Коллектив авторов

Преподобный Зосима Владимирский

*Вторая пол. XVII – †начало XVIII века107

2001k_html_m7cd53ce1

Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых Владимирских святых 26 июля 1994 г.

Память празднуется 15/28 июня

Отец Зосима был незнатного рода, предположительно из Смоленской губернии. В юном возрасте он пришел в Троице-Сергиеву Лавру, где, следуя примеру преподобного Сергия, проходил иноческий подвиг и достиг духовной зрелости. Здесь он прошел все степени иноческого звания и, будучи уже схимником, удалился на пустынножительство в указанное ему Господом место, которое называлось раньше Ульяниной пустошью. Вокруг все было покрыто густым хвойным лесом; среди него протекала красивая извилистая речка Молохча. Пришел он, по преданию, с иконою Смоленской Божией Матери, жил истинным подвижником и впоследствии прославился по всей окрестности, в Александрове и Москве своею мудростью, святостью и чудесами. Поселился он не один, а с другим монахом Ионою, которого называли впоследствии келейником старца. Неизвестно, сколько лет провел преподобный Зосима в отшельничестве до того, как его открыл мир и народ стал стекаться к нему толпами за советами и наставлениями. Близ Молохчи он вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду. Слава подвигов Преподобного не только привлекала желавших подражать ему и следовать за ним, но стала известна и царской фамилии. К нему заезжала за духовным советом царевна Наталья Алексеевна (1673–1716). Узнать о пустыннике, подвизавшемся в Ульяниной пустоши, царевна могла от придворного ключника хлебного двора Василия Кирилловича Тимонова, в чьем владении находилась в то время пустошь.

Знали старца и другие царевны, ездившие в Александровский Успенский монастырь и жившие в этой обители108. Вместе с представителями царской фамилии приезжали знатные люди, вельможи и дворяне. Чтобы приезжим было удобно молиться со старцем, попечением Натальи Алексеевны были построены новая часовня и келия, двор с келиею и сенями. С тех пор как около Преподобного начали собираться иноки, в Ульяниной пустоши образовалось некое подобие пустынного общежития. Братия среди прочих дел занималась пчеловодством.

Предание говорит, что к преподобному Зосиме народ собирался толпами и он беседовал с ними как проповедник и учитель, имевший свою паству. Почил старец, по преданию, за две недели до Петрова дня. Посещавшая его царица еще при жизни выразила желание присутствовать на погребении и до ожидания ее указания тело старца не предавалось земле. Ожидание длилось три недели, и хотя была страшная летняя жара, его лицо и тело вида своего совсем не изменили и тлению не предались. Царица прислала большое пожертвование, архиерея и певчих (хотя сам старец завещал себя похоронить скромно, как подобает иноку), сама же по болезни приехать не смогла. Народу в этот день стеклось великое множество и погребение было очень торжественным.

Жизнь и подвиги преподобного Зосимы освятили место, где со временем суждено было явиться богоспасаемой обители, а его молитвенное предстательство перед Господом укрепило и исполнило благодати и ревности будущих насельников.

Тропарь, глас 4:

Добродетелию препоясався, стяжал еси дух мирен в житии твоем, подражая доблественне подвигом преподобнаго аввы Сергия, устроителя Троицкия обители, из неяже исшел еси в место пустынное, и тамо победив демонския полки, прославился еси яко истинный воин Христов. Темже почитающе память твою с верою вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Зосимо, преподобне отче наш.

Кондак, глас 8:

Доброплодная отрасль древа благочестия явился еси, преподобне отче Зосимо, и яко финикс процвел еси в пустыннем житии, сияя светом любви всем притекающим к тебе с верою, даруя просящим исцеления в болезнях душевных и телесных, сего ради усердно взываем ти: молися за ны ко Господу, да спасет души наша.

Молитва

О, преподобне отче Зосимо, угодниче Христов и наш теплый молитвенниче пред Престолом Божиим на небесех! Се ныне мы, грешнии и недостойнии, с благоговением притекающе к честному гробу твоему, с духом сокрушенным и смиренным молим тя: испроси у великодаровитаго Бога нашего всеспасительныя милости всем православным христианом, да оградит Церковь Свою, юже стяжал Кровию Своею, от всех губительных бурь и злых напастей, да возниспослет нам благодать Всесвятаго Духа во утверждение веры нашея и дарует мир вышний и благий людем Своим, изнемогающим в скорбех земных и искушениих.

О, богоносне отче Зосимо! Яко велие имея дерзновение ко Пресвятей Троице, Еяже благословением и силою животворящею прешел еси многотрудное земное поприще, вознеси прилежно молитвы твоя горе, да не отступит от нас, немощных, по грехом нашим, благодать Всесвятаго Духа, да не лишит нас Своея многия милости, но да почиет на месте обители твоея неоскудевающее Ея милосердие и благоволение. Молим тя убо, блаженне отче, не забуди посещати верных чад своих, чтущих память твою: утверди души иноков, ищущих спасения на месте подвигов твоих, благослови и помози им в добрых делех и благочестии. Испроси у Человеколюбиваго Бога мир и радость о Дусе Святе всем нам, православным христианом, да поем и славим всечестное имя Триипостаснаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

* * *

107

Возможно, 1710 или 1713 г.

108

В женском Успенском монастыре жила в заточении сестра Петра Великого царевна Марфа Алексеевна (1652–1707), к которой ездили ее сестры Марья и Феодосия. По дороге, ведущей от Троице-Сергиевой Лавры в г. Александров, проезжала и царица Евдокия Феодоровна Лопухина (1669–1731), первая супруга Петра I, когда ее везли в заточение в Суздаль (сентябрь 1698 г.), и вторая супруга его императрица Екатерина I (1684–1727), которой Александровская слобода была отдана в вотчину.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle