждаясь озарениями, все свое желание с любовию и совершенно преклоняют к Богу74 и предстоят Ему служебно75. Они твердо хранят своим предстательством порученные их блюстительству Церкви на земле76 и отдельных верующих во Христа77 и молятся о вселенной. По Божию повелению, ангелы своею благодатию отгоняют от людей тьму коварных бесов и наставляют руководимых ко свету спасения78. Обходя концы всей земли, ангелы назирают, охраняют верующих, боговидно просвещают их души и приносят им благодеяния Владыки Христа79, применительно к сердечной чистоте и прилежанию каждого из них о личном спасении80.

Велика сила бестелесных ангелов-хранителей, наставляющих людей ко спасению и чрез себя подающих им Божию светлость81. Христиане, прибегая под ангельский кров, от ангелов озаряются вторым сиянием82.

Приведенное церковно-литургическое указание о св. ангелах в общем содержит прямые библейские мысли и святоотеческое толкование их, но в силу особых задач песнотворчества не дает исчерпывающей ангелологии.

В канонах, посвященных прославлению бесплотных сил, нет обстоятельного указания на особенность служения Богу каждого ангельского чина или лика. Определения благодатных состояний ангелов, при всей краткости, исполнены глубокого проникновения в их переживания и действия среди спасаемого Богом человечества.

АНГЕЛЫ

Ангелы сотворены прежде всякого творения, как говорит и св. Григорий Богослов: «Во первых, мыслит Бог ангельские, небесные силы; и мысль стала делом». Надлежало прежде быть созданну мысленному естеству, потом чувственному и, наконец – человеку, одному из обоих83. В природе ангелов нет ничего вещественного. Они – светы вторые, мысленные, имеющие просвещение от первого безначального Света, но нуждаются в языке и слухе, но без произношения слова языком передают друг другу помышления и желания84. Очевидно, взаимное общение ангелов духовно и мысленно.

Как умы ангелов не описуемы, подобно телам, при чем по естеству своему не имеют вида или образа и трех измерений. Они мысленно бывают присущи и действуют там, где им повелено и не могут в одно и то же время действовать здесь и там85.

Следовательно, когда ангелы посылаются на землю, их нет на небе. Бывая же на каком-либо месте, бывают не так, чтобы очерчивались какою-либо формою, протяженною в высоту, длину и ширину. Таких измерений они не имеют, не имеют и вида, свойственного телам. «Бестелесное естество, – говорит преп. Иоанн Дамаскин, – не имеет вида, чтобы быть объяту телесно»86.

В известном месте оно присуще, действует, но не занимает места и не обнимается. «Оно мысленно присуще в известном месте и мысленно представляется там, где действует»87.

* * *

45

О. I., 4 гл. Нед. веч., 4 и 5 стихиры на Госп. воззвах.

46

О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.,3 тр. 9 п.

47

O. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 7 п.

48

О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 8 п.

49

О. I., 3 гл. Нед. вечера, 6 стихира на Госп. воззвах.

50

О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 1 п.

51

О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.

52

O.I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.

53

О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 5 п.

54

O. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.

55

O. II., 6 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 7 п.

56

О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.

57

Там же, 4 тр. 1 п.

58

О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 и 3 тр. 8 п.

59

О. I., 4 гл. Нед. веч., 4 и 5 стихиры на Госп. воззвах.

60

О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 1 п.

61

Там же, 3 тр. 1 п.

62

Там же, 2 тр. 4 п.

63

О. II., 5 гл. Нед. веч., 4 стихира на Госп. воззвах.

64

О. II., 5 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах.

65

Там же, 6 стихира на Госп. воззвах.

66

O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.

67

O.I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.

68

О. I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.

69

О. I., 2 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах; 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.

70

О. II., 7 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1, 2 и 3 тр. 5 п.

71

O. I., 2 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 5 п.; О. II., 7 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 3 п.

72

O. II., 7 гл. Понед.утра. Кан. беспл., 1 и 3 тр. 6 песни.

73

О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 5 п.

74

O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 1 тр. 8 п. О. I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 1 п.

75

Там же, 2 тр. 3 п.

76

O. II., 8 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 1 тр. 3 п.

77

O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 8 п.

78

О. II., 5 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах.

79

Там же, Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.,1 тр. 5 п., 3 тр. 6 п.

80

О. I., 2 гл. Нед. веч., 6 стихира на Госп. воззвах.

81

О. I., 3 гл. Нед. веч., 6 стихира на Госп. воззвах; Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.

82

Там же, 3 тр. 9 п. ср. О. II., 8 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 9 п.

83

Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.

84

Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 3.

85

Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 3.

86

Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.

87

Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.


Источник: Чтения по литургическому богословию / Епископ Вениамин (Милов). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 254 с. - (Серия Православное богословие). ISBN 978-5-7533-0694-4

Комментарии для сайта Cackle