Азбука веры Православная библиотека священномученик Зенон Веронский О том, как должно понимать слова Апостола: егда предаст царство Богу и Отцу (1 Кор.15:24)?

О том, как должно понимать слова Апостола: егда предаст царство Богу и Отцу (1Кор.15:24)?

Источник

Священное Писание, говоря о Сыне Божием, без всякого противоречия самому себе, указывает в Нем необходимое некоторое различие между Богом и человеком, в которого Он облекся. Ибо, если б оно постоянно проповедовало Его только Богом, то не было бы места страданию и воскресению, – и Христос ничего не сделал бы для мира сего; а если б – только человеком (как некоторые думают, будто бы Он получил начало свое уже во чреве Девы), то какая надежда для верующего на будущее блаженство, когда в Писании ясно сказано: «проклят человек, иже надеется на человека» (Иер.17:5)? Посему Писание в тех местах, в которых означает одно только Божество Его, выражается, например, в книге Бытия, так: «и созда Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт.1:27), и еще в Псалмах: «Бог же Царь наш прежде век содела спасение посреде земли» (Пс.73:12), и: «готов престол твой оттоле: от века Ты еси» (Пс.92:2). Но где оно означает принятое Им человечество, то выражается следующим образом: «радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля, се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах.9:9; сн. Ис.62:11), и: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» (Пс.23:7), и волхвы спрашивают: «где есть рождейся Царь Иудейский» (Мф.2:2)?

Братья! Сей Царь есть Тот самый, Коего пришествие предвозвестили Пророки, Который по плоти родился во времени, Который высок на высоких и смирен на земли, – Творец веков и Сын Девы, – Который бессмертен сам в себе, но благоизволил умереть человеком. Он вкусил смерть для того, чтобы победить ее, – снисшел в преисподнюю, чтобы оттоле извести умерших живыми. Единородный, по рождению от Отца прежде сложения мира, по скончании многих народов бывает, как выражается Апостол, «перворожден из мертвых» (Кол.1:18). Он есть Тот, Кому по воскресении дана от Бога власть «на небеси и на земли» (Мф.28:18); однако эта власть новая только для нового имени Его (Флп.2:9); ибо Он Сам говорил еще до воскресения: «Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю: и ныне прослави мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Ин.17:4,5), и в другом месте: «вся Мне предана суть Отцем моим» (Мф.11:27; сн. Лк.10:22). Он – Тот, Кто на землю снисшел, яко Дух (Ин.4:24), а на небо восшел с плотию. Он, говорю, есть Тот, Кто, по словам Апостола Павла, получает царство, царствует, и «предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальство и всяку власть и силу» (1Кор.15:24).

Чем же ты, христианин, соблазняешься здесь? И для чего судишь о тайнах Божия домостроительства по собственной своей природе? Если ты меньше думаешь о Сыне, потому что Он передает царство Отцу; то гораздо более оскорбляешь тем Отца, потому что оставляешь Его на некоторое время без царства. Притом, когда мы ежедневно молимся, «да приидет царствие» Отца (Мф.6:10), тогда надеемся вместе и царствия Сына. Значит, без царствия того и другого правление настоящим временем остается праздным? Но мир погиб бы совершенно, если бы хотя на одно мгновение престало правление Божие. Если же, как и самый разум говорит, Творец закона никак не может прекратить своего разнообразного управления, то вочеловечившемуся Богу и праведным Его, а не Богу, вечному Правителю мира, предоставлено разнообразное хранение порядка уже установленного, как и в Евангелии говорится: «даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк.1:32,33). Подобным образом и Соломон говорит о рабах Его: «пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено: и вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут. Яко Бог искуси их, и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют. Судят языком, и обладают людми, и воцарится Господь в них во веки» (Прем.3:4–8). Что ж это такое? Если Господь царствует во веки, то слова Апостола неверны; если ж Он предает царство, то Евангелист и Соломон говорят неправду? Совсем нет; здесь никакой нет неверности и никакого нет противоречия. Ибо Апостол Павел говорит о временном вочеловечившегося Бога царстве, по скончании которого Сей приидет и сотворит суд живым и мертвым; что подтверждает самая связь речи, в которой говорится, что Христос должен царствовать со Святыми своими до тех пор, пока не прекратит всякое начальство, всякую власть и силу, пока не низложит всех врагов под ноги Свои, пока не истребится последний враг – смерть (1Кор.15:24–26). Но Евангелист Лука и Соломон разумели первоначальную власть, в которой имея непрерывное от века и до века участие, Сын никогда не получал царства от Отца, и никогда не будет передавать его Отцу. Ибо Он всегда царствовал с Отцом своим, как Сам говорит: «царство Мое несть от мира сего» (Ин.18:36). Яснее выразил сие Апостол Павел: «сие бо да весте, – говорит он, – яко всяк блудник, или нечист или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога» (Еф.5:5), показывая тем, что едино есть царствие Отца и Сына.

И так, действительно, передает царство Отцу своему Тот, Кто в своих наставлениях сказал, что «царство раздельшееся на ся запустеет» (Мф.12:25). Но из сего никак нельзя заключать, братья, будто бы Отец получит то, чего не имел, или Сын, передавая царство, лишится того, что имеет. Всем владеет Отец, всем владеет и Сын; что есть у одного, то есть у другого; чем владеет один, то обще обоим. Господь Сам говорит: «вся, елика имать Отец, моя суть»(Ин.16:15), и в другом месте: «Отче, и моя вся твоя суть, и твоя моя»(Ин.17:10), потому что Отец пребывает в Сыне, и Сын в Отце, Которому подчиняется по произволению, а не по условию, по любви, а не по необходимости, по славе, которой всегда славит Отца. Наконец, Сын говорит: «Аз и Отец едино есма»(Ин.10:30). Значит, Сын предан Отцу не подчинительно, но на любви основанной, как я сказал, преданностью; с Отцом у Него едино владычество над непрестающим царством, едина существенная совечность и всемогущество, едино равенство, едина власть царственного достоинства, – в едином свете едино достоинство; ибо, если ты отнимешь что-либо у Сына, то оскорбишь Отца, Который всецело почивает в Нем; в Сыне ничего нет меньшего, потому что Он, как и Отец, не может иметь ни больше, ни меньше того, что имеет; потому что один имеет полноту другого, так что во всем благословен Отец в Сыне, и Сын – в Отце, со Святым Духом. Аминь.


Источник: Святого священномученика Зинона, Епископа Веронского, О том, как должно понимать слова Апостола: егда предаст (Иисус Христос) царство Богу и Отцу (1 Кор.15:24)? // Христианское Чтение. 1838. С. 13-20.

Комментарии для сайта Cackle