Житие преподобного Иоанна Зедазнийского чудотворца, начальника сирийских Отцов
Память его 7 мая68, с его двенадцатью учениками.
Этот достойный памяти и удивления и всеми восхваляемый муж69 был родом из Сирии, где и получил первоначальное образование. Как о месте рождения его, так и о родителях его ничего неизвестно. Известно только, что он родился в селе близ города Антиохии. В Антиохии он учился, совершенствовался в познании веры и достиг зрелого возраста.
Дивный Иоанн, венец и украшение подвижников, глубоко изучил Священное Писание и, как бы в сокровищнице, собрал все хорошее и душеполезное в своем сердце. По достижении зрелого возраста он был украшен всеми христианскими добродетелями. Совершенствуясь в духовных подвигах, он приобрел богатство разнообразного знания. Еще в молодых летах он по обычаю того времени принял монашество и, повинуясь внутреннему голосу, предался уединению, чтобы быть вдали от всех мирских забот.
Преподобный всеми силами стремился посвящать дни свои служению Богу и шел по стезям Его спасительных заповедей, а для этого он с каждым днем больше и больше предавался посту и молитве. Кротость и смирение были так велики в этом святом отце, что он считал себя «червем, а не человеком», смирение сохраняло всегда невозмущенным его дух. Он был сильным противником зла, а в особенности виновника его диавола и боролся с ним всеми силами, пока не побеждал. Неиссякаемые источники слез проливались из очей святого, день и ночь он молил Господа даровать ему силу бороться с плотскими страстями, так сильно нарушающими покой души. Бог услышал раба Своего и дал ему власть над страстями и дар чудотворения.
Св. Иоанн превзошел подвигами других братий в обители, творением чудес он привлекал к себе жителей Антиохийской страны, просвещал их светом Богопознания и поучал их исполнению евангельских заповедей. Благодаря своим высоким добродетелям он сделался светилом той страны, больные разными недугами получали от него исцеления: слепые прозревали, хромые ходили, бесноватые освобождались от нечистых духов. Чем более Бог прославлял святого чудесами, тем больше народа стекалось к нему, желая видеть его и принять от него благословение. Слава о нем пошла по всей Сирии, везде восхваляли святого Иоанна за великие чудеса и знамения, которые Господь творил его руками. Так, с умножением у него духовных даров возрастало и число приходивших к нему людей. Они нарушали беспрестанно его уединение, поэтому преподобный счел нужным выйти из Антиохийской области. Взяв с собой некоторых учеников, он оставил первоначальное место своего жительства и поселился в глубокой пустыне: там он беспрепятственно предался посту, молитве и бдению и ревностно стремился к исполнению заповедей Господних. Оставшись без своего благодетеля, жители Антиохии пытались найти великого Иоанна, однако, несмотря на все их усилия, место, где пребывал святой муж, в продолжение долгого времени оставалось неизвестным. Ученики его пробирались тайком в город, продавали свое рукоделие, на вырученные деньги покупали себе необходимое для жизни и потом тайком же возвращались к отцу своему. Следуя примеру жизни святого Иоанна, ученики его подражали ему в подвигах поста и молитвы, никогда не оставались в праздности. Сообразно словам великого апостола, который сказал: Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян. 20; 34); из рук не выпускали они рукоделия, в устах имели постоянно молитву, ум возводили к небу.
Но не угодно было Богу оставить в неизвестности верного раба Своего,ибо зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 15; 5), и Бог явил святого сего мужа всем желавшим найти его и поучиться от него – клад открылся искавшим обогащения. Великое множество народа стало стекаться отовсюду слушать святого и поучаться от него закону Господню. Больные, приносимые на одре, получали совершенное здравие, расслабленные исцелялись, страждущие успокаивались душой и телом, словом, совершалось руками старца столько чудес, что подробно описать их нет никакой возможности.
Святой Иоанн убегал славы человеческой, а более – мирской суетной жизни, поэтому-то и задумал уйти куда-нибудь, где бы никто не знал его. В скором времени открылось и благоволение Божие на это. Матерь Божия, явившись ему, велела избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере недавно основанную Церковь Иверскую. Об этом видении св. Иоанн сообщил своим ученикам и велел им в продолжение десяти дней поститься и молиться.
Когда прошло это время, святой собрал учеников и сказал им: «Дети и возлюбленные мои братья! Я вижу, что вы исполнены благодати Божией и совершенны во всех делах Божиих! Слушайте: я видел Преблагословенную Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Которая повелела мне избрать из среды вашей двенадцать и вместе с ними отправиться в дальнюю Иверскую страну, чтобы потрудиться в новой Церкви Христовой. Поэтому я для удобства напишу имена всех вас на отдельных хартиях и положу их на престол, и проведем всю ночь в молитве, чтобы Господь Сам избрал предавшихся Божественной воле Его». Ученики отвечали ему на это: «Отче святый! Как повелел тебе Господь, так и делай, но мы все-таки не оставим тебя и не разлучимся с тобою». Всю ночь провели они, стоя на молитве. В третьем часу утра святой Иоанн велел всем иереям принести Бескровную Жертву, по окончании же Литургии, приобщившись Святых Тайн, велел всем воздеть руки к небу и произносить: «Кириэ элейсон»70. Пение это продолжалось около часа, в это самое время Ангел Господень взял с престола на виду всех двенадцать хартий и вложил их в руки св. Иоанну. На этих хартиях были написаны имена отцов: Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе, Иосифа и Авива.
Блаженный Иоанн поступил так для того, чтобы ученики не подозревали его в лицеприятии, и чтобы не скорбели те, коим придется разлучиться с любимым учителем. Тех, которые должны были остаться на месте, св. Иоанн собрал пред собой, горько плачущих и сетующих о предстоящей разлуке с их наставником, и, утешая их, сказал: «Дети, не должно вам противиться воле Божией, поверьте, что с самого начала, как вы избрали меня учителем своим, я никому из вас не льстил, всех любил одинаково, от всего сердца. Свидетель Бог, воля Которого такова, чтоб вы оставались здесь и были верны Ему. Об отшествии собратьев ваших не скорбите, но с радостью покоритесь повелению и избранию Господа, чтобы не сделаться Ему противными, просим (говоря от лица двенадцати) умерить рыдания свои». За сим избрал из числа их некоего Евфимия настоятелем и учителем вместо себя, потом, подняв руки свои к небу, долго молился о них Богу. По окончании молитвы благословил каждого из них, возлагая руки на главу, затем отправился в путь с избранными учениками.
В это время Симеон чудотворец, сын св. Марфы, взошел на столп. Блаженный Иоанн вместе со своими учениками посетил его по дороге и, получив от него благословение, отправился прямо в Грузию (Иверию)71. Дорога была многотрудная и далекая. Наконец после долгого и утомительного путешествия святые (отцы приблизились к столице Иверии – Мцхета.
Ангел Божий явился тогдашнему католикосу (патриарху) Евлавию и сказал:"Вот идет Иоанн, раб Господень, с учениками своими. Он будет утверждать страну сию, просвещенную святой Ниной. Встань и встреть их радушно, ибо они посланы Богом, не препятствуй намерению их: они украшены всеми добродетелями и внутренний их человек просвещен». Встал достойный Евлавий и со всем клиром и множеством народа пощел к первой из близлежащих деревень, сам шел впереди, облаченный в ризы, желая узнать, кто эти рабы Господни. После долгого ожидания, наконец показались св. отцы, босые, в рубищах, бедные на вид, в клобуках, по обычаю сирийских иноков. Преподобный католикос, едва завидел их, тут же понял, что это те, о которых он имел откровение чрез Ангела, подошел к ним, обнял св. Иоанна и сказал ему: «На благо ты пришел к нам, святый отче!» Св. Иоанн упал ему в ноги и сказал: «Владыко святый! Благословен Бог, удостоивший меня поклониться святыне твоей». Ему последовали и ученики его, и все приняли от католикоса благословение.
Здесь нельзя не обратить внимания на совершившееся чудо! Каким образом преподобный католикос и блаженный Иоанн узнали имена друг друга и каким образом блаженный Иоанн свободно объяснялся с католикосом по-грузински? Чудо это подобно сошествию Святого Духа на св. апостолов. Воистину, дивны дела Господа Иисуса, давшего рабу Своему Иоанну дар понимать язык, которого он никогда не знал и не слыхал. Все видевшие это чудо дивились и прославляли Бога, Творца чудес.
Во всеуслышание католикос сказал Иоанну: «Отче Иоанне! Господь чрез Ангела Своего открыл мне о приходе твоем к нам. Благодарю Его, что Он прислал святыню твою руководить души многих к мудрости Божественной и к жизни вечной». Св. Иоанн поклонился католикосу и отвечал: «Владыко святый! Ты подражаешь Христу в смирении твоем, которому ты научился от Него Самого. Мы, рабы твои, благодарим Бога, что нашли в тебе такого достойного пастыря, которому все тайное открыто Богом. Слава величию Его, удостоившего нас видеть лицо твое, да руководишь нас, бедных, ко спасению, ибо вижу я, недостойный, тебя исполненным благодати Божией, и притом, когда я принял от тебя благословение, то разрешились уста наши и язык мой для разговора с тобой, также и слух для слышания святых велений твоих».
После этого католикос отправился вместе со святыми отцами в город и повел их прямо в церковь живоносного и мироточивого столпа. Св. Иоанн и его ученики пали пред этой святыней, пораженные величием знамения – воздвижения Богом мироточивого столпа. Они славили и благодарили Господа за то, что их так хорошо приняли. После сего католикос просил их остаться при нем, и святые отцы согласились.
Царь и весь народ смотрели на них, как на Ангелов небесных, из уст иноков истекали благодатные струи Божественного учения, они являли пример высокого благочестия. Открылись благодатные целебные источники, со всех мест стало собираться к ним множество людей, приносивших больных и желавших при этом получить какое-либо наставление и поучиться Божественному закону. Слушая поучения святых отцов, иверцы утверждались в вере в Святую Троицу. Проповедью иноков просветилась почти вся Карталиния, сам царь Парсман VI и вельможи его приходили часто получить благословение и послушать их.
Святые отцы обходили все места, где блаженная Нина учила вере Христовой, поклонялись тем местам, где происходили какие-либо события ее жизни, и, желая как бы увидеть ее, расспрашивали о всех ее деяниях и проповедях и благодарили подвигоположника Христа, даровавшего немощной жене столь великую благодать апостольскую. Наконец иноки стали молить Бога о том, чтобы Он указал им место постоянного пребывания. Вскоре блаженный Иоанн увидел на северо-востоке, на горе Заден, подобное черной густой туче множество бесов, исполненных гордости. Святой стал дивиться и говорить ученикам своим: «Смотрите, дети, что эти лукавые делают на горе той! Я думал поселиться там, наверное, это для того делают они, чтоб устрашить нас, но с нами имя Христово». Потом, обращаясь к бесам тем, сказал: «Именем Христа повелеваю вам удалиться оттуда, да не будет вам места там, где поселится бедный Иоанн и братия его». После этого св. Иоанн пришел к католикосу и просил позволить ему жить с братией на той высокой и неприступной горе, пока Бог не укажет им другое место. Католикос сказал им: «Святые отцы! Гора та мрачна, высока и неприступна, и притом она была местом мерзкого идола Задена, которого разрушила святая и блаженная Нина, матерь наша. Гора та и теперь, как говорят, полна злых духов». Иноки возразили ему на это: «Да будет благоволение Божие и твои молитвы с нами, благослови и отпусти нас». Католикос, будучи не в силах более удерживать их, исполнил их просьбу. Св. отцы сначала пришли к столпу, Богом воздвигнутому, преклонили колена и долго молились. Св. Иоанн со слезами молился Богу пред мироточивым столпом, говоря: «Настави мя, Господи, каким путем идти мне, и веди меня во истине Твоей туда, где бы, благоугождая Тебе, мог я в тишине окончить дни моей жизни, исполняя служение Тебе, Господи! Оставил я страну, в которой родился и рос, и Промышлением Твоим шел по пути этой краткой жизни». Окончив молитву, они вышли из города Мцхета.
Это было в мае, когда река Арагви была в разливе, и переход чрез нее был невозможен, но путников ничто не могло удержать. Они в сопровождении католикоса и всего народа пришли к берегу реки. Блаженный Иоанн обратился к возлюбленному ученику своему Шио и сказал: «Помолись, отче, Богу, да проведет Он нас на тот берег безопасным путем».
Св. Шио, всегда покорный своему учителю, без возражений обратился лицом к востоку, положил три поклона, осенил воду крестным знамением, взял жезл у св. Иоанна, ударил концом его по воде, произнося следующие слова: «Вода! Отец наш повелевает тебе остановиться в течении твоем, пока перейдем на тот берег». О чудо! Река дала им дорогу, и святые прошли чрез нее, как посуху. Все множество людей, увидев это, прославило Бога, даровавшего рабам Своим такую благодатную и крепкую веру.
Проходя с великим трудом через колючие кустарники у подножия горы и дремучий лес на горе, святые отцы взошли наконец на самый верх. Иоанн обошел всю вершину, на которой стоял некогда мерзкий идол Заден. Очистив несколько гору, он нашел там небольшую пещеру. Обратившись к ученикам своим, преподобный сказал: «Братие мои! Поселюсь я здесь, и на этой горе нам будет удобно пребывать в безмолвии, и наша жизнь благоугодна будет Богу». Ученики на это отвечали ему: «Честнейший отец, как угодно тебе, так пусть и будет по твоим словам». Найденную пещеру св. Иоанн немедленно сделал церковью, а потом святые отцы устроили себе несколько бедных шалашей из листьев деревьев и поселились в них. Там пребывали они в подвигах благочестия, претерпевая холод и голод, пищей им служили разные травы и коренья, растущие на горе.
Итак, этот пустыннолюбивый голубь, подобно пустынножителю Крестителю Иоанну, водворился на горе Заден. Постом, молитвами и умерщвлением плоти он достиг самого высокого духовного совершенства и поборол все козни сатанинские. Когда плоть ослаблена постом и молитвами, силен дух; тело же, изнеженное пресыщением и праздностью, ослабляет дух и делает его рабом нечистых плотских помышлений. Посему Боголюбивый этот муж умершвлением плоти поработил ее вполне духу. Сего светильника, красу Церкви и народа грузинского, Господь вселил на горе той, дабы разливалось вокруг сияние его молитв, силой которых очистилась та гора от множества некогда водворившихся там злых духов. Едва разнесся слух о поселении святых мужей на горе, как народ нашел к ним дорогу, со всех сторон спешили к ним больные, бесноватые, слепые, глухие, увечные, которые получали исцеление. Возвращаясь домой совершенно здоровыми, они славословили и благодарили Бога за подаяние им милости чрез святых отцов.
Однажды католикос собрал своих епископов и пожелал взойти с ними на гору к преп. Иоанну и его ученикам. Когда архиереи приближались к жилищу св. отцов, те, заметив идущего к ним первосвятителя, исполнились необыкновенной радости, немедленно вышли навстречу, бросились в ноги католикосу и епископам и просили благословения, пришедшие же просили молиться о них Богу. Католикос, сотворив молитву, сел возле пещеры, служившей церковью. Св. Иоанн обратился к гостям со следующими словами: «Почему, господа мои, вы изволили принять на себя столь великий труд посетить нас, людей недостойных? Бог, Щедрый в милостях, да воздаст вам за это». Затем католикос стал просить св. Иоанна сказать им что-нибудь в назидание, но блаженный долго отказывался, говоря, что это более прилично как раз Евлавию как первосвятителю, но наконец, после долгих просьб католикоса святой Иоанн согласился и начал говорить о жизни вечной и о будущем воздаянии. Из уст его лились как бы сладкие струи неисчерпаемого источника, католикос и епископы со вниманием слушали поучение его, исполняясь необыкновенной радости.
В это время по причине смерти двух епископов остались без архипастырей две епархии: Цилканская и Некресская. Католикос Евлавий, посоветовавшись с епископами, пожелал назначить на пустующие кафедры кого-либо из числа тринадцати святых отцов и положил избрать тех, которые в день его прихода на гору будут совершать Божественную Литургию. Когда первосвятитель с другими пришел, служили иеромонах Авив и иеродиакон Исе. По окончании Литургии, католикос в присутствии св. Иоанна и других взял одной рукой Авива, а другой – Исе и, поцеловав первого, сказал: «Радуйся, Авиве, епископ города Некреси»; потом поцеловал другого, сказав: «Радуйся, Исе, епископ города Цилкани». Такая неожиданность удивила избранных: они были опечалены налагаемым на них тяжким бременем святителства. Со слезами отказывались они и просили католикоса не отлучать их от старца, любимого ими. Но католикос ответил: «Жив Господь наш Иисус Христос, что не возьму назад слов, возвещенных вам по повелению Божию». Обратился к ним и святой Иоанн, сказав: «Дети, не противьтесь повелению Божию и желанию сего святого Владыки. Для того пришли мы в эту страну, чтобы трудиться в ней и сеять слово Божие».
Избранные святые мужи более не возражали, и католикос, взяв их с собой, возвратился в город Мцхета и посвятил их в скором времени во епископы. Авива первосвятитель послал в Некреси, где святой после долгих трудов среди язычников принял от огнепоклонников мученическую кончину; а чудный Исе был поставлен в Цилкани, ему была вручена паства Цилканская, и он получил в управление Цилканский соборный храм, где находилась чудотворная икона Божией Матери, написанная на доске из яслей Господних.
По уходе св. Авива и св. Исе с горы посетители св. Иоанна со временем умножались, и многие из них оставляли мир, вступали в число братии его, и непроходимая из-за лесов гора та сделалась уже удобной для жительства поселившихся там и прославляющих имя Господа Иисуса иноков.
Однажды ночью блаженному Иоанну явилась Пресвятая Богородица с равноапостольной Ниной, и повелела ему Владычица разослать его учеников по разным местам Иверии для проповеди слова Божия и поучения народа. Восстав от сна, святой Иоанн собрал учеников, передал им свое видение и повеление Владычицы Богородицы и приказал готовиться в путь, куда каждому укажет Сам Господь.
Больно было ученикам расставаться с возлюбленным отцом своим, но они не смели противиться ему, будучи уверены в том, что такова воля Божия. Прежде всего св. Иоанн привел учеников своих к католикосу Евлавию, объявил ему повеление Господа и просил благословить уходящих и молиться о них. Католикос, благословляя святых отцов, просил каждого взять с собой по одному монаху в помощь себе. Согласились все, кроме св. Шио: как любитель отшельнической жизни, он просил, чтоб ему позволили остаться в совершенном одиночестве. После этого св. Иоанн заповедал ученикам, как им жить в разлуке с ним, и преподал следующее наставление.
«Любезные дети мои! Для блага этой страны Господь послал нас сюда и, как видите, добрая почва страны сей новопросвещенной требует орошения учением слова Божия, дабы проповедью и наставлением укрепились в ней твердо корни православной веры. Поэтому каждый из вас, подобно апостолам, должен отправиться возвещать истины веры, совершать святое Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа и поучать пребывающих в невежестве поклоняться одному Господу нашему Иисусу Христу. Да не предпочтете, дети мои, чего бы то ни было любви Господней, как и наш праотец Адам лишился райского блаженства и все потомство свое обрек на заботы, труды, лишения и, наконец, смерть, вкусив запрещенного плода, за что и был изгнан из рая. Но Христос, по благодати Своей, не только не предал забвению творение рук Своих, искушенное диаволом, но даже вочеловечился ради него и, претерпев страдания, избавил его из рук смерти, соделав снова причастником блаженства.
Знайте же вы, дети мои любезные, что если будете пребывать в посте, бдении и сохранять тела ваши в чистоте, прилепится к Богу дух ваш, очищенный от скверны. Избегайте всячески вина, ибо неприлично пить его монашествующим: оно сковывает крепкими цепями употребляющих его и уподобляет человека купленному рабу, подчиняя его греховным побуждениям. Святой Павел справедливо называет вино началом зла, говоря: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5; 18).
Братья мои! Помните всегда смерть и имейте пред очами вашими постоянно страшный день Суда, когда мы все со стыдом и ужасом предстанем пред Господом Иисусом Христом. Будем подвизаться в этой жизни в добродетели и не станем щадить себя ни в чем, избегнем страстей плотских, претерпим болезни временные, ибо все земное обречено быть горьким, а лишь в вечности наше успокоение. Победим здесь мужественной борьбой врага нашего, дабы в будущем заслужить венцы бессмертия, приготовимся благоговейно к тому страшному часу, когда от вещественного облечения своего освободится душа. О, как страшен час тот, когда Ангелы сопровождают душу к месту, ей уготованному, где ожидает ее воздаяние по делам, добрым или злым!» Напутствовав учеников своих таким наставлением, блаженный Иоанн послал их проповедовать о приближении царствия небесного, и, ведомые Духом Святым, они направылись в путь по указанию пастыря своего, будучи наделены от него властью попирать стопами змей, гадов и всякую силу вражию. Чтобы иноки достойнее следовали по избранному пути, воодушевлялись воспоминанием святых мучеников и следовали примеру их, св. Иоанн дал имевшиеся у него мощи святых мучеников ученикам, посылая их на проповедь слова Божия.
Одни из св. отцов, именно: блистающий жемчугом святости и постничества Давид, многосветлое солнце столпничества Антоний, цвет чистоты и целомудрия авва Иосиф, увенчанный силой и ведением Стефан, столп сладкого послушания Зенон – отправились в Кахетию, в северо-восточную часть Иверии, там же, в г. Некреси, был и святитель Авив, в будущем священномученик. А святые отцы: Шио, образец духовных слез и крепость царства Грузинского, Пирр, божественный пример плача, Михаил, образ чистой правды и жизни по ней, Фаддей, столп святой веры, Исидор, вертоград добродетели – отправились в Карталинию, в северо-западную часть Иверии, орган всесвятой любви и непорочности Исе находился также в Карталинском городе Цилкани.
Каждый из преподобных отцов страдал за веру и истину; как на апостолах и мучениках, на них исполнялись слова богоглаголивого Павла: Те, которых весь мир не бил достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли, терпели недостатки, скорби, озлобления (Евр. 11; 38, 37). Ибо отреклись они от всех забот мирских, и многие из них осудили себя на такие лишения, что не хотели употреблять даже одежд, завернувшись в кожи, шли они на проповедь слова Божия, несмотря ни на холод ночи, ни на зной дневной, и, подобно живущим в раю прародителям нашим, были наги из любви к пустынножительству, и пренебрегали всяким рукоделием человеческим. Ученики эти не корыстью, но своей преданностью Иоанну побуждаемы были к благому труду, они научены были наставником своим, как возделывать ниву спасения верующих и очищать пшеницу от плевел, которые посеял завистник и враг рода человеческого, влагая в души людей порочные желания. К этим блаженным отцам приходили люди боголюбивые и верующие во Христа и поучались у них делам душеспасительным, слабые же телом и духом получали и просвещение. Господь внимал молитвам отцов, совершая чрез них множество исцелений и чудес. Так сердца верующих укреплялись в Православии, духи нечистые в страхе оставляли места, в которых жили, и убегали в пустыни, капища идольские разрушались, и вместо них воздвигались храмы во славу Божию.
Разослав учеников своих по всей Грузии, св. Иоанн оставил при себе одного только диакона Илию, который был ему утешением и опорой в немощи его, и предался непрестанным трудам и подвигам духовным, посту и молитве, и совершенно умертвил плоть свою. Видя таковые подвиги блаженного мужа, нечистые духи разрывались на части от зависти и бессильной злобы. Они не могли переносить присутствия святого на горе Заден. Однажды, вооружившись на Иоанна, с дерзостью и бесстыдством приступив к нему со страшными криками, бранью и угрозами, старались навести на него страх и изгнать его оттуда: «Зачем пришел ты сюда,-говорили они,– этим местом владеем мы с древности, какое равенство между нами и тобой? Какой властью отнимаешь у нас достояние наше? Монах, если ты не оставишь горы по доброй воле, то мы нашлем на тебя такое множество искушений, что ты вынужден будешь уйти и поймешь, что значит вторгаться в чужие пределы».
Святой Иоанн осенил себя крестным знамением и сказал про себя; «Именем Господа поражу их! Господь со мной, кого же я убоюсь? Если Бог со мной, то что сделает мне враг?» Затем, обратившись к демонам, произнес: «Если дана вам от Господа власть над телом моим, как это некогда было с Иовом, то делайте, что хотите, что должно делать вам, ибо я раб Господа моего Иисуса Христа и не боюсь угроз ваших». Главнейший из демонов с яростью обратился к святому и сказал: «Иоанн, Иоанн! Для чего ты пришел к нам, оставив свое прежнее место? Иди отсюда немедленно, потому что гора эта наша, и тебе не подобает жить с нами. Если же не послушаешь нас, навлечешь на себя гибель, ибо ты не сможешь противостоять нашей власти. Не обрекай же себя на бедствие, уходи отсюда скорее».
Тогда Иоанн отвечал им: «О злочестивые! Никогда не желаете добра нашему роду. Вы коварны и лживы, и вместо блага человеку всегда добиваетесь низвержения его во ад. Как вы говорите мне, что место это ваше? Не Господу ли принадлежит этот мир и все пространство, равно и земля, и все на ней не дано ли Богом роду человеческому? Для вас же предназначена Им одна только преисподняя и несгораемый огонь, в котором должны понести наказание вы и все исполнители воли вашей. О, как хитро советуешь мне удалиться отсюда, коварный! Коварством вашим лишились прародители наши райского блаженства, которое возвратил нам Господь наш Иисус Христос, и вот вас всюду преследует потомство Адама. Удалитесь именем Христа и уходите далеко отсюда, ибо Господь наш Иисус предоставил мне место это».
Как только святой произнес эти слова, демоны завопили страшным голосом: «О, горе нам! Ты пришел сюда во имя Иисуса, изгоняющего нас отовсюду, именем Которого торжествуют над нами даже непоследовавшие Ему, ибо Он и им даровал над нами силу победную. Бежим же отсюда к язычникам внутренних стран в горах и водворимся среди них». И мгновенно исчезли бесы, висевшие подобно туче над пещерой блаженного, и пустились прямо к северу, внутрь Кавказских гор.
Когда разнеслась молва об этом чуде, жители окрестностей, знавшие, что гора эта была наполнена нечистыми духами, воздали славу Богу и, удивленные таким великим чудом святого отца Иоанна, единодушно говорили: «Воистину, дивен Бог во святых Своих, и благословенно имя Его во веки». Такой благодатью сиял достойный отец наш, обогащенный всеми добродетелями и смиренный духом. Св. Иоанн навещал учеников своих, дабы не ослабевали они духом в подвигах душеспасительных и всегда были готовы к тому неведомому дню, когда Грядущий Жених призовет чистые души, украшенные христианскими добродетелями, и введет их в брачный чертог святых.
Замечательно посещение св. Иоанном его возлюбленного ученика св. Шио. Чтоб достоверно узнать, какой степени совершенства духовного достиг преподобный, св. Иоанн, взяв с собой ученика и служителя своего Илию-диакона, пошел в обитель св. Шио.
Когда братья обители услышали о приближении великого отца и учителя, вышли ему навстречу во главе с преп. Шио. Облобызавшись со св. Иоанном и приняв от него благословение, повели святого прямо в церковь Божией Матери. Св. Шио, узнав о намерении наставника остаться у него на некоторое время, послал монаха к святителю Исе, епископу Цилканскому, с известием о приходе учителя и отца их Иоанна и просил святителя прийти к ним, чему св. Исе был очень рад. Он немедленно собрался в дорогу и отправился в обитель преп. Шио. Пришедши, св. Исе принял благословение от отца своего Иоанна, прежде облобызавшись с ним.
Проведя некоторое время в обители св. Шио, блаженный Иоанн однажды во время трапезы потребовал чашу вина, диакон Илия подал ему ее. Тогда блаженный осенил чашу крестным знамением, поднял вверх, помолился Богу и выпустил ее из рук. Она стала, как бы поставленная на чем-нибудь, в воздухе. Чудотворец обратился к ученикам своим св. Шио и св. Исе и сказал: «Дети, снимите чашу эту, полную вина, и благословите». Но никто не дерзал на таковое дело. Все окружавшие святого дивились этому чуду. Наконец сам Иоанн взял чашу и дал пить из нее всем, прежде благословив. Потом св. Иоанн обратился к преп. Шио, говоря: «Отче, нужно возблагодарить Бога за чудо, которое явил ныне Господь между нами». Св. Шио повиновался старцу, встал с места, положил на голую ладонь левой руки горячие угли и на них-фимиам и начал кадить сидящих святых отцов, и воздух наполнился благоуханием фимиама. Все видевшие чудо это славили и благодарили Бога и удивлялись столь дивным Его делам.
Св. Иоанн сказал присутствующим: «Не дивитесь, братия! Знайте, что действие огня безопасно для истинно верующих. Огонь, возжженный в Вавилоне для трех отроков, устыдился невинных, когда халдеи бросили их в горящую печь. Сошел к юношам Ангел и сохранил их неврежденными от пламени, так что и волосы их остались неопаленными, но пострадали одни лишь возжигатели огня». Потом св. Иоанн посмотрел на святителя Исе и сказал: «Отче и пастырю словесных овец, просим твоего благословения в память о тебе».
Св. Исе, исполненный Святого Духа, встал с места, поднял руки свои к небу, долго молился безмолвно, потом пал на землю, оросил ее теплыми слезами и, обратившись к св. Иоанну, просил его молитв. Затем, пригласив Иоанна и других следовать за ним, пошел к реке Ксани. Прийдя к реке, св. Исе снова стал на молитву. «Святая и Преблагословенная Царица, – говорил он, – Твоею благодатью да покорится мне вода эта, и да последует она мне». Окончив молитву, святитель протянул жезл свой к реке и сказал: «Именем Господа нашего Иисуса Христа говорю тебе, река Ксань, последуй за жезлом моим». О чудо! Отделилась часть реки и потекла вслед за святым Исе, она как бы тянулась за жезлом. Земля же углублялась там, где блаженный влачил жезл свой и показывал воде дорогу. Таким образом святые приблизились к церкви Божией Матери в Цилкани, а святитель все еще вел за собой воду. Дойдя до упомянутой церкви, св. Исе оставил воду, и она нашла себе дорогу дальше, вода эта и доныне течет у самой крепостной стены церкви Божией Матери во славу Господа Иисуса Христа и в свидетельство о святости Исе. Очевидцами этого чуда были святые отцы Иоанн, Шио, Илия-диакон, Евагрий и другие братья обители св. Шио, а также и жители великого города Мцхета и ближайших селений, жители Цилкани, которые славили и благодарили Бога, подавшего святым Своим столь великую силу чудотворения.
Увидев духовное совершенство своих учеников, св. Иоанн с диаконом Илией возвратился назад в свою пещеру на гору Зедазен. За ним последовали и остальные ученики его: Шио, Исе и другие. Проведя у св. Иоанна три дня в духовной радости, каждый из них возвратился к себе.
Гора, на которой жил св. Иоанн, была вначале совершенно безводна. В поте лица трудился ученик преподобного св. Илия. Он носил воду из реки Арагвы, текущей у подножия высочайшей горы Зедазен. Сжалился над ним св. Иоанн, видя столь великие труды его, стал со слезами просить Бога подать им на той высочайшей горе источник воды, которая и до сего времени течет там во славу Бога и раба его Иоанна.
Народ, узнав об этом новом чуде, стал стекаться с разных мест, принося с собой больных разными недугами, одержимых духами нечистыми. Святой, благословляя их, подавал им пить воду из источника, дарованного Богом по его молитве и слезам, и больные немедленно получали душевное и телесное исцеление. И теперь всякий, принимающий с верой воду эту, обретает сугубую пользу молитвами святого отца нашего Иоанна. Однажды ученик святого, диакон Илия, пошел к источнику за водой. Черпая воду, он взглянул и увидел против себя медведя необыкновенной величины, идущего на источник. Илия очень сильно испугался, оставил водонос и в ужасе пустился бежать к святому схимнику, великому Иоанну, сообщил ему о виденном звере и сказал: «Пойдем, отче, я укажу тебе этого медведя у самого источника». Св. Иоанн последовал за учеником своим и увидел медведя, пьющего воду. Иоанн с кротостью сказал: «Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но, говорю тебе, чтоб ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять какого-либо вреда».
Услышав слова святого, медведь, опустив голову, как раб покорный, немедленно удалился от источника. Так давал заповедь даже и бессловесным зверям благой наставник этот, св. Иоанн. И с тех пор все дикие звери, которых на этой горе огромное множество, так твердо сохраняют эту заповедь святого, что при всякой встрече с людьми немедленно бегут в обратную сторону, исполняя веление св. Иоанна, и не причиняют никому никакого вреда.
Принесли однажды к чудотворцу одного больного, расслабленного всеми членами и совершенно уже разрушающегося, на которого нельзя было смотреть без глубочайшей жалости, положили его вместе с носилками перед св. Иоанном и просили блаженного, говоря: «Помилуй расслабленного этого, о святый отче! Ибо веруем, что молитвами твоими можешь сделать все, как исполнитель воли Господа и верный раб Владыки нашего Иисуса Христа». Обратился к нему и сам расслабленный тихим голосом, так что едва можно было слышать его: «Помилуй меня, раб Милосердного Владыки и Бога, и моли Его за меня, почти мертвого и обреченного быть в могиле, да уврачует меня Господь молитвами твоими».
Блаженному Иоанну тяжело показалось испытание это, но, сострадая больному, помолился он с верой Господу и просил Его об исцелении этого человека. Потом, обратившись к страдальцу, как некогда Спаситель к расслабленному у купели Силоамской (Проватикийской), святой сказал ему: «Встань, возьми постель твою и иди, ибо исцеляет тебя Господь наш Иисус Христос». О чудо великое! Полумертвый, безнадежно больной встал тотчас же на ноги с исцеленными всеми членами своими. Великое это дело видели все присутствующие и, удивленные, славили Бога, столь чудесно действующего чрез раба Своего св. Иоанна.
В другое время привели человека, в которого вселился дух немоты. Больной сильно страдал от того, что не мог произнести ни одного слова. Св. Иоанн сжалился над ним, обратился к нечистому духу, как бы к человеку, и сказал: «Дух злой и нечистый, зачем терзаешь ты творение Божие? Говорю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, изыди из него и ступай в места пустынные и непроходимые для людей». Злой дух по повелению святого немедленно оставил человека, и получил страждущий освобождение от мучившего его диавола.
За это чудо славили и благодарили Христа Бога, и говорили пришедшие с тем человеком: «Кто это такой, который одним словом изгоняет диавола и дарует больным исцеление?» Иоанн же говорил им: «Не дивитесь, люди, столь великому чуду Божию, ибо не я врачую, а имя Господа нашего Иисуса Христа, Который изгоняет нечистых духов и уничтожает силу их, и освобождает людей от немощи и недугов. Ибо сказал Господь: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14; 12). Бог есть Творящий чудеса». Такими благодатными дарами сиял блаженный Иоанн. О множестве чудес, совершенных им еще в Сирии, мы умалчиваем, чтобы избежать многословия, упомянули же лишь о некоторых из тех, которые творил он в Иверии, показывал, какую обрел он милость у Всевидящего Владыки Иисуса Христа.
Надлежало наконец святому после долговременной жизни успокоиться от трудов своих и получить мзду их. Св. Иоанн, удостоившись откровения о своей смерти, пригласил некоторых из учеников своих, которые были еще живы. Между прочими-диакона Илию и св. Фаддея Степанцминдского, основавшего по повелению св. Иоанна у подошвы горы Заден монастырь для приходящих ради спасения души к Иоанну. Как любитель уединения и отшельнической жизни, святой не принимал к себе никого жить на горе, оставался только со св. Илией, а всех приходящих посылал в упомянутый нижний монастырь Фаддея.
«Дети мои! – говорил он ученикам. – Близок последний час мой. Страшусь, чтобы злые враги не повлекли меня в бездну ада. Во время смертного часа остерегайтесь и вы, братья мои, сетей диавольских, дабы враг человека не подставил вам камня преткновения, ибо он постоянно стережет нашу душу, желая как-нибудь уловить ее, и никому не избежать рук его иначе, как только постом и чистотой телесной, ибо эти подвиги привлекают к нам помощь Божию. Посему прошу, дети мои, бодрствовать каждый час и свято служить Господу, поминая и меня в молитвах ваших». Кротостью и смирением души св. Иоанн был устрашением диавола, которого отгонял от себя словом и делом. Но и теперь, освобождаясь от уз плоти, уже как бы стоя пред Господом чистой душой, он все-таки еще опасался горьких мытарств. Он научен был великим учителем язычников апостолом Павлом, который сказал: «Что надлежало мне сделать, то я сделал, а все-таки остаюсь неключимым рабом Господа»72.
Затем св. Иоанн заповедал ученикам своим положить его тело в тесной его пещере на горе, на месте его подвигов, потом причастился Св. Тайн Тела и Крови Христа Спасителя. По принятии их преподобный вдруг пришел в духовный восторг, видя пред собой воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых, сошедших принять его святую и праведную душу и принести к престолу Всевышнего, и предал ее св. Иоанн в руки небесных граждан73.
Ученики святого обливали его ноги горячими слезами, рыдали о сиротстве своем, оплакивая потерю такого отца. «Честнейший отец и путеводитель душ наших, – говорили они, – где же теперь нам видеть ангельское твое лицо? Кто будет врачевать сугубое бессилие наше, кто же подобно тебе будет орошать землю святыми слезами?» После долгих рыданий приготовили тело св. Иоанна к погребению. Позабыли, однако же, исполнить заповедь старца или, лучше сказать, не хотели и считали, что неприлично похоронить святое тело его в убогой пещере на горе, а поэтому собрали иереев, диаконов и в сопровождении духовенства и светской знати с честью унесли святого с горы и, прийдя в нижний монастырь, после обычного правила положили в нарочно приготовленном для него склепе. Но между тем великому подвижнику и праведнику не угодно было такое ослушание учеников его. Он желал, чтобы тело его предали земле в месте, им самим назначенном. Земля вокруг монастыря стала страшно колебаться, и ученики его поняли, что святому неугодно лежать телом в монастыре св. Фаддея. Помня повеление преподобного, они пошли к католикосу и ко всему соборному клиру и объявили им заповедь св. Иоанна.
Католикос, услышав о таком событии, отправился в монастырь, сопровождаемый иереями и диаконами и множеством народа, вынес святые мощи из склепа, и с возжженными свечами и фимиамом и со славословием все пошли на гору в упомянутую пещеру святого, где и положили его тело. Тогда же прекратилось землетрясение вокруг нижнего монастыря. По погребении святого стали истекать бесчисленные чудеса от его святого гроба: одно прикосновение ко гробу исцеляет от душевных и телесных недугов до нынешнего дня.
По прошествии многих лет святой Климент, католикос Мцхетский, построил на южной стороне пещеры, где лежало тело святого, церковь в честь Иоанна Крестителя, в приделе которой у самого жертвенника и покоятся святые мощи Иоанна. Таковыми благодатными деяниями просветил и украсил страну Иверскую всехвальный Иоанн. Он научил народ служению Господу не только собственным примером, но и через учеников своих, поэтому святая Церковь Иверская празднует память преподобного вместе с двенадцатью учениками его седьмого мая. Кончина святого последовала между 557 и 560 годами при католикосе Макарии.
Молитва преподобному Иоанну Зедазнийскому чудотворцу
О отче отцев и величие монахов Иоанне, явивыйся ради украшения рода Грузинскаго! О преблаженне причастниче небеснаго царствия! Предстоя престолу Пресвятыя Троицы, призри с высоты небес на ны, недостойныя рабы твоя. Отжени от нас врагов душ наших, умоли свободитися нам от всех душевных и телесных страстей, да от многотревожных греховных вожделений очищеннии, обретем и мы упокоение и да сподобимся славословити в веце будушем Безначальнаго Отца и Единороднаго Его Сына, Всесвятаго Благаго и Животворящаго Его Духа, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.
* * *
20 мая (н.ст.) – Прим.ред.
Житие св. Иоанна изложено пространно католикосом Арсением в XII веке, здесь приводится перевод этого текста.
Господи, помилуй (греч.). (Прим. ред.)
Прибытие туда св. Иоанна относится ко времени правления Парсмана VI (541–555), который царствовал в сер. VI века. См. книгу Иосселиани Краткие жизнеописания святых Грузинской Церкви, стр. 64, Св. Иоанн Зедазнийский.
Ср. 1Кор. 4; 4.
Кончина св. Иоанна последовала вскоре после смерти возлюбленного его ученика св. Шио, скончавшегося также, вероятно, при католикосе Макарии (556–572).