Источник

Седмица 4-я по Пятидесятнице

О «сомнении» Иоанна Крестителя

Понедельник

Мф. 11:2–12

Рим. 9:18–33

«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас…» (Рим. 5:8), – пишет Апостол. Жертва жизнью, это высшее проявление любви. Но любовь проявляется и в умении отвратить от заблуждения. Любовь подсказывает, как сделать, чтобы истина сама говорила за себя. Мы помним, как Иоанновы ученики возревновали об умаляющей славе своего учителя. Иоанн тогда сказал им о себе как о друге Жениха, о том, что Иисусу должно расти, а ему – умаляться (Ин. 3). Но не все вняли его словам. Надо было, чтобы они сами увидели Иисуса и Его дела, и Иоанн устроил это с мудростью, подсказанной любовью. Он не сказал им просто, мол, пойдите и убедитесь. В этом случае ученики могли ответить: никого нам не надо, никого не хотим знать выше тебя. И поэтому он послал их, как бы и сам сомневаясь и желая точнее убедиться: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» И когда они пришли и спросили, то Иисус, провидя Духом замысел Иоанна, тоже ответил, как бы не для них:«пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне». И конечно же, от соблазна Он хотел уберечь не Иоанна, а его учеников, и когда те ушли, Он обратился к окружающим, чтобы и они, в свою очередь, не соблазнились об Иоанне Крестителе. Но и тут Он не стал убеждать словами, что дескать, не мог соблазниться тот, кто еще во чреве матери взыгранием приветствовал своего Господа, когда Тот еще был во чреве Пресвятой Девы; Он не стал доказывать, что не мог поколебаться в своей вере тот, кто по велению Божию вышел проповедовать пришествие Христа, кто сам крестил Его и видел Духа Святого, сходящего на Него. Он не стал ничего объяснять и доказывать, Он просто побудил людей вспомнить облик Иоанна Крестителя. Он сказал: «что смотреть ходили вы в пустыне? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы?».

Но, вразумив людей относительно Иоанна, Господь тут же предостерегает их и от соблазна чрезмерного увлечения человеческим величием. Он говорит, что все-таки, хотя «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Царствие Божие принадлежит Богу, и дать его может только Бог. И до того, как Сын Божий Своей крестной жертвой открыл вход в Царствие Божие, до тех пор все, даже величайшие праведники, по смерти сходили во ад. И память кончины Иоанна Крестителя – это день постный, потому что он погиб до Креста и Воскресения Христовых. И будучи величайшим из рожденных женами, он тоже, как и последний грешник, сошел в преисподнюю и пребывал там, пока Воскресший Господь, разрушив узы ада, не вывел его со всеми, кто ждал Его в надежде. И конечно же, в Царствии Небесном святый Иоанн не меньший, но высший всех людей, после Пресвятой Богородицы.

Да, господь властен перед своим творением. И хотя Он сказал, что «отныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», – нам сказано и то, что все-таки не подвиги нас спасают, но – милость Божия; что помилование все-таки зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога Милующего (Рим. 18:16), а милость Божию испрашивают в непрестанных молитвах. Поэтому труды не освобождают от необходимости молитвы, но – напротив: чем больше труды, тем горячее должна быть молитва, чтобы труды не пропали даром. И как в Церкви, которая есть истинная школа жизни, мы утверждаем себя и стоянием пред Богом, и многократным повторением «Господи, помилуй!» – так и во всей нашей жизни, при каждом шаге, это «Господи, помилуй!» – должно быть с нами, чтобы нам, хотя бы и самыми меньшими, но войти в Царствие Божие, по бесконечной милости Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава во веки веков.

О первом приближении Бога

Вторник

Мф. 11:16–20

Рим. 10:11–11:2

Священное Писание говорит о Господе нашем Иисусе Христе, что «всякий верующий в Него не постыдится», что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется… Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали?..» но разве может Бог, Который есть Любовь, обойти хоть одного человека? Разве может кому-то не послать слова спасения? Ведь сказано: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». Начал же Господь со Своего избранного народа. И уж они-то «разве… не слыхали?.. Разве Израиль не знал?» И если потом проповедовали простые человеки, то тогда – сам Иоанн Креститель, больший которого не восставал из «рожденных женами»; и Сам Господь Иисус Христос, Спаситель мира!.. А что же Израиль? Павел Приводит слова пророка Исайи: «Господи! кто поверил слышанному от нас?» Но ведь учение Христово, это – свет, истина и любовь, – как можно отмахнуться от него?.. А очень просто. Вот два примера.

Пришел Иоанн Креститель. Он проповедует покаяние, и сам он великий подвижник: живет в пустыне, одевается в грубую одежду, «не ест, не пьет», – как сказал о нем Господь. И многие чтут и слушают его. А вот тот, кто не хочет отстать от греха, но в то же время и стыдится сказать, что покаяние – плохое дело, – тот выдумывает клевету на самого проповедника, и говорит: «в нем бес». Дескать, человек не может так жить, как Иоанн, он не такой, как все, он ненормальный, – что его и слушать?

А вот второй пример. Пришел Иисус Христос, Сын Человеческий и Сын Божий. Он исцеляет больных, освобождает от власти бесов и тоже проповедует: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Но, в отличие от Иоанна, Он живет среди людей, ест и пьет то же, что и они, входит в дома ко всем, в том числе и ко грешникам. Казалось бы, если тебя смущает жизнь Иоанна, послушайся Иисуса, покайся, обратись от греха. Но теперь именно это и становится пунктом обвинения: «Вот Человек, Который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Дескать, Он такой же, как и все, что нам Его и слушать?

Вот так мы умеем и закрывать глаза на то, что прямо побуждает нас трудиться; и – находить себе оправдание, произвольно толкуя слово Божие. Например, ленясь посещать храм, мы старательно изыскиваем в Священном Писании те места, где говорится, что Бог присутствует на всяком месте. И это, конечно, так. Но ведь и другое говорит Писание: что и Сам Господь посещал еще ветхозаветный храм и ревновал о его святости; что и первые христиане не поодиночке спасались, но постоянно собирались вместе для молитвы и для причащения Святых Христовых Тайн.

А не желая поститься, мы с радостью находим в Евангелии, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека, и что Царство Небесное не пища и питие. Но совершенно не хотим видеть, что Господь и Сам постился и говорил о пользе поста, и что тому же учили Его Апостолы.

А как часто мы, видя рядом с собой подвижника и праведника, вместо того, чтобы подражать его жизни, пытаемся отыскать в нем хоть какой-то недостаток, хоть к чему-то придраться, чтобы потом говорить, как фарисеи говорили о Христе: «Вот Человек, Который любит есть и пить вино, друг матырям и грешникам». А если человек недоступен для таких обвинений, то говорим: «это фанатик». А кто такой фанатик? – в переводе с греческого это значит: «стоящий насмерть». Все истинные христиане и всегда стояли насмерть за Христа, а не искали, как бы спастись без труда, со всеми удобствами. Языческий мир презирал христиан за их непонятное упорство. Что для христианина похвала, то для язычника – ругательство.

И если мы тоже себя христианами, то будем же, по крайней мере, читать Священное Писание и смотреть вокруг себя не с постыдной надеждой найти оправдание своим грехам и слабостям, но – с твердым желанием познать и выполнить волю нашего Бога.

О том, как Бог не отверг народ Свой

Среда

Мф. 11:20–26

Рим. 11:2–12

Сегодня мы слышали суд Господень иудейским городам, где «наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнишься; ибо, если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Господь говорил и более суровые слова. ученики потом и на себе испытали ожесточение и нераскаянность иудеев и могли подумать, что Бог навсегда «отверг народ Свой» (Рим. 11:1). Но Апостол Павел решительно возражает на это и тут же приводит самый главный для него аргумент: «Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, от колена Вениаминова» (Рим. 11:1). Так, в понимании Апостола – отвергнуть или не отвергнуть народ, это не значит – в полном составе погубить или спасти; не отвергнуть народ – значит не закрыть возможности для желающих из этого народа встать на путь спасения. Потому так и говорит Павел: я же израильтянин, следовательно, «не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал». И далее напоминает историю пророка Илии. Когда тот жаловался на отпадение Израиля: «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили, остался я один и моей души ищут», – то Господь открыл ему тайну: «Я соблюдал Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом». «Так и в нынешнее время, – продолжает Павел, – по избранию благодати, сохранился остаток». И как для Илии остаток, о котором говорил ему Бог, был сокровен, а перед глазами было одно отступничество, так и Апостол имеет в виду некий остаток, который пока неразличим среди окружающей вражды. Остаток, который сохранился именно «по избранию благодати», а не «по делам», потому что дела этого «остатка» пока подобны делам самого Савла-Павла до его обращения: это – дела смерти. А благодать хранит до поры до времени в этих людях невидимые никому семена жизни. Благодать не дает этим семенам погибнуть, но и не торопит их прорасти, так что выходит, как будто до времени «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят и уши, которыми не слышат».

И вот, как среди враждебного Богу Израиля невидимо таились семь тысяч человек, ради которых Господь щадил весь народ; как в толпе гонителей христиан, в лютейшем из них, в Савле, был до времени сокрыт великий Павел, – так и будет во все времена. Бог никогда не даст сомкнуться пучине зла; никогда не позволит злу перейти невидимую черту, проведенную Им во всем ли мире, в сердце ли одного человека. Пророк Давид знал это и молился нашему Творцу и Вседержителю: «Аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси». И, конечно, угодно Богу, если мы иногда и в толпу безбожников, и в толпу злобных гонителей взглянем как божественную сокровищницу, где тоже, может быть, до времени хранятся и некогда удивят мир невиданные цветы веры и благочестия.

О Маслине и ее ветках

Четверг

Мф. 11:27–30

Рим. 11:13–24

Господь говорит: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» Господь говорит именно «приидите… все», – на всех хватит радости, на всех хватит мира и покоя. И мы привыкли, что на земле все дается строгой мерой, и чтобы получить, надо непременно кого-то оттолкнуть, и чтобы получить больше, надо, чтобы другому не досталось совсем. И эта позорная ревность становится совсем уж ревностью не по разуму, когда начинает простираться на Божественные дары. Даже на пути к Богу мы подозрительно оглядываемся на того, кто идет рядом: не обгонит ли? не достанется ли ему больше? Был такой грех и в самые первые годы Церкви. И иудеи с ревностью смотрели на обращающихся язычников, дескать, как это дерзают приходить к их, Иудейскому Богу?! А язычники, с возмущением видя, что иудеи в основной массе не торопятся принимать во Христе своего же Бога, думали, что Бог и совсем отверг этот народ.

Апостол Павел помогал прийти в разум и тем, и другим. Сегодня его слово – к христианам из язычников. он рисует Церковь как благородную маслину, посаженную Богом на земле и имеющую давние, глубокие корни. Он подчеркивает, что Церковь – хотя и новый, небесный, духовный, но именно – Израиль; и он указывает бывшим язычникам на святых праведных Авраама, Исаака и Иакова, которые некогда получили от Бога благословение и обетование быть корнем этой маслины.

А «если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви». Апостол учит христиан благоговейно относиться к священной истории, к тому пути, которым Бог благоволил вести к спасению человечество. Ведь и все потребное для жизни Бог не сбрасывает с неба, но – Своей силой выращивает из земли. Так и глубочайшие исторические корни нашей веры – одно из доказательств ее истинности.

Апостол, конечно, слишком хорошо видит, что«некоторые из ветвей отломились». Но приобщение людей из других народов к Христу происходит только так, что «ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины». И Апостол предостерегает от гордости перед отпавшими: «Они отломились неверием, а ты держишься верою… Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли тебя. И так видишь благость и строгость Божию: строгость к отпавшим, и благость к тебе, если прибудешь в благости Божией: иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются: потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины, и не по природе привился к хорошей маслине: то тем более сии природные привьются к своей…». Конечно, не принявший Христа иудей перестает иметь какое-либо отношение к Аврааму, Исааку и Иакову и становится «как язычник» (Мф. 18:17); но и каждый миг пребывания отсеченной или не привитой ветви вне маслины тоже определен только ее верой и свободой. Поэтому тех, кто уже здесь, Апостол предостерегает: «Не гордись, но бойся». А остальных Господь неустанно зовет: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». И чтобы все ветви: и природная, и привитая – с одинаковой полнотой питались единым соком Божией маслины.

О спасении всего Израиля

Пятница

Мф. 12:1–8

Рим. 11:25–36

Сегодня Апостол Павел подводит итоги своих рассуждений о судьбах еврейского народа. сначала он сказал коротко и загадочно, что «от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» (Рим. 11:11). Теперь он говорит более подробно и определенно: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников… В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов… Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы». Здесь Апостол открывает нам некий Божественный промыслительный ход, где Бог, использует низкое в людях, чтобы через это вдруг неожиданно и премудро возвести на высоту. Он использует тогдашнюю взаимную неприязнь евреев и не евреев. Евреи всегда жили обособленно. Закон Моисеев запрещал смешиваться с другими народами, чтобы они не отступали от Истинного Бога и не стали служить чужим, ложным богам. Эта обособленность, конечно, никому не могла внушить ни любви, ни доверия к евреям.

Но в конце-то концов «неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников» (Рим. 36:29). Но как могли иудеи из своей крайней замкнутости вдруг выйти с открытой проповедью любви? И если бы все иудейские общины стали принимать христианство, то окружающим народам было бы очень трудно разглядеть истину из-за стены вековой вражды. И поэтому, желая спасти всех, Бог не препятствовал, чтобы на приходящих проповедников Христа обрушивалась почти единодушная ненависть иудейской общины. Тогда уже эти проповедники могли с чистой совестью сказать: «Вам первым надлежало быть проповедану слово Божию, но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Язычники же при этих словах более располагались слушать и «радовались и прославлялись слово Господне» (Деян. 13:48).

Но Апостол пишет, что это будет «до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется». Но что значит «весь Израиль»? невозможно допустить, что Апостол имеет в виду всех потомков Иакова-Израиля по плоти. Иначе для чего веровать и креститься? Если весь Израиль по плоти, то значит и Иуда, и все гонители, так и умершие в ожесточении против Иисуса Христа? Конечно же, для Апостола священное слово «Израиль» могло означать лишь тот «остаток», который сохранился «по избранию благодати» (Рим. 11:5); конечно же, он имел в виду только тех иудеев, которые либо уже приняли Христа, либо примут, как только «войдет полное число язычников». Ведь и говоря бывшим язычникам: «Вы помилованы, по непослушанию их», – он тоже имеет в виду не всех коринфских язычников, а только обратившихся ко Христу.

Итак, весь истинный Израиль спасется. А пока, по Своему таинственному промыслу, «всех заключил Бог в непослушание. Чтобы всех помиловать»… Мы, конечно, понимаем, что Бог не может сознательно вводить в грех непослушания. Мы понимаем, что Бог только попускает до времени кому-либо ходить в непослушании. Но почему Апостол выразился именно так, подавая косвенный повод обвинять Бога? Разгадка здесь в словах «чтобы всех помиловать». Апостол, как никто, испытал радость быть помилованным, и он понимал, сколь большее наслаждение – самому миловать; он понимал, сколь естественно это Богу, Который есть Любовь, Апостол, очевидно, и хотел выразить это ненасытимое Божественное желание, как бы бесконечное искание повода миловать. Но он сделал это человеческим, а не ангельским языком, а наш язык всегда вносит искажение при попытке говорить о Божественных предметах.

Так называемый Божий Промысел о всех народах, Апостол зовет вместе с ним благоговейно воскликнуть:«О бездна богатства и премудрости, и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему и слава вовеки. Аминь».

О жертвах и жертве

Суббота

Мф. 8:14–23

Рим. 6:11–17

Сегодня мы слышали. Как Господь исцелил от горячки Петрову тещу, как потом «к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Это – видимая для всех, славная сторона дела. Но что происходило невидимо в то самое время, когда больные радостно получали вожделенное здоровье и прославляли Исцелителя? – Эту тайну приоткрывает слово Божие устами пророка Исайи. Оказывается, ничто на земле не исчезает бесследно: в том числе и наши немощи, и наши болезни, и тем более наши грехи, как их прямая причина. Все это – пребывает либо на нас, либо на том, кто согласится взять их на себя. Господь и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Это очень трудно осмыслить, не зря же Бог за тысячи лет начал психологически готовить людей к пришествию Агнца Божия, призванного взять на Себя грех мира. Чтобы с разных сторон осветить сущность предстоящей всемирной, всеобъемлющей жертвы, в ветхозаветной религии были установлены разные виды жертв. Была жертва всесожжения, когда жертвенное животное полностью сожигалось. Была жертва мирная, когда все участники жертвоприношения вкушали приготовленное мясо закланной жертвы. И была регулярно приносимая жертва за грех всего народа: возложив руки на голову животного, первосвященник исповедовал «над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их и все грехи их». После этого животное отсылалось «с нарочитым человеком в пустыню», да понесет оно «на себе все беззакония их в землю непроходимую… в пустыню» (Лев. 16:21–22).

Невозможно одно и то же животное и принести во всесожжение, и употребить в пищу, и отпустить, чтобы оно понесло на себе грехи. Господь же принес Себя во всесожжение послушания Отцу и в то же время дал всему миру вкушать Свои пречистые Плоть и Кровь. Но также Он и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Поэтому все время Своей жизни на земле Он испытывал чувство неприкаянности, чувства изгнанничества. И когда один книжник выразил готовность следовать за Ним, куда бы Он ни пошел, Господь сказал: «лисицы имеют норы, а птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу». Хотя фактически это было неправдой, ведь многие из учеников с радостью дали бы Ему приют, да и просто желающих видеть Его под своим кровом было немало. Господь же говорил именно о Своей жертвенной грехоносной неприкаянности, ибо «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:4–6), – так далее пророчествует Исайя. И тех, кто, не понимая этого, просто хотел царствовать с великим чудотворцем и целителем, Господь предупреждал, что Ему на самом деле негде приклонить главу. А в ком Он видел готовность поддержать плечом Его жертвенный крест; в ком Он видел готовность считать себя мертвым «для греха, живым же для Бога»; в ком Он видел стремление представить «себя Богу, как оживших из мертвых… в орудия праведности», – тому Он помогал сразу и решительно выбрать. И когда такой человек говорил: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», – то Иисус отвечал: «Иди за Мною, и предоставь мертвых погребать своих мертвецов».

О вере сотника

Неделя 4-я

Мф. 8:5–13

Великий и неприступный Бог вочеловечился, пришел на землю во Христе Иисусе и стал близким и доступным. Он входил в дома, ел с людьми, прикасался к ним, и они прикасались к Нему, к Его одежде и через это общение с видимым Человеком, получали благодатную помощь от Самого невидимого Бога. И отойдя на небо, Господь оставил нам возможность простого общения с Ним. Он обещал, что всегда будет невидимо присутствовать среди тех, кто соберется во имя Его. И вот, мы можем написать записочку о здравии или об упокоении наших близких во Христе, чтоб она была прочитана священнослужителем перед Святым Престолом; мы получаем просфору, елей, воду, которые Господь освятил и наделил благодатной силой; мы в домах держим Его святые изображения, и знаем, что Он всегда принимает всякое наше поклонение перед ними. И всегда, когда мы принимаем какую-либо святыню или благословение от священника, когда мы участвуем в каком-либо церковном обряде, мы должны помнить именно о Боге, невидимо стоящем здесь и Своей невидимой рукой подающем видимое благословение. Но хотя Бог и устроил для нас весь благодатный церковный чин, но Самому-то Ему ничего не стоит подать нам всякую помощь и без всякого посредства. Ему не надо никаких видимых действий, никаких предметов, а достаточно не то, что единого слова, а единого желания. И мы должны это помнить, ведь христианство существует в нашем отечестве уже тысячу лет!

Сегодня как раз Евангелие преподает пример живой веры человека, воспитанного в стране, где более тысячи лет процветало язычество. Однажды некий римский сотник подошел к Иисусу и сказал: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении жестоко страдает» и когда Иисус выразил готовность придти, сотник вдруг сказал: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под мой кров; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». Господь удивился, увидев такую живую, такую правильную веру в человеке, которого на родине совсем не тому учили, и сказал окружающим: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут… в Царствии Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Это Господь сказал о фарисеях, которые забыли о Живом Боге за своими бесчисленными законническими предписаниями. Но это же Господь может сказать и нам, называющими себя христианами, если мы забудем о Живом Боге за великолепием храмов, за красотою богослужения и за обилием святыни в церкви…

Мне вспоминается один случай. Был престольный праздник. После ранней обедни было освящение воды, была давка, ругань, опрокинули и сломали столы. Наконец, все кончилось, всю воду разобрали. Тут пришла одна старушка, подошла к батарее отопления, отвернула кран, налила оттуда воды в бидончик и говорит: «Вот, еле дошла, на водосвятие не успела, хоть от сюда воды взять, – все из храма Божьего». – И можно ли сомневаться, что господь даст ей по ее вере: даст гораздо больше, чем тем, кто в в бесчинии успели взять воды, освященной полным чином!.. Конечно, я не к тому говорю, что для спасения достаточно помолиться дома и набрать воды из-под крана; пренебрегать святыней, пренебрегать богоустановленным священством – это все равно, что пренебрегать Человечеством Христа. И сотник, и старушка сделали как раз все от них зависящее, чтобы найти Христа, приблизиться к Нему, приблизиться к Церкви и церковному священнодействию. Но вместе с тем, они помнили, что пришли не куда-то, не к кому-то, а пришли к Живому Богу. Который выше храма, выше обряда, выше всего видимого и невидимого, и что слово Его способно проникать сквозь любые расстояния, сквозь любые стены; способно вмиг избавить нас от любой болезни, от любой беды, способно и освятить все воды на земле, и превратить их в кровь; способно в один миг и уничтожить землю, и заново создать ее…

Вот каков Наш Бог. Будем же воздавать Ему должную славу, честь и поклонение во все дни нашей жизни.


Источник: Двести двадцать две проповеди на ежедневные церковные апостольские и евангельские чтения начиная от Пасхи / Свящ. Вячеслав Резников. - Москва : Изд-во Братства святителя Алексия, 1999. - 510, [1] с.; 20 см. - (В помощь постоянному читателю Нового Завета).

Комментарии для сайта Cackle