Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Для чего Господь во время Преображения явил пред учениками славу Свою

6 (19) августа

(Преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)

Известно, что Господь, во время земной жизни Своей, однажды взял с Собою троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на гору Фавор и там, преобразившись, явил пред ними славу Свою. Во время молитвы лицо Его просияло, как солнце, одежда Его сделалась белою, как снег, Ему явились во славе Моисей и Илия, и, наконец, светлое облако покрыло Апостолов, и из облака послышался голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте (Мф. 17, 5).

Не желаете ли знать, братие, для чего Господь преобразился именно пред учениками Своими и для чего явил им славу Свою? Если желаете, то выслушайте со вниманием, как решает этот вопрос преподобный отец наш Ефрем Сирин.

«Своим Преображением, говорит он, Господь показал ученикам, как хочет прийти в день последний во славе Божества Своего и во плоти Своего человечества. Он возвел их на гору, чтобы показать, кто Сын и чей. Ибо, когда спрашивал их: кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческого? Они отвечали Ему: овии Илию, друзии же Иеремию или единаго от Пророк. Сего ради и возводит их на гору и показывает, что Он не Илия, но Бог Илиин; и не Иеремия, но Освятивший Иеремию от чрева матери, и что Он и не один из Пророков, но Господь Пророков, и есть Посылавший их проповедовать. И еще показывает им, что Он есть Творец неба и земли и Господь живых и мертвых. Ибо повелел небу и свел Илию; повелел земле и восставил Моисея. И возвел на гору учеников, чтобы показать им, что Он есть Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца, и впоследствии от Девы воплотившийся, родившийся неизреченно и соблюдший нетленным девство родившей, и что где хочет Бог, там побеждаются законы естества... Возвел учеников на гору, чтобы явить им славу Божества и показать им, что Он есть Имеющий избавить Израиля, что и показал чрез Пророков, и показал ученикам славу Свою, чтобы не соблазнились о Нем, когда увидят Его вольные страдания, которые ХОТЕЛ принять Своим человечеством. Видели Его как человека и не знали, что Бог есть. Знали Его, как сына Марии, как человека, живущего с ними в мире. И Он показал им на горе, что Он есть Сын Божий и Бог. Видели Его, что Он ел и пил, и трудился, и отдыхал, и спал, и страшился, – и проливал пот, что было несвойственно Божеству Его, а человечеству. И потому и возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Сына и явил им, что Он Сын Его есть воистину и Бог. Возвел учеников Своих на гору и показал им царство Свое прежде смерти Своей, и силу и славу Свою прежде страданий, и честь Свою прежде бесчестия Своего для того, чтобы, когда взят будет и распнется, поняли, что не по неволе Он распят будет, но ради любви Своей, для спасения мира. Возвел учеников на гору и показал им славу прежде Воскресения Своего, для того, чтобы, когда воскреснет из мертвых, уразумели все славу Божества Его, и что не через труды Он принял славу, как проситель, но была слава Его прежде веков со Отцом и Святым Духом, как и говорил Он, идя на вольную страсть: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тeбе, прежде мир не бысть. Ту славу Божества Своего, неведомую в человечестве Его, показал совершенно на горе; ибо видели лице Его, как молнию сияющую, и ризы Его белы, как снег».

Итак, для того Господь преобразился пред учениками Своими, чтобы показать им, как хочет прийти Он в день последний, чтобы не соблазнились о Нем, когда увидят Его вольные страдания, и чтобы уверить, что Он есть воистину Сын Божий и Бог. Но, братие, Своим Преображением не показал ли Господь и Апостолам, и всем нам еще и то, что истинное счастье – блаженство наше не на земли, а на небе, и что все мы призваны к наследию не земного, а Небесного царства? Конечно, так! ибо на это отчасти указывают и Моисей и Илия, явившиеся во славе, а с другой стороны – и св. апостол Павел, который говорит, что уничиженное тело наше Господь преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. Наше житие на небесех есть, учит он, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его (Фил. 3, 20–21). А если так, то и оставим пристрастие к земле, привязанность к тленным благам: будем помнить, что царство Божие не от мира сего (Ин. 18, 36) и что мы должны горняя мудрствовать, а не земная (Кол. 3, 2). А помня о сем, будем и молить Господа, чтобы Он Сам всесильною Своей благодатью помог нам в этом и обратил все наше желание к небесному и возвысил всю нашу душу к горнему; чтобы истребил в нас всякую плотскую страсть и умертвил всякую нашу привязанность к земле. Да, братие, подлинно, что нам в этой земле? Она чужая нам сторона. Небо – наше родное отечество. О, там так светло, так отрадно, там такие чудные красоты, там такое восхитительное пение! Туда, поэтому, и стремиться будем. Аминь.


Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с.

Комментарии для сайта Cackle