протоиерей Вячеслав Резников

Седмица 23 по Пятидесятнице

О чудесах и о вере

Понедельник

Лк. 10:22–24

1Фес. 1:1–5

Однажды Господь сказал: «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». И хотя после этого Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите», – но, конечно же, не только через очи, видящие то, что вы видите», – но, конечно же, не только через очи открывается Бог. Тех, кто, имея очи, не видит и, имея уши, не слышит, Господь укоряет таким странным образом: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Мня, потому что Я от Бога исшел пришел» (Ин.8:42). По этим словам, выходит, что люди, обращающиеся к Господу Иисусу Христу, не то, что познают ранее чужое и незнакомое, но – узнают родное.

И апостол Павел тоже чувствовал это, когда писал фессалоникийцам: «Всегда благодарим Бога за всех вас, … зная избрание ваше…; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением». То есть – в чудесах, которые он совершил у фессалоникийцев, Апостол видит не столько причину обращения людей, сколько свидетельство, «удостоверение» того, что они уже избрали Бога, и сами уже избраны Им. Хотя чудо в Священном Писании часто и рождало веру. Например, после претворения воды в вино в Кане Галлилейской – «уверовали в Него ученики Его» (Ин.2:11). А если не так, то Апостол пишет с горьким укором: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин.12:37). Но гораздо чаще видим, что прежде, чем сотворить чудо, Господь требовал веры. Прежде чем вернуть зрение слепцам, Он спросил: «веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9:28). Также Иаиру в тот момент, когда принесли весть о смерти дочери, Господь сказал: «Не бойся, только веруй» (Мк.5:36). А приходя в Своё отечество, Он «не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.15:38) …

Дело в том, что человек – не зеркало, просто отражающее нечто; и не бумага, на которой пиши, что хочешь. Человек приходит в мир, имея в себе таинственную печать Божественного просвещения; Бог есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Человек сотворён по образу и подобию Божьему; Бог вдунул в него душу живую, и эта душа может и должна помнить, ради чего создана, и с Кем должна быть вместе, в союзе любви. В том-то и ужас, что Сотворивший человека «пришел к своим, и свои Его не приняли». Это непостижимо и противоестественно. Но зато «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12). Так, чудесами Господь старался пробуждать тех, кто забыл или почти забыл о своём небесном отечестве; но чудеса и свидетельствовали, что перед Господом души, которые помнят, из Чьих Уст вышли, которые вместе со всеми от века благочестивыми царями и пророками именно «желали видеть … и слышать».

Чудо и вера всегда рядом, как жизнь Божия и жизнь человеческая. Чудо, это – всё, что делает Бог. Это и – сотворение мира, и установление в нём определённого порядка, и особый промысел о людях и о каждом человеке. Но только вера способна опознать чудо как чудо, а не как просто «естественное», само собой существующее. И дай Бог, чтобы и вера наша и видела, и рождала бы чудеса, и чтобы чудеса эти ещё более и оживляли, и укрепляли нашу веру.

О молитве Господней

Вторник

Лк. 11:1–10

1Фес. 1:6–10

Однажды, когда Господь «в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как Иоанн научил учеников своих». И далее следует молитва «Отче наш…». По Матфею же, Господь Сам преподал ученикам эту молитву, предварительно сказав: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7–8). В чём же особенность христианской молитвы и в чём её отличие от молитвы языческой?

Во-первых, я называю Бога Отцом, и в то же время исповедую, что живёт мой Отец не здесь, а в ином, и даже совсем ином месте: «на небесах». Тем самым я уподобляю себя блудному сыну из евангельской притчи (Лк.15), который в своих несчастиях вдруг пришёл в себя и вспомнил, что где-то далеко у него есть Отец, и что уже ничего более не остаётся, как начать свой путь к Нему. И я понял, что моё спасение только в бесконечном возрастании славы и милосердного могущества моего Отца, чтобы их хватило покрыть мои грехи. Об этом я молюсь прежде всего: «да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое».

Я уже понял, куда завела меня моя воля, и молюсь Отцу: «да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли». Хочу, чтобы отныне воля Небесного Отца и на земле, и во мне столь же безусловно осуществлялась, как и на небе, в мире бесплотных ангелов, беззаветно преданных Отцу.

Далее просим: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Возникает вопрос: почему сказано «наш»? в Притчах Соломона, например, сказано просто «насущный», и там всё понятно: «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом», то есть не давай мне лишнего, а только необходимого для существования. Но мы упорно просим именно «наш насущный» хлеб. То есть выражаем готовность принять как насущный хлеб даже то, если Господь сочтёт, что для нас насущно остаться «днесь» вообще без хлеба.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». А этим прошением Господь в наши собственные руки вверяет наше спасение: как будем прощать, так и нам простится. Кажется, вот оно, в руках!.. Но с ужасом вижу, «что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?..» (Рим.7:21–24). И просим: «не введи нас во искушение…» И хотя знаем, что не Бог нас искушает, «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак.1:13–15), – всё же будем молиться, чтобы Господь избавил нас от этих последствий нашей злой греховной похоти. И хотя сказано: «С великой радостью принимайте, … когда впадёте в различные искушения» (Иак.1:2), – что же, и будем радоваться, когда впадём, когда Господь попустит. Ну а пока не впали, будем молиться, чтобы избежать их. Ведь и Сам Господь, хотя и говорил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34), – но всё же молился в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня Чаша сия…» (Мф.25:39). Нам ли дерзко напрашиваться на искушения?

И далее просим у Бога, чтобы окончательно избавиться от князя, от властителя мира сего: «но избави нас от лукавого». Не хотим ничего общего иметь с тем, кто нас, обнищавших, послал пасти свиней и заставил мечтать лишь о том, чтобы разделить со свиньями их пойло. Хотим быть только Твоими, потому что знаем: «Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:13).

По Матфею, Господь после всего ещё раз заострил внимание учеников на том прошении, исполнение которого всецело зависит от нас самих. Он подчеркнул: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14–15). И опытные наставники запрещали читать молитву Господню находящимся во вражде. Потому что, если, питая в душе планы мести, мы читаем: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», – то мы или не понимаем, что читаем, или сознательно просим себе такого же зла, какое желаем врагу, или просто издеваемся над Тем, Кому молимся.

О чём просить

Среда

Лк. 11:9–13

1Фес. 2:1–8

Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Но на деле видим, что далеко не все прошения исполняются. Апостол Иаков объясняет: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3). И в Евангелии можем найти достаточно указаний, какие прошения похвальны и будут непременно удовлетворены. «Положим, – говорит Господь, – что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги пришёл ко мне, и мне нечего предложить ему». Он пришёл не потому, что ночью вдруг захотел есть; ему надо исполнить священный, заповеданный Богом закон гостеприимства, и ради этого он неотступно будет стоять и просить, слушая отказ за отказом и всякие укоризненные слова. И если тот не исполнит его просьбу сразу, то всё равно исполнит «по неотступности его» (Лк.11:5–8).

И другой пример. Евангелист Лука рассказывает про вдову, как она, загнанная в угол своими обидчиками, просила защиты у судьи, который так прямо и говорил о себе: «я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь» (Лк.18:3–7). Но так уж она допекла его своими отчаянными просьбами, что и этот бессовестный человек пошёл ей навстречу, только бы отвязалась. И Господь заканчивает: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их?»

Апостолы Христовы, чтобы Бог был с ними, и чтобы их молитвы всегда были услышаны, – постоянно испытывали свои сердца, чтобы в них не было «ни заблуждения, ни нечистых помыслов, ни лукавства, … ни слов ласкательства, … ни видов корысти», ни искания «славы человеческой».

И ещё обратим внимание, что Господь даёт Свои обетования тем, кто считает Его своим Отцом. Конечно, если сын попросит хлеба, неужели отец даст камень, или, если попросит рыбы, неужели даст змею? или, если попросит яйцо, неужели даст скорпиона? Ну, а если сын попросит змею или скорпиона, не зная, какой яд кроется в них? или, если попросит камень, думая, что это и есть хлеб?..

Кого называют отцом, тому доверяют. Тем более, если это – Небесный Отец. Ведь, если даже человек способен обходиться со своими духовными детьми, «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими», то – что же наш Небесный Отец? Как Он может смотреть на нас, как Он может относиться к нам, если даже Его слуги имеют дерзновение говорить: «мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» ?..

Поэтому будем просить нашего Господа с сыновним доверием. И –не забывать благодарить Его за все исполненные просьбы. А ещё больше – благодарить за просьбы неисполненные. Потому что именно тут, может быть, больше всего сказывается Его любовь, которая «не ищет своего» (1Кор.13:5), не ищет славы и похвал, а ищет только истинной пользы и совершенного блага своему возлюбленному.

Аминь


Источник: Двести двадцать две проповеди на ежедневные церковные апостольские и евангельские чтения начиная от Пасхи / Свящ. Вячеслав Резников. - Москва : Изд-во Братства святителя Алексия, 1999. - 510, [1] с.; 20 см. - (В помощь постоянному читателю Нового Завета).

Комментарии для сайта Cackle