иером. Макарий Симонопетрский

Память исповедника и мученика Михаила, князя Черниговского, Новгородского и Киевского, и его боярина Феодора

В начале XIII в. Русская земля страдала от постоянных междоусобиц русских православных князей. Татаро-монголы, пришедшие из Центральной Азии, пользовались этим. Их орды вторгались в Южную Русь, все разрушая и грабя на своем пути294. В 1240 г. татары пошли на Киев, взяли его и разграбили, не пощадив и знаменитую Киево-Печерскую лавру.

В то время Киевский престол занимал князь Михаил Черниговский. Он вместе с верным боярином Феодором сначала бежал от врага, превосходившего числом, и скрылся в Венгрии, оставив Киев на разграбление. Но вскоре Михаил покаялся в малодушии и маловерии и добровольно явился в Золотую Орду к монгольскому хану, желая отвести гнев от народа и принять его на себя.

Коварный хан попытался соблазнить князя обещаниями и потребовал, чтобы тот поклонился кусту и прошел через огонь, как того требует языческий обычай. Михаил и Феодор согласились подчиниться хану как земному владыке, но отказались исполнять нечестивые обряды. Другие русские князья, бывшие там и подчинившиеся требованию хана, склоняли Михаила к согласию, рассчитывая по возвращении на родину принести совместное покаяние. Феодор же поддержал князя и напомнил ему слова Господа о том, что всякого, кто исповедает Его перед людьми, того исповедает и Он перед Отцом (ср.: Мф 10, 32). Св. Михаил решительно отказал хану и заявил: «Я не могу быть христианином по названию и идолопоклонником на деле!». Бросив свой меч ростовскому князю, он сказал: «Оставь себе славу сего тщетного мира». Так тот, кто проявил слабость в час битвы, храбро вступил на путь мученичества.

Двадцатого сентября 1246 г. татары бросили князя на землю и нещадно били, пока земля не стала красной от крови. Михаил не переставал восклицать: «Я христианин!». Затем язычники приступили к боярину Феодору, обещая ему высокие должности, если он подчинится. Но он решительно отвечал: «Я желаю только одного: отойти ко Христу тем же путем, что и мой господин, князь Михаил!». Его тут же обезглавили.

Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестями. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

В 1774 г. святыню положили в Архангельском соборе Москвы, где они почивают по сей день.

* * *

294

См. также статьи о свв. Александре Невском [23 н.] и Михаиле Тверском [22 н.].


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle